НИКОЛА́ЕВ
-
Рубрика: География
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
НИКОЛА́ЕВ, город в юж. части Украины, адм. центр Николаевской обл. Нас. 497,0 тыс. чел. (2012). Расположен на берегах Бугского лимана Чёрного м., при слиянии рек Юж. Буг и Ингул. Мор. и речной порт. Узел железных и автомобильных дорог. Междунар. аэропорт.
Основан в 1784 как укрепление в рамках политики рос. правительства по освоению Новороссии. В 1787 укрепление разрушено отрядом тур. гарнизона крепости Очаков. Летом 1788 на месте укрепления по распоряжению светлейшего кн. Г. А. Потёмкина-Таврического основана верфь, при которой начало формироваться поселение. В 1789 заложено адмиралтейство. В соответствии с распоряжением Потёмкина-Таврического от 27.8(7.9).1789 поселение получило статус города (подтверждён имп. Екатериной II в 1790) и своё название в честь успешного завершения Очакова осады 1788 в ходе рус.-тур. войны 1787–91 (в день св. Николая Мирликийского). Н. стал одним из центров рос. судостроения. В городе в 1794–1895 размещалось управление Черноморским флотом, в т. ч. резиденция гл. командира, его канцелярия, штаб флота и пр. Н. был приписан к Вознесенскому наместничеству (1795–1796), Новороссийской губ. (1797–1802). В 1798 открыто Черноморское штурманское уч-ще, в 1804 – Уч-ще флотских юнг. Центр Николаевской губернии (1802–1803). С 1803 приписан к Херсонской губернии, но в 1803–1900 состоял в подчинении Мин-ва воен.-мор. сил (с 1815 Мор. мин-ва). В 1805 учреждена должность николаевского и севастопольского (с 1864 николаевского) воен. губернатора, которая в 1805–55 и 1871–1900 совмещалась с должностью гл. командира Черноморского флота. В 1810–1820-х гг. основано Спасское адмиралтейство на р. Юж. Буг, выше адмиралтейства на р. Ингул возникли частные верфи местных купцов – «Серебряный док» и «Маркусов эллинг». В 1849 открыто регулярное пароходное сообщение с Одессой и Херсоном, в 1852 – с Вознесенском. В период Крымской войны 1853–56 Н. – осн. тыловая база Черноморского флота. В связи с началом Севастопольской обороны 1854–55 в Н. эвакуированы все гражд. и флотские учреждения, вдовы, жёны и дети нижних чинов. В 1855–56 под личным контролем имп. Александра II велись работы по укреплению Н. (проект – ген.-м. Э. И. Тотлебена).
В 1862 в Н. открыт коммерч. порт для захода иностр. судов, город стал крупным торговым центром региона. В 1870 открыт ракетный завод (произ-во боеприпасов). В последней трети 19 – нач. 20 вв. превратился в крупный ж.-д. узел, началось движение по ж.-д. линиям: Николаев – Знаменка (1873), Николаев – Херсон (1907), Николаев – Одесса (1914), Николаев – Снигирёвка (1915). В 1890-х гг. в городе построены завод Об-ва механич. производства в Юж. России (1895–96) и судостроит. завод «Наваль» (1895–97; объединены в 1908, ныне Черноморский судостроит. завод) и ряд др. предприятий. К кон. 19 в. в Н. действовало 11 иностр. консульств. В 1900 город переведён на гражд. управление, создано Николаевское градоначальство (1900–17). В 1911 на базе адмиралтейства основан судостроит. завод «Руссуд» (ныне Судостроит. завод им. 61 коммунара).
В янв./февр. 1918 в Н. установлена сов. власть. В ходе Гражд. войны 1917–22 в марте – дек. 1918 оккупирован австро-герм. войсками, дважды захватывался отрядами анархистов (20–21.12.1918, 24–26.5.1919), в дек. 1918 – марте 1919 оккупирован греч. и франц. войсками. Находился под контролем РККА (14.3–24.5 и 26.5–17.8.1919), в авг. 1919 – янв. 1920 занят частями Вооруж. сил Юга России, 31.1.1920 вновь занят частями РККА.
Центр Херсонской (янв. – дек. 1920) и Николаевской (1920–22) губерний УССР. Уездный (1922–23), окружной и районный (1923–25) центр Одесской губ. УССР, окружной (1925–30) и районный (с 1925) центр УССР, районный центр Одесской обл. УССР (1932–37). С 1937 центр Николаевской обл. УССР. Во время Вел. Отеч. войны оккупирован герм. войсками (17.8.1941–28.3.1944), серьёзно разрушен. Освобождён в ходе Одесской наступат. операции (см. также Николаевский десант 1944).
Старая часть города, отстроенная по регулярному генплану 1790 (архитекторы И. Е. Старов, И. И. Князев, Ф. де Воллан), расположена на левом берегу р. Ингул, при её впадении в Бугский лиман. В стиле классицизма построены: дом быв. штаба гл. командира Черноморского флота с 8-колонным портиком тосканского ордера (1792–94, арх. П. В. Неелов; реставрирован в 1978, с 1978 Музей судостроения и флота; перед зданием – аллея бронзовых бюстов адмиралов), кафедральный собор Рождества Богородицы (1800; расширен в 19 в.), одноглавая ц. Свт. Николая (1813–17), Офицерское собрание (1824, ныне Дом офицеров флота), Т-образное в плане здание обсерватории с 6-колонным портиком дорич. ордера (1821–27, арх. Ф. И. Вунш), архит. комплекс из двух П-образных в плане зданий Старофлотских казарм (1-я пол. 19 в.), ворот и стен судостроит. верфи (1848) и быв. мужской гимназии (1850, 6-колонный портик 1946; ныне Строит. колледж).
Также сохранились: Успенская ц. в р-не Терновка (1804; верх не сохр.), кладбищенская ц. Всех Святых (1807–08; рядом расположены неоготич. склеп Н. Н. Аркаса и М. Л. Фалеева и часовня, оба 19 в.), ц. Св. кн. Михаила Тверского в р-не Варваровка на правом берегу Юж. Буга (1823–48), неоготич. нем. лютеранская ц. (1849–52), ц. Св. Духа в р-не Старый Водопой (1857), синагога (1863); морской госпиталь (1874) с ц. Св. Александра Невского в неовизантийском стиле (1886, арх. И. Ф. Жуковский-Волынский); здание рус. драматич. театра (1881), неоготич. костёл Св. Иосифа (1896), яхт-клуб (1904), ц. Касперовской иконы Божией Матери в русском стиле с высокой шатровой колокольней (1908–1916), ц. Святых Петра и Павла в Матвеевке в неовизантийском стиле (1914), ц. Вмч. Пантелеимона (1914–16; верх не сохр.).
В сер. 20 в. в стиле сов. неоклассицизма построены: здание обкома КП Украины (1949–55, архитекторы С. К. Косенко, М. М. Бабаян, инж. Г. Е. Порецкий), адм. здание завода им. 61 коммунара с высоким шпилем (1954, арх. Н. Шаповаленко). С 1960-х гг. к городу пристраивались новые микрорайоны, реконструированы набережные (новый генплан 1969), возведены: Дом связи и Дом Союзов (1968–70, архитекторы С. К. Якимович, В. Н. Добровольская, инж. Н. И. Пластикова), Дом художника (1970, арх. Е. Я. Киндяков). Часовня Свт. Николая (2005).
Памятники: воинам Красной Армии, погибшим при форсировании Сиваша (1922), борцам за власть Советов (61 коммунару; 1936, скульптор М. Г. Лысенко; восстановлен в 1967), уроженцу города флотоводцу С. О. Макарову (1976, скульпторы А. Сапелкин, А. Коптев, арх. Ю. Руденко), работникам милиции (1977, скульпторы Ю. А. и И. В. Макушины), николаевским судостроителям (1989, скульптор В. А. Чепелык и др.); мемориал в честь 68 моряков-десантников, погибших в годы Вел. Отеч. войны (1946; скульптор А. М. Измалков; реконструирован в 1974, скульпторы Ю. П. Поммер, В. П. и О. П. Поповы, арх. А. Н. Душкин) и др.
Н. – центр науки, образования и культуры Украины. Ин-т импульсных процессов и технологий Нац. АН, Укр. радиотехнич. ин-т, ряд н.-и., проектных ин-тов и конструкторских бюро (в осн. в области судостроения). Николаевская астрономическая обсерватория. Николаевский нац. ун-т им. В. А. Сухомлинского (1913), Нац. ун-т кораблестроения им. адмирала Макарова (1920), Николаевский гос. аграрный ун-т (1984, совр. статус с 2002), Черноморский гос. ун-т им. Петра Могилы (1996), политехнич. ин-т, подразделения др. укр. вузов. Среди библиотек: Областная универсальная научная им. А. Гмырёва (1881), Центр. гор. б-ка для взрослых им. М. Л. Кропивницкого (1900), Центр. гор. б-ка для детей им. Шуры Кобера и Вити Хоменко (1923). Областной краеведч. музей (1803, совр. статус с 1913; здание – 1896), филиалы – музеи подпольно-партизанского движения на Николаевщине в годы Вел. Отеч. войны (1975), судостроения и флота (1978); Областной худож. музей им. В. В. Верещагина (1914; в здании 2-й пол. 19 в.; иконы 16–19 вв., итал., франц., фламандская, голл. живопись 16–17 вв., портреты 18 в., рус. и укр. живопись 19–20 вв.). Худож. рус. драматич. театр (основан в 1922 в Луганске, с 1934 в Н.), Укр. театр драмы и муз. комедии (основан в 1927 как ТЮЗ, с 1959 областной укр. муз.-драматич., с 1980 совр. назв.), театр кукол (1970). Областная филармония (1937). Зоопарк (1901).
Значит. пром. центр. Ведущие отрасли – цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, пищевая. «Николаевский глинозёмный завод» (в составе Объединённой компании РУСАЛ; ок. 80% объёма произ-ва глинозёма на Украине). Н. – гл. центр укр. судостроения. Действуют три крупных судостроит. завода: «Океан» (1951), Черноморский (оба производят средне- и крупнотоннажные суда разл. класса и назначения: балкеры, танкеры, траулеры и др.), им. 61 коммунара (воен. корабли, рефрижераторы, контейнеровозы); заводы также осуществляют судоремонт, выпуск металлоконструкций, металлоизделий пром. назначения. Судостроит. завод «Лиман» (катера и яхты). Предприятия машиностроения выпускают судовое оборудование и оснащение (в т. ч. науч.-производств. комплекс газотурбиностроения «Зоря» – «Машпроект» – установки для воен. кораблей, гражд. судов, также для энергетики и газотранспортных систем; завод «Экватор» – оборудование вентиляции, кондиционирования и очищения воздуха), конвейерные линии, смазочное и фильтрующее оборудование, электротехнич. (электродвигатели, бытовая техника) и электронные изделия. Произ-во молочных продуктов (предприятие «Лакталис-Николаев» междунар. корпорации «Lactalis»), соков, нектаров и газированных напитков (компания «Сандора»), пива («САН ИнБев Украина»), кондитерских изделий, мясной, хлебобулочной и др. пищевой продукции. Действует также ряд предприятий химич. и нефтехимич. (пром. газы, пластмассы, косметич. товары), лёгкой (швейные, трикотажные изделия, матрасы, постельное бельё и др.), полиграфич. пром-сти, по произ-ву стройматериалов.
Важная отрасль гор. экономики – транспортные услуги и логистика. В Н. функционируют 3 морских [торговый, специализированные «Октябрьск» (переработка тарно-штучных грузов) и «Ника-Тера» (минер. удобрения)] и речной (в составе компании «Укрречфлот») порты. Грузооборот Николаевского мор. торгового порта св. 8,6 млн. т в 2011 (осн. грузы – бокситы и др. сырьё, металлопродукция, нефтепродукты, зерно), «Ника-Тера» – ок. 5,0 млн. т.