Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛЬЗЕНЬ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 458

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. М. Лобанов (экономика)
Фото Ivo Lukačovič Пльзень. Панорама города. На переднем плане – корпуса концерна «Škoda».

ПЛЬЗЕНЬ (Plzeň), го­род на за­па­де Че­хии, адм. центр Пльзень­ско­го края. Нас. 168,0 тыс. чел. (2014); чет­вёр­тый по чис­лу жи­те­лей в стра­не по­сле Пра­ги, Брно и Ост­ра­вы. Рас­по­ло­жен в Зап. Бо­ге­мии, в воз­вы­шен­ной меж­гор­ной кот­ло­ви­не, на р. Бе­ро­ун­ка (об­ра­зу­ет­ся при слия­нии рек Рад­бу­за и Мже; бас­сейн Влта­вы). Круп­ный узел ав­то­мо­биль­ных и же­лез­ных до­рог. Бли­жай­ший ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт – им. В. Га­ве­ла (Ру­зи­не) в Пра­ге (в 78 км к се­ве­ро-во­сто­ку от П.).

Ос­но­ван в 1295 по ука­зу Вац­ла­ва II, по­лу­чил ряд ко­ро­лев­ских при­ви­ле­гий, в т. ч. в об­лас­ти пи­во­ва­ре­ния (раз­ви­ва­лось с 1307). До 16 в. из­вес­тен как Но­вый Пльзень для от­ли­чия от П., рас­по­ло­жен­но­го в 10 км к юго-вос­то­ку [впер­вые упо­ми­на­ет­ся как кре­пость Пи­ли­зи­ни (Pi­lisini) под 976 в хро­ни­ке Тит­ма­ра Мер­зе­бург­ско­го, ны­не г. Ста­ри-Пльзе­нец]. Бла­го­да­ря вы­год­но­му по­ло­же­нию на ме­с­те слия­ния не­сколь­ких рек и пе­ре­се­че­ния тор­го­вых пу­тей при­об­рёл зна­че­ние од­но­го из гл. го­ро­дов Бо­ге­мии (на­ря­ду с Пра­гой и Кут­на-Го­рой), слу­жил ре­зи­ден­ци­ей им­пе­ра­то­ров Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии (в 1392 Вац­ла­ва IV, в 1599–1600 Ру­доль­фа II Габс­бур­га). Ак­тив­но тор­го­вал с герм. зем­ля­ми, при­вле­кал нем. пе­ре­се­лен­цев [герм. назв. Пиль­зен (Pil­sen)]. В 1410-е гг. один из цен­тров ра­ди­каль­но­го кры­ла Гу­сит­ско­го дви­же­ния. В 1420, по­сле ухо­да гу­си­тов, го­род стал од­ним из оп­ло­тов ка­то­ли­циз­ма. Не­од­но­крат­но оса­ж­дал­ся гу­сит­ски­ми вой­ска­ми во гла­ве с Я. Жиж­кой и Про­ко­пом Ве­ли­ким (1421, 1427, 1431, 1433–1434). В пе­ри­од борь­бы за чеш. пре­стол ме­ж­ду Йир­жи из По­деб­рад и Мать­я­шом Хунь­я­ди в кон. 1460-х гг. под­дер­жал по­след­не­го, по­лу­чил от не­го су­деб­ное пра­во. В 1468 в П. из­да­на «Тро­ян­ская хро­ни­ка» – пер­вая пе­чат­ная кни­га на чеш. язы­ке. С 1526 в со­ста­ве вла­де­ний Габс­бур­гов. В пе­ри­од Три­дца­ти­лет­ней вой­ны 1618–48 силь­но по­стра­дал от во­ен. дей­ст­вий и эпи­де­мий. С кон. 18 в. на­чал­ся но­вый этап раз­ви­тия П.: бы­ли ра­зо­бра­ны ср.-век. сте­ны (с 1795; на их мес­те раз­би­ты са­ды), от­кры­лись пер­вая гим­на­зия (1776), «фи­ло­соф­ский ин-т» (1804), пер­вый те­атр (1832; ны­не Боль­шой те­атр им. Й. К. Ты­ла), на­ча­лось пром. раз­ви­тие [су­кон­ная ма­ну­фак­ту­ра бр. Туш­нер, ко­же­вен­ная фаб­ри­ка Д. Ле­ви­та (1827), пи­во­ва­рен­ные за­во­ды «Bür­gerliches Brauhaus» (1839) и «Prvníakcio­vý pivovar» (1869), ма­ши­но­стро­ит. за­вод гр. А. Вальд­штей­на (1859; в 1869 при­об­ре­тён Э. Шко­дой; со вре­ме­нем раз­рос­ся в груп­пу за­во­дов]. В 1861 со­еди­нён же­лез­ной до­ро­гой с г. Фурт-им-Вальд (Ба­ва­рия), в 1862 – с Пра­гой. Во вре­мя ав­ст­ро-прус­ской вой­ны 1866 вре­мен­но ок­ку­пи­ро­ван прус. вой­ска­ми. С 1918 в со­ста­ве Че­хо­сло­ва­кии. В 1924 к го­ро­ду при­сое­ди­нён ряд близ­ле­жа­щих се­ле­ний, в ре­зуль­та­те че­го воз­ник т. н. Боль­шой Пльзень (Velká Plzeň). До­ля чеш. на­селе­ния су­ще­ст­вен­но воз­рос­ла. В мар­те 1939 ок­ку­пи­ро­ван герм. вой­ска­ми. Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны не­од­но­крат­но под­вер­гал­ся бом­бар­ди­ров­кам англо-амер. авиа­ции как один из цен­тров во­ен. про­из-ва (за­во­ды «Škoda»). Ос­во­бо­ж­дён 5.5.1945 в ре­зуль­та­те нар. вос­ста­ния, 6.5.1945 в П. всту­пи­ли амер. вой­ска. По­сле 1945 нем. на­се­ле­ние вы­сла­но из го­ро­да. В ию­не 1953 центр мас­со­вых вы­сту­п­ле­ний про­тив де­неж­ной ре­фор­мы в Че­хо­сло­ва­кии. С 1960 центр Зап.-Чеш. обл. В 1976 рас­ши­рил гра­ни­цы за счёт близ­ле­жа­щих по­се­ле­ний. С 1993 в со­ста­ве Чеш. Рес­пуб­ли­ки. То­гда же стал цен­тром Пльзень­ской епар­хии Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви. С 2000 центр Пльзень­ско­го края.

Собор Святого Варфоломея. 1330-е гг. – нач. 16 в.
Ратуша. 1554–59. Архитектор Дж. Стацио. Перестроена в 17 в. и 1907–12.

Ста­рая часть го­ро­да с пря­мо­уголь­ной ср.-век. пла­ни­ров­кой (22 квар­та­ла; пл. ок. 20 га) рас­по­ло­же­на у слия­ния рек Рад­бу­за и Мже. На центр. тор­го­вой пло­ща­ди (ны­не пл. Рес­пуб­ли­ки) рас­по­ло­же­ны зда­ние епи­скоп­ст­ва (ок. 1322; пе­ре­строе­но в 1507 и 1710, арх. Я. Ау­гу­стон Млад­ший), го­тич. со­бор Св. Вар­фо­ло­мея заль­но­го ти­па (1330-е гг. – нач. 16 в.; прес­би­те­рий – 1360; сво­ды ок. 1476; сев. баш­ня, выс. 102,3 м, – са­мая вы­со­кая в Че­хии; в ин­терь­е­ре – позд­не­го­тич. Штерн­берг­ская ка­пел­ла, 1510–29; го­тич. скульп­ту­ра, в т. ч. т. н. Пльзень­ская Ма­дон­на, ок. 1395; «Каль­ва­рий», ок. 1460), ре­нес­санс­ная Ра­ту­ша (1554–1559, итал. арх. Дж. Ста­цио; пе­ре­строе­на в 17 в. и 1907–12; в гл. за­ле – рос­пи­си 1578), до­ма, бо­га­то ук­ра­шен­ные скульп­ту­рой и рос­пи­ся­ми [Имп. (це­сар­ский) дом (1565–67, арх. Ста­цио, пе­ре­стро­ен в 1606–09 по про­ек­ту арх. Дж. М. Фи­лип­пи для имп. Ру­доль­фа II Габс­бур­га), дом «Крас­ное серд­це» (1630, пе­ре­стро­ен в 1894, арх. Р. Штех, рос­пись М. Але­ша), до­ма Скри­бо­ния, Хо­те­ша и др.], чум­ная ко­лон­на (1681), ста­туя Ро­лан­да (17 в.). Так­же со­хра­ни­лись: фраг­мен­ты гор. стен (кон. 13–14 вв.), го­тич. фран­ци­скан­ский мон. (ос­но­ван ок. 1300) с ц. Воз­не­се­ния Де­вы Ма­рии (ок. 1300 – ок. 1350; ка­пел­ла Св. Вар­ва­ры, 1370-е гг., фре­ски ок. 1460; ка­пел­ла Св. Ан­то­ния, 1697, арх. Я. Ау­гу­стон Стар­ший; ба­роч­ный зап. фа­сад – 1722–23, арх. Ау­гу­стон Млад­ший), кос­тёл Св. Ми­ку­ла­ша (15 в.; пе­ре­стро­ен в 1739–44 в сти­ле ба­рок­ко), до­ма в сти­ле ре­нес­санс с пор­та­ла­ми, узор­ны­ми щип­ца­ми и рос­пи­ся­ми сграф­фи­то (16–17 вв.), ба­роч­ный до­ми­ни­кан­ский мон. (1711–14, арх. Ау­гу­стон Млад­ший) с ц. Св. Ан­ны (за­вер­ше­на в 1735, стук­ко­вый де­кор и фре­ски Ф. Ю. Люк­са) и тра­пез­ной (фре­ски – 1752, худ. А. Шинд­лер). Под ис­то­рич. цен­тром со­хра­ни­лась сис­те­ма 3-этаж­ных под­ва­лов (т. н. Пльзень­ское под­зе­ме­лье; 14–19 вв.; об­щая про­тя­жён­ность ок. 19 км). Ста­рая часть го­ро­да ок­ру­же­на гор. са­да­ми.

В 19 – нач. 20 вв. в эпо­ху Чеш. воз­рож­де­ния по­строе­ны: си­на­го­га в ро­ма­но-мав­ри­тан­ском сти­ле (1888–93; арх. Э. Клотц; од­на из круп­ней­ших в Ев­ро­пе; вме­сти­мость ок. 20 тыс. чел.), здание Боль­шого те­атра им. Й. К. Ты­ла в сти­ле не­оба­рок­ко (1899–1902, арх. А. Баль­ша­нек; пе­ред ним – па­мят­ник пи­са­те­лю и ак­тё­ру Й. К. Ты­лу; скульп­тор А. Со­пер), в ду­хе эк­лек­тиз­ма и в сти­ле мо­дерн – ж.-д. во­кзал (1898–1908, арх. Р. Штех) и зда­ние му­ни­ци­паль­но­го со­б­ра­ния (1900–1901). Сре­ди па­мят­ни­ков пром. ар­хи­тек­ту­ры: гор. пи­во­вар­ня (1839–40) с под­зем­ны­ми скла­да­ми дли­ной ок. 8 км и зда­ния за­во­дов «Škoda». В 1920–30-е гг. по­строе­ны зда­ния в ду­хе функ­цио­на­лиз­ма (дом Я. Брум­ме­ля, 1929, арх. А. Лоз; жен­ская гим­на­зия, 1932; вил­ла К. То­ма­ше­ка, 1931–33; зда­ние ра­дио, за­вер­ше­но в 1947).

Круп­ный центр нау­ки, об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры Че­хии. На­уч. ис­сле­до­ва­ния про­во­дят­ся гл. обр. в ву­зах го­ро­да. Зап.-Чеш. ун-т (Ун-т Зап. Бо­ге­мии; 1991; в его со­ста­ве – на­уч.-тех­но­ло­гич. парк, 1996; н.-и. центр ж.-д. транс­пор­та, 2005), ряд от­де­ле­ний ун-тов Пра­ги. Гор. б-ка (1876), Гос. на­уч. б-ка (1950). Му­зеи: За­пад­но-Чеш­ский (1878; в его со­ста­ве – Крае­ведч. му­зей Пльзень­ско­го края, 1911; б-ка, 1992), пи­ва (1959), епар­хи­аль­ный (1997), ку­кол (ма­рио­не­ток; 2009; в его со­ста­ве – ку­коль­ный те­атр «Аль­фа»), за­во­дов гос. кон­цер­на «Škoda» и др. Му­зей-ме­мо­ри­ал Дж. С. Пат­то­на (2005; по­свя­щён 3-й ар­мии США, занявшей го­род в мае 1945). Зап.-Чеш. га­ле­рея «Мас­не Кра­ми» (1954), Га­ле­рея го­ро­да П. (2001). На­уч. центр «Тех­ма­ния» (2008). Боль­шой те­атр им. Й. К. Ты­ла (опер­ные, ба­лет­ные, дра­ма­тич. по­ста­нов­ки; 1902). Пльзень­ский фи­лар­мо­нич. ор­кестр (1998). Ме­ж­ду­нар. те­ат­раль­ный фес­ти­валь (с 1993). Зоо­ло­гич. и бо­та­нич. сад (ве­дёт ис­то­рию с 1817).

Фут­боль­ный клуб «Вик­то­рия» (1911) – один из силь­ней­ших в Че­хии, чем­пи­он стра­ны (2011) и об­ла­да­тель Куб­ка стра­ны (2010), уча­ст­ник груп­по­вой ста­дии тур­ни­ра Ли­ги чем­пио­нов (2011–12); при­ни­ма­ет со­пер­ни­ков на ста­дио­не «До­осан Аре­на» (1955). Хок­кей­ный клуб «Шко­да Пльзень» про­во­дит мат­чи на «ЧЭЗ Аре­на» (1969). Сре­ди др. ви­дов спор­та наи­бо­лее по­пу­ляр­ны стрел­ко­вый (Гран-при «Ос­во­бо­ж­де­ние») и спор­тив­ное ори­ен­ти­ро­ва­ние.

П. – один из ве­ду­щих цен­тров Сред­не­чеш­ско­го ин­ду­ст­ри­аль­но­го рай­она, спе­циа­ли­зи­рую­щий­ся на ма­ши­но­строе­нии. Один из осн. гор. ра­бо­то­да­те­лей – кон­церн «Škoda» («Škoda Investment»; под кон­тро­лем ни­дерл. ком­па­нии «Ap­pian Group»). В его со­ста­ве – ком­па­нии «Škoda Transportation» (соб­ст­вен­но за­во­ды «Škoda»; про­из-во под­виж­но­го соста­ва для рель­со­во­го транс­пор­та), «Škoda Electric», «Škoda Ostrov» (трол­лей­бу­сы, элек­тро­дви­га­те­ли для трол­лей­бу­сов и рель­со­во­го транс­пор­та), «Škoda TVC» (ме­тал­ло­из­де­лия) и «Škoda Výz­kum» (на­уч.-тех­нич. и ис­пы­тат. центр). Из кон­цер­на вы­де­лил­ся ряд круп­ных ком­па­ний: «Škoda Energo» (под­раз­де­ле­ние кор. ком­па­нии «Doosan Heavy Indus­tries & Construction Co.»; па­ро­вые тур­би­ны, ге­не­ра­то­ры, кон­ден­са­то­ры, те­п­ло­об­мен­ни­ки и др. энер­ге­тич. обо­ру­до­ва­ние), «Škoda Jaderné Strojírenství» (в со­ста­ве рос. ком­па­нии ОМЗ-СМ; энер­го­бло­ки и др. обо­ру­до­ва­ние для АЭС), «Pilsen Steel» (в струк­ту­ре рос. ком­па­нии «United Group»; чу­гун­ные и сталь­ные от­лив­ки, по­ков­ки, уз­лы и де­та­ли для ди­зель­ных дви­га­те­лей и вет­ро­вых энер­го­ус­та­но­вок). Ме­нее круп­ные ак­ти­вы кон­цер­на по про­из-ву ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­ще­го обо­ру­до­ва­ния, пром. ре­дук­то­ров, транс­фор­ма­то­ров, гид­рав­лич. прес­сов и др. при­об­ре­ли чеш., сло­вац. и сло­вен. ин­ве­сто­ры. С 1990-х гг. за­мет­но воз­рос­ло зна­че­ние элек­тро­тех­нич. и элек­трон­ной пром-сти. Со­ору­же­ны за­во­ды япон. ком­па­ний «Panasonic» (круп­ней­шее пром. пред­при­ятие П.; ЖК-те­ле­ви­зо­ры и плаз­мен­ные па­не­ли) и «Daikin Industries» (бы­то­вые кон­ди­цио­не­ры и воз­ду­хо­во­ды), а так­же ком­па­нии «NT Magnetics» (транс­фор­ма­то­ры и их ком­по­нен­ты, ком­плек­тую­щие те­ле­ком­му­ни­кац. тех­ни­ки). Вы­пуск (в т. ч. в при­го­ро­дах П.) ав­то­ком­плек­тую­щих, уз­лов и де­та­лей для авиац. тех­ни­ки и ж.-д. под­виж­но­го со­ста­ва, обо­ру­до­ва­ния для та­бач­ной пром-сти и ав­то­мо­ек, блоч­ных те­п­ло­вых пунк­тов и возд. ком­прес­со­ров.

Ве­ду­щие пред­при­ятия пи­ще­вку­со­вой пром-сти: пи­во­ва­рен­ный за­вод ком­па­нии «Plzeňský Prazdroj» («Pilsner Urquell Brewery»; в со­ста­ве брит. кон­цер­на «SABMiller»; один из гл. в Че­хии; про­из­во­дит пи­во «Pilsner» с ис­поль­зо­ва­ни­ем ме­ст­но­го жа­тец­ко­го хме­ля), круп­ней­ший в стра­не за­вод по про­из-ву тра­вя­ных на­сто­ек «Fernet Stock» и за­вод шам­пан­ских вин. Вы­пуск мяс­ных и мо­лоч­ных про­дук­тов, ком­би­кор­мов. Про­из-во из­де­лий из пла­ст­масс, си­ли­ко­но­вых и ре­зи­но­вых сме­сей, ке­ра­мич. плит­ки, ко­жа­ных порт­фе­лей и су­мок, спор­тив­ной одеж­ды и обу­ви, ту­ри­стич. обо­ру­до­ва­ния. ТЭЦ (мощ­ность 150 МВт).

Близ го­ро­да рас­по­ло­же­ны: к юго-вос­то­ку – слав. го­ро­ди­ще Ста­ри-Пльзе­нец [10–13 вв.; на хол­ме Ра­ди­не – руи­ны од­но­им. ко­ро­лев­ско­го зам­ка (Карл­ск­ро­не; по­стро­ен при имп. Кар­ле IV в 1356–61), на хол­ме Гур­ка – ро­тон­даль­ная ц. Свя­тых Пет­ра и Пав­ла (упо­ми­на­ет­ся с 976)].

Лит.: Lábek L. Zkáza staré Plzně. Plzeň, 1940; Kovář J. Plzeňské portály. Plzeň, 1958; Mencl V. Plzeň, sedm kapitol z jeji výtvarné minulosti. Plzeň, 1961; Dějiny Plzně / Red. M. Bělohlávek. Plzeň, 1965–1982. Sv. 1–3; Glo­ser H. Plzeň. Praha, 1986; Bechný D. His­torie a současnost podnikání na Plzeňsku. Žehušice, 2002; Dějiny Plzně v datech: od prvních stop оsídlení až po současnost. Praha, 2004; Domanický P., Jed­ličková J. Plzeň v době secese: architektura a ur­banismus, ma­lířství, sochařství a umělecké řemeslo v ar­chi­tektuře v letech 1896–1910. Plzeň, 2005.

Вернуться к началу