КОСМИ́ЧЕСКОЕ ПРА́ВО МЕЖДУНАРО́ДНОЕ
-
Рубрика: Юриспруденция
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОСМИ́ЧЕСКОЕ ПРА́ВО МЕЖДУНАРО́ДНОЕ (The International Outer Space Law), совокупность юридич. норм и принципов, обеспечивающих междунар. сотрудничество в сфере исследования и использования космич. пространства в мирных целях.
К. п. м. – одна из наиболее молодых отраслей междунар. публичного права. С запуска в СССР 4.10.1957 первого в истории искусственного спутника Земли началось практическое исследование и освоение космического пространства. СССР – инициатор разработки междунар. соглашений, регламентирующих космич. деятельность. 13.12.1963 Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космич. пространства (проект был внесён СССР в 1962), – первый междунар. документ в этой области. В РФ утвердилось наименование «космическое право», в зарубежных странах чаще употребляется термин «внешнепространственное право» (Law of Outer Space, Weltraumrecht). Осн. источники К. п. м.: Устав ООН; Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космич. пространстве и под водой (1963); Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космич. пространства, включая Луну и др. небесные тела (1967); Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космич. пространство (1968); Конвенция о междунар. ответственности за ущерб, причинённый космич. объектами (1972); Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космич. пространство (1974); Соглашение о деятельности государств на Луне и др. небесных телах (1979) и др. Ряд вопросов использования космич. пространства регламентируется обычными нормами междунар. права.
В междунар. документах закреплены осн. принципы К. п. м.: исследование и использование космич. пространства, включая Луну и др. небесные тела, на благо и в интересах всех стран; открытость исследования и использования космич. пространства всеми государствами без к.-л. дискриминации, на основе равенства и в соответствии с междунар. правом, при свободном доступе во все районы небесных тел; невозможность нац. присвоения космич. пространства, включая Луну и др. небесные тела, ни путём провозглашения на них суверенитета, ни путём использования или оккупации, ни любыми др. средствами; частичная демилитаризация космич. пространства и полная демилитаризация небесных тел (запрещается выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми др. видами оружия массового поражения, устанавливать такое оружие на небесных телах и размещать в космическом пространстве); предотвращение загрязнения космич. пространства, включая Луну и др. небесные тела. Устанавливается междунар. ответственность за нац. деятельность в космич. пространстве. При этом космич. пространство рассматривается как res extra commercium (вещь, изъятая из оборота), т. е. достоянием человечества являются результаты исследования и использования космоса, но не само космич. пространство.
Субъекты К. п. м. – государства и межправительственные организации, прежде всего междунар. космич. организации.
Исследования в космосе осуществляются пилотируемыми объектами, запускаемыми в космич. пространство (космическими кораблями, орбитальными станциями и др.). Разумная и упорядоченная космич. деятельность требует систематич. учёта произведённых запусков таких объектов. К. п. м. устанавливает обязательную систему регистрации объектов, запущенных в космич. пространство, которая способствует их идентификации и используется для сохранения юрисдикции государства и контроля над таким объектом. Каждое государство регистрации предоставляет Генеральному секретарю ООН информацию о каждом запускаемом в космич. пространство объекте, занесённом в его реестр (назв. запускающего государства или запускающих государств, обозначение объекта или его регистрационный номер, дату и территорию или место запуска, осн. параметры орбиты, общее назв. объекта).
Нормами К. п. м. и нац. права определяется правовой статус космонавтов. Все государства рассматривают космонавтов как «посланцев человечества в космос» и оказывают им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории др. государства или в открытом море. Космонавты, которые совершают вынужденную посадку, должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в реестр которого занесён их космич. корабль.
К. п. м. детально регламентирует порядок запуска КА, дистанционного зондирования Земли из космоса, использования КА для целей метеорологии, процессы коммерциализации в области спутниковой связи, использования ядерных источников энергии в космич. пространстве и др.
К. п. м. устанавливает правовые основы ответственности за ущерб, причинённый космич. объектами. Государство несёт абсолютную ответственность (независимо от наличия или отсутствия вины) и обязано выплатить компенсацию за ущерб, причинённый его космич. объектом на поверхности Земли или возд. судну в полёте. Если запуск осуществляется в процессе совместной деятельности ряда государств, ответственность за ущерб должна быть солидарной. Бремя компенсации распределяется сообразно степени вины; если эту степень установить невозможно – между запускающими государствами поровну.
К. п. м. регламентирует правовой статус Луны, орбит вокруг неё или др. траекторий полёта к Луне или вокруг неё.
В РФ исследование и использование космич. пространства, в т. ч. Луны и др. небесных тел, являются важнейшими приоритетами гос. интересов и регламентируются Законом РФ «О космической деятельности» (1993). Со многими странами (Франция, ФРГ, Италия, Казахстан и др.) и междунар. организациями (напр., Европейским космическим агентством) заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве в космич. деятельности.