ПА́ТЕРСОН
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́ТЕРСОН (Paterson), город на Северо-Востоке США, в сев.-вост. части штата Нью-Джерси. Нас. 145,6 тыс. чел. (2012; в т. ч. 57,6% – выходцы из стран Лат. Америки, 31,7% – афроамериканцы), 3-й по числу жителей в штате после Ньюарка и Джерси-Сити. Расположен на плато Пидмонт, на р. Пассейик (в центр. части города – водопад Грейт-Фолс, выс. 23 м), к северо-западу от Нью-Йорка. Входит в состав Нью-Йоркского метрополитенского ареала (т. н. Большого Нью-Йорка). Узел автомобильных (нац. автомагистраль Нью-Йорк – Чикаго – Сан-Франциско и др.) и железных дорог. Междунар. аэропорт Ньюарк-Либерти (в 25 км к югу от центра П.) и неск. региональных аэропортов.
В прошлом на территории П. проживали делавары. В 1679 здесь появились голл. поселенцы. До кон. 18 в. небольшое фермерское поселение. Начал быстро развиваться после учреждения А. Гамильтоном в 1791 «Об-ва полезных производств» с целью использования энергоресурсов водопада Грейт-Фолс и стал одним из центров промышленной революции в США. Назван в честь У. Патерсона, губернатора штата Нью-Джерси (1790–93). В 1794 место проведения одной из первых в истории США забастовок. В 19 в. в городе появились металлургич. заводы, предприятия по произ-ву локомотивов (с 1832), огнестрельного оружия (в 1836–42 действовал завод С. Кольта; позднее перенесён в Хартфорд, штат Коннектикут), шёлковых тканей (с 1840; был известен как «мировой город шёлка») и льняной пряжи (с 1864). С 1837 адм. центр окр. Пассейик. В 1851 получил статус города. В годы 2-й мировой войны один из осн. центров произ-ва авиадвигателей (завод компании «Curtiss-Wright Corp.»). Во 2-й пол. 20 в. активизировался приток мигрантов из др. штатов США, ряда лат.-амер. стран и Бангладеш (ныне в П. проживает одна из самых многочисл. бенг. общин в стране). В 1970-е гг. переживал экономич. спад. В нач. 21 в. реализованы программы по структурной перестройке экономики П. и снижению уровня безработицы. В 2011 пострадал от урагана «Ирен».
В центре П., у водопада Грейт-Фолс (в 1976 получил статус нац. природного памятника), сохранился историч. пром. район, где расположены здания быв. текстильных фабрик, в т. ч. компаний «Phoenix Mills» (1813, расширено в 1826–27), «Union Works» (1813–15), «Barbour» (1860–70-е гг.), завода С. Кольта «Gun Mill» (1836), превращённые в цеха предприятий по произ-ву локомотивов компаний «Rogers» [1830-е гг., 1850-е гг., 1870-е гг., в т. ч. монтажный цех, 1873; в 1982 сюда переведён Музей П. (создан в 1925; среди его экспонатов – первая подводная лодка ВМС США, сооружённая в г. Олбани, в 1878 оснащённая нефтяным двигателем)] и «Danforth-Cooke» (1850-е гг.; 1880-е гг.), др. индустриальные сооружения. Среди др. архит. памятников – собор Св. Иоанна в стиле неоготики (1860, арх. П. Ч. Кили; перестроен в 1890), школа № 2 (1871, арх. Э. М. Дж. Деррик) и особняк «Belle Vista» (т. н. замок Ламберт; 1892, расширен в 1896; с 1934 музей, в его составе – б-ка Историч. общества окр. Пассейик) в викторианском стиле, Ратуша в русле эклектизма (1896, сооружена по аналогии с Ратушей «шёлковой столицы» Франции – г. Лион; архит. бюро «Carrère and Hastings»; перестроена в 1903; в историч. торговом районе даунтауна), мемориальная б-ка «Данфорт» в стиле неоклассицизма (1905, арх. Г. Бейкон), католич. ц. Св. Михаила в формах эклектизма (1929, арх. Дж. Белломо).
П. – важный региональный центр науки и образования. Обществ. колледж окр. Пассейик (1971) и др. вузы. Публичная б-ка П. (1885).
Основа гор. экономики – сфера услуг; её ведущие сектора: адм. и деловые услуги, здравоохранение (в П. – региональный мед. центр Св. Иосифа, 1867, обслуживает сев. часть штата Нью-Джерси) и образование, транспорт, логистика и связь, торговля. Предприятия (в осн. небольшие местных компаний) лёгкой, электронной, электротехнич. и химич. пром-сти. При водопаде Грейт-Фолс сооружена ГЭС (действовала в 1914–69; реконструирована в 1984–86; мощность ок. 11 МВт).