Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАНИ́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 5-7

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Мазеин
Фото Jonathan S. Igharas Манила. Вид центральной части города.

МАНИ́ЛА (англ. City of Manila, пи­ли­пи­но – Lungsod ñg Maynila), сто­ли­ца Фи­лип­пин. Нас. 1,7 млн. чел. (2010). Рас­по­ло­же­на в центр. час­ти о. Лу­сон Фи­лип­пин­ско­го ар­хи­пе­ла­га, при впа­де­нии р. Па­сиг в бух­ту Ма­ни­ла Юж­но-Ки­тай­ско­го мо­ря. Вхо­дит в со­став Нац. сто­лич­но­го ок­ру­га (р-на) Фи­лип­пин – Мет­ро-Ма­ни­ла (пл. 638,6 км2; нас. св. 11,2 млн. чел. в 2010). Мет­ро-Ма­ни­ла пред­став­ля­ет со­бой по­ли­цен­трич. ме­га­по­лис [кро­ме М. вклю­ча­ет 15 при­мы­каю­щих друг к дру­гу го­ро­дов (Ке­сон-Си­ти, Ка­ло­окан, Па­сиг, Та­гиг, Ва­лен­су­эла, Па­рань­я­ке, Лас-Пинь­яс, Ма­ка­ти, Мун­тин­лу­па, Ма­ри­ки­на, Па­сай, Ма­ла­бон, Ман­да­луй­онг, На­во­тас и Сан-Ху­ан), а так­же од­ну му­ни­ци­пию]. Вме­сте с при­ле­гаю­щи­ми тер­ри­то­рия­ми со­сед­них про­вин­ций (Бу­ла­кан, Ри­саль, Ла­гу­на, Ка­ви­те) Мет­ро-Ма­ни­ла об­ра­зу­ет аг­ло­ме­ра­цию Боль­шая Ма­ни­ла с нас. 20,7 млн. чел. (2010; 22% об­щей чис­лен­но­сти на­се­ле­ния стра­ны) – од­ну из круп­ней­ших в Юго-Вост. Азии.

Мет­ро-Ма­ни­ла – гл. по­ли­тич., эко­но­мич. и куль­тур­ный центр стра­ны. Гл. транс­порт­ный узел Фи­лип­пин, ав­то­ма­ги­ст­ра­ля­ми свя­зан с др. рай­она­ми о. Лу­сон, ж.-д. ли­ния­ми – с го­ро­да­ми центр. и юж. час­тей ост­ро­ва. Мор. порт М. – круп­ней­ший в стра­не. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт им. Ни­ной Аки­но (в г. Па­сай).

Пер­вое пись­мен­ное упо­ми­на­ние о по­се­ле­нии на мес­те совр. М., име­но­вав­шем­ся Май­ни­лад и при­над­ле­жав­шем му­сульм. сул­та­на­ту Тон­до, от­но­сит­ся к 9 в. В ию­не 1570 оно бы­ло за­хва­че­но исп. кон­ки­ста­до­ра­ми под ко­манд. М. Лопеса де Ле­гас­пи и при взя­тии по­гиб­ло от по­жа­ра. В ию­не 1571 на его мес­те ис­пан­цы ос­но­ва­ли но­вый го­род, ко­то­рый в том же го­ду был про­воз­гла­шён сто­ли­цей исп. вла­де­ний на Фи­лип­пин­ских о-вах, ад­ми­ни­ст­ра­тив­но под­чи­няв­ших­ся ви­це-ко­ро­лев­ст­ву Но­вая Ис­па­ния. Раз­ви­вал­ся как важ­ный тор­го­вый центр на мор. пу­тях из исп. ко­ло­ний в Аме­ри­ке, а так­же из Ки­тая в Ис­па­нию; че­рез порт М. из Фи­лип­пин в Ев­ро­пу вы­во­зи­лись ма­ниль­ская пень­ка (аба­ка), са­хар, та­бак, пря­но­сти, цен­ные по­ро­ды тро­пич. дре­ве­си­ны. В 1579 в М. уч­ре­ж­де­но епи­скоп­ст­во (в 1595 пре­об­ра­зо­ва­но в ар­хи­епи­скоп­ст­во). В 1600–01 го­род вы­дер­жал бло­ка­ду ни­дерл. фло­та. В 1762 в пе­ри­од Се­ми­лет­ней вой­ны 1756–63 был за­хва­чен и в те­че­ние 2 лет удер­жи­вал­ся вой­ска­ми Брит. Ост-Инд­ской ком­па­нии. В 1822 по­сле за­вое­ва­ния Мек­си­кой не­за­ви­си­мо­сти (1821) пе­ре­шёл под пря­мое управ­ле­ние Ис­па­нии. В 1834 объ­яв­лен от­кры­тым пор­том. С на­ча­лом ис­па­но-аме­ри­кан­ской вой­ны 1898 в бух­те М. амер. во­ен. флот на­нёс по­ра­же­ние фло­ту Ис­па­нии. В хо­де аме­ри­ка­но-фи­лип­пин­ской вой­ны 1899–1901 за го­род ве­лись ожес­то­чён­ные бои. В 1901–35 М. – адм. центр амер. ко­ло­нии Фи­лип­пи­ны, в 1935–46 – сто­ли­ца под­кон­троль­но­го США гос. об­ра­зо­ва­ния Фи­лип­пин­ское Со­дру­же­ст­во. В пе­ри­од 2-й ми­ро­вой вой­ны в янв. 1942 го­род за­хва­чен япон­ца­ми. В февр. 1945 ок­ку­пан­ты уст­рои­ли мас­со­вую рас­пра­ву над его жи­те­ля­ми (уби­то ок. 100 тыс. чел.). 4.3.1945 ос­во­бо­ж­дён амер. вой­ска­ми; в хо­де во­ен. дей­ст­вий был поч­ти пол­но­стью раз­ру­шен. В 1946–48 М. – сто­ли­ца не­за­ви­си­мых Фи­лип­пин. В 1954 здесь со­стоя­лась кон­фе­рен­ция ази­ат. стран, на ко­то­рой бы­ло соз­да­но СЕАТО. В сер. 1960-х гг. и в 1970–72 М. – центр сту­денч. вы­ступ­ле­ний про­тив ре­жи­ма Ф. Мар­ко­са и вой­ны во Вьет­на­ме. 24.6.1976 пре­зи­дент­ским дек­ре­том го­ро­ду, во­шед­ше­му в со­став об­ра­зо­ван­но­го Нац. сто­лич­но­го ок­ру­га, воз­вра­щён ста­тус сто­ли­цы Фи­лип­пин. Ме­сто про­ве­де­ния 10-го Все­мир­но­го кон­грес­са мо­ло­дё­жи и сту­ден­тов (янв. 1995). В дек. 2001 в М. про­изо­шёл ряд те­рак­тов (22 чел. по­гиб­ли, св. 100 по­лу­чи­ли тя­жё­лые ра­не­ния). В февр. – мар­те 2006 в це­лях по­дав­ле­ния во­ен. пут­ча в го­ро­де вво­ди­лось чрез­вы­чай­ное по­ло­же­ние.

В М. – ре­зи­ден­ция пре­зи­ден­та Фи­лип­пин и ря­да клю­че­вых пра­ви­тель­ст­вен­ных уч­ре­ж­де­ний стра­ны – Вер­хов­но­го и Апел­ля­ци­он­но­го су­дов, ми­ни­стерств бюд­же­та и управ­ле­ния, фи­нан­сов, здра­во­охра­не­ния, юс­ти­ции, тру­да и за­ня­то­сти, ту­риз­ма. Па­ла­ты пар­ла­мен­та Фи­лип­пин на­хо­дят­ся в др. го­ро­дах Мет­ро-Ма­ни­лы: верх­няя (Се­нат) в г. Па­сай, ниж­няя (Па­ла­та пред­ста­ви­те­лей) в г. Ке­сон-Си­ти.

М. – гл. центр ту­риз­ма ме­га­по­ли­са Мет­ро-Ма­ни­ла. Го­род на две час­ти раз­де­лён р. Па­сиг. На ле­вом (юж­ном) бе­ре­гу рас­по­ло­же­ны ис­то­рич. центр – р-н Ин­тра­му­рос, а так­же тор­го­вые и ту­ри­стич. рай­оны Ма­ла­те, Эр­ми­та и Па­ко, от­де­лён­ные пар­ком им. Х. Ри­са­ля и вы­хо­дя­щие на на­бе­реж­ную бух­ты Ма­ни­ла (буль­вар Ро­хас). На пра­вом бе­ре­гу р. Па­сиг на­хо­дят­ся ста­рые тор­го­вые (Киа­по и Би­нон­до) и жи­лые (Сан-Ми­гель, Сам­па­лок, Тон­до) квар­та­лы.

Манила. Собор в честь Непорочного зачатия Девы Марии. 1954–58.

В М. со­хра­нил­ся ряд ар­хит. па­мят­ни­ков ко­ло­ни­аль­но­го пе­рио­да. На тер­ри­то­рии р-на Ин­тра­му­рос [ос­тат­ки ук­ре­п­лён­но­го исп. по­се­ле­ния, в пла­не пред­став­ля­ю­ще­го со­бой не­пра­виль­ный 5-уголь­ник; сте­ны с баш­ня­ми – 1590–93, час­тич­но вос­ста­нов­ле­ны в 20 в.; в сев.-зап. час­ти – форт Сан­ть­я­го (ны­не му­зей с экс­по­зи­ци­ей, по­свя­щён­ной Х. Ри­са­лю)] – мо­на­стырь ав­гу­стин­цев с ц. Св. Агу­сти­на в ду­хе мекс. куль­то­вой ар­хи­тек­ту­ры (с 1587, осн. часть – 1604–18, арх. А. де Эр­ре­ра; вклю­че­на в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия) и со­бор в честь Непорочного зачатия Девы Марии (осно­ван в 1581, совр. зда­ние – 1954–58).

Рай­оны на обо­их бе­ре­гах р. Па­сиг (кро­ме р-на Ин­тра­му­рос) бы­ли час­тич­но пе­ре­пла­ни­ро­ва­ны со­глас­но «Пла­ну для Ма­ни­лы» (1904–05, арх. Д. Х. Бёр­нем). На ле­вом бе­ре­гу в сти­ле не­оклас­си­циз­ма воз­ве­де­ны Фи­лип­пин­ский пе­да­го­гич. кол­ледж (ны­не Пе­да­го­гич. ун-т), Гл. фи­лип­пин­ский гос­пи­таль, гос­ти­ни­ца «Ма­ни­ла Отель» (пе­ре­строе­на в 1970-е гг.) и Клуб ар­мии и фло­та (ны­не Гор. му­зей М.; все – 1912, арх. У. Э. Пар­сонс), а так­же зда­ния пар­ла­мен­та (1918–26, арх. Х. Арель­я­но; ны­не Нац. му­зей Фи­лип­пин) и фи­нан­со­во­го уп­рав­ле­ния (1930-е гг., арх. А. То­ле­до; ны­не Нац. му­зей на­ро­дов Фи­лип­пин). Ря­дом, в пар­ке им. Х. Ри­са­ля, на­хо­дят­ся па­мят­ник Х. Ри­са­лю (1913, скульп­тор Р. Кис­с­линг), знак ну­ле­во­го ки­ло­мет­ра до­рог Фи­лип­пин, пла­не­та­рий (1975; пер­вый в Юго-Вост. Азии). Так­же на ле­вом бе­ре­гу – по­строй­ки в сти­ле ар де­ко (те­атр «Мет­ро­по­ли­тен», 1931, арх. Арель­я­но, и др.), зоо­парк и бо­та­нич. сад (1959; в р-не Ма­ла­те). На пра­вом бе­ре­гу р. Па­сиг, в рай­онах Би­нон­до и Киа­по, со­хра­ни­лась тор­го­вая и жи­лая за­строй­ка 19 – нач. 20 вв.: 1–2-этаж­ные жи­лые до­ма с че­ре­пич­ны­ми кры­ша­ми, особ­ня­ки 19 в. в рус­ле эк­лек­тиз­ма, с эле­мен­та­ми кит. и ев­роп. ар­хи­тек­ту­ры. Ба­роч­ные церк­ви Киа­по (ба­зи­ли­ка «Чёр­но­го На­зо­рея», на­зва­на по чу­до­твор­ной ста­туе Ии­су­са Хри­ста; 1586) и Би­нон­до (ба­зи­ли­ка Сан-Ло­рен­со-Ру­ис; 1596), нео­го­тич. ц. Сан-Се­ба­сть­ян (1891); куль­то­вые со­ору­же­ния 20 в. – неск. ки­тай­ских, буд­дий­ских и да­ос­ских хра­мов в Чай­на-тау­не в Би­нон­до, Зо­ло­тая ме­четь (1976) в Киа­по и др. В р-не Сан-Ми­гель – дво­рец ген.-гу­бер­на­то­ра «Ма­ла­кань­янг» (1863; ны­не дво­рец пре­зи­ден­та Фи­лип­пин).

Центр. де­ло­вой р-н Мет­ро-Ма­ни­лы – в г. Ма­ка­ти (к юго-вос­то­ку от М.); осн. транс­порт­ный узел ме­га­по­ли­са – г. Па­сай (к югу от М.). К се­ве­ру и вос­то­ку от М. на­хо­дят­ся зо­ны пре­им. жи­лой за­строй­ки (города Ке­сон-Си­ти, Ма­ла­бон, Ка­ло­окан, Па­сиг и др.). Пром. зо­ны рас­по­ло­же­ны к югу от М. (го­ро­да Па­рань­я­ке, Лас-Пинь­яс, Та­гиг), а так­же на се­ве­ре ме­га­по­ли­са (го­ро­да Ва­лен­су­эла, Ма­рики­на). В г. Па­сай – ан­самбль Куль­турно­го цен­тра Фи­лип­пин (1969, арх. Л. В. Лок­син). В г. Ма­ка­ти – ком­мерч. за­строй­ка 1950–2000-х гг. с мно­го­числ. вы­сот­ны­ми зда­ния­ми на про­спек­тах Ма­ка­ти и Ая­ла (в т. ч. «PBCom Tower» выс. 259 м, 2000, – са­мое вы­со­кое зда­ние на Фи­лип­пи­нах).

В пре­де­лах Мет­ро-Ма­ни­лы – гл. на­уч. уч­ре­ж­де­ния стра­ны: Нац. ака­де­мия нау­ки и тех­но­ло­гии (1976; в г. Та­гиг); Деп-т нау­ки и тех­но­ло­гии, ко­ор­ди­ни­рую­щий дея­тель­ность Нац. ис­сле­до­ва­тель­ско­го со­ве­та Фи­лип­пин (1933; Та­гиг), н.-и. ин-тов [пе­ре­до­вой нау­ки и тех­но­ло­гии, вул­ка­но­ло­гии и сейс­мо­ло­гии, ядер­ных ис­сле­до­ва­ний (все – в Ке­сон-Си­ти), тек­стиль­ный (Та­гиг), раз­ви­тия пром. тех­но­ло­гий (М.) и др.], а так­же Фи­лип­пин­ской выс­шей на­уч. шко­лы (Ке­сон-Си­ти и др.), Ин-та на­уч. об­ра­зо­ва­ния Фи­лип­пин (Та­гиг) и др. На юго-вос­то­ке аг­ло­ме­ра­ции Боль­шая Ма­ни­ла в г. Лос-Бань­ос (пров. Ла­гу­на) на­хо­дит­ся Ме­ж­ду­нар. НИИ ри­са (1960; важ­ней­ший ми­ро­вой центр се­лек­ции ри­са).

В Мет­ро-Ма­ни­ле рас­по­ло­же­ны ве­ду­щие выс­шие учеб­ные за­ве­де­ния Фи­лип­пин, б. ч. ко­то­рых на­хо­дит­ся в М.: осн. гос. ву­зы – Пе­да­го­гич. ун-т Фи­лип­пин (1901), кам­пус Тех­но­ло­гич. ун-та Фи­лип­пин (1901, совр. ста­тус с 1978), кам­пус По­ли­тех­нич. ун-та Фи­лип­пин (1904), Ун-т Фи­лип­пин (1908), Кон­сер­ва­то­рия (1916). Сре­ди не­го­су­дарств. ву­зов М. – Ун-т Сан­то-То­мас (Св. Фо­мы; 1611, ста­рей­ший в Азии), Нац. ун-т (1900), Ун-т Де-Ла-Саль (1911), ка­то­лич. Ун-т Св. Пав­ла (1912), Ма­ниль­ский ун-т (1913), Фи­лип­пин­ский жен­ский ун-т (1919), Тех­но­ло­гич. ин-т Ма­пуа (1925), Даль­не­во­сточ­ный ун-т (1928, совр. ста­тус с 1934), Ун-т Адам­со­на (1932), Ун-т Арель­я­но (1938), Ун-т Вос­то­ка (1946, совр. назв. с 1951), пре­сви­те­ри­ан­ский Хри­с­ти­ан­ский ун-т Фи­лип­пин (1946), Ун-т им. М. Л. Ке­со­на (1947), кам­пус Тех­но­ло­гич. ин-та Фи­лип­пин (1962) и др. Ряд важ­ных ву­зов Мет­ро-Ма­ни­лы на­хо­дит­ся в г. Ке­сон-Си­ти.

В М. – Нац. б-ка Фи­лип­пин (1901), Нац. му­зей Фи­лип­пин (1901), Нац. му­зей на­ро­дов Фи­лип­пин (1901); в р-не Ин­тра­му­рос – му­зеи «Ка­са Ма­ни­ла» (тра­диц. бы­та дво­рян­ской се­мьи 19 в.; 1981), «Ба­хай Ци­ной» (кит. об­щи­ны Фи­лип­пин; 1999) и др. Сре­ди му­зе­ев Мет­ро-Ма­ни­лы – му­зей «Ая­ла» в г. Ма­ка­ти (1967; экс­по­зи­ции, по­свя­щён­ные ис­то­рии, куль­ту­ре и иск-ву стра­ны), Фи­лип­пин­ский эт­но­гра­фич. му­зей («Най­онг-Пи­ли­пи­но») в г. Па­рань­я­ке (1972). В М. на­хо­дят­ся ве­ду­щие те­ат­ры ме­га­по­ли­са – Опер­ный (1800-е гг.), Глав­ный, Ма­лый, Те­атр звёзд, Те­атр нар. иск-в, «Мет­ро­по­ли­тен», Те­атр Воо­руж. сил Фи­лип­пин и др. Сим­фо­нич. ор­кестр М. (1926), Фи­лип­пин­ский фи­лар­мо­нич. ор­кестр (1973). Ака­де­мия ки­но­ис­кус­ст­ва (1953). Ки­но­центр (1982). Еже­год­ный ме­ж­ду­нар. муз. фес­ти­валь «Сан-Агу­с­тин» (с 1998).

Мет­ро-Ма­ни­ла – ме­сто про­ве­де­ния мн. пре­стиж­ных ме­ж­ду­нар. спор­тив­ных со­стя­за­ний, в т. ч. Ази­ат­ских игр (1954), Игр Юго-Вост. Азии (1981, 1991, 2005), чем­пио­на­та ми­ра по тя­жё­лой ат­ле­ти­ке (1974), муж­ско­го чем­пио­на­та ми­ра по бас­кет­бо­лу (1978), ме­ж­ду­нар. тур­ни­ров по шах­ма­там (1973–81), из­вест­но­го боя за зва­ние чем­пио­на ми­ра сре­ди бок­сё­ров-про­фес­сио­на­лов в тя­жё­лом ве­се Али Му­хам­мед – Дж. Фре­зер (1.10.1975) и др. Сре­ди са­мых круп­ных спор­тив­ных со­ору­же­ний ме­га­по­ли­са – Ме­мо­ри­аль­ный спор­тив­ный ком­плекс Х. Ри­са­ля (по­стро­ен в 1934, рес­тав­ри­ро­вал­ся в 1953, 1981, 1991, 2005), вклю­чаю­щий лег­ко­ат­ле­тич. и фут­боль­ный ста­ди­он (30 тыс. мест), бейс­боль­ный ста­ди­он (10 тыс. мест), ста­ди­он «Ни­ной Аки­но» (8 тыс. мест) и Ме­мо­ри­аль­ный дво­рец Х. Ри­са­ля (8 тыс. мест).

В пре­де­лах Мет­ро-Ма­ни­лы про­из­во­дит­ся 1/3 ВВП Фи­лип­пин (2007). Ок. 3/4 ВРП ме­га­по­ли­са соз­да­ёт­ся в сфе­ре ус­луг. Осн. гра­до­об­ра­зую­щие от­рас­ли – фи­нан­со­во-бан­ков­ская дея­тель­ность, ус­лу­ги транс­пор­та и ло­ги­сти­ка, оп­то­вая и роз­нич­ная тор­гов­ля, об­ра­ба­ты­ваю­щая пром-сть. В г. Ма­ка­ти рас­по­ло­же­ны Фон­до­вая бир­жа Фи­лип­пин (1927), штаб-квар­ти­ры ве­ду­щих бан­ков стра­ны (Phi­lippine Bank of Communications, Bank of the Philippine Islands, Philippine Savings Bank, Development Bank of the Philippines, Metrobank и др.); го­лов­ные офи­сы нац. тор­го­вых и пром. ком­па­ний, фи­лиа­лов круп­ных ме­ж­ду­нар. кор­по­ра­ций («Ayala Corporation», «Procter & Gamble», «Intel», «Microsoft», «Nestlé», «Royal Dutch Shell», «Holcim», «Ac­cen­ture», «Hewlett Packard», «Mitsu­bi­shi Motors» и др.). В р-не Ор­ти­гас (2-й по зна­чи­мо­сти де­ло­вой центр Мет­ро-Ма­ни­лы, рас­по­ло­жен на гра­ни­це го­ро­дов Па­сиг и Ман­да­луй­онг) раз­ме­ща­ют­ся штаб-квар­ти­ра Ази­ат. бан­ка раз­ви­тия, го­лов­ные офи­сы ря­да ве­ду­щих фи­лип­пин­ских ком­па­ний («San Miguel Cor­po­ration», «Meralco» и др.). В М., в р-не Ма­ла­те, на­хо­дит­ся гл. офис Центр. бан­ка Фи­лип­пин (Bangko Sentral ñg Pilipinas). Гру­зо­обо­рот мор. пор­та М. 46,2 млн. т и 2943 тыс. кон­тей­не­ров ДФЭ (2007); вы­во­зят­ гл. обр. про­дук­цию элек­трон­ной, пи­ще­вой и та­бач­ной пром-сти, тек­стиль­ные и швей­ные из­де­лия. Мор. ка­бо­таж­ное гру­зо­вое и пас­са­жир­ское со­об­ще­ние свя­зы­ва­ет М. со все­ми круп­ны­ми ост­ро­ва­ми Фи­лип­пин­ско­го ар­хи­пе­ла­га. Ус­лу­га­ми ме­ж­ду­нар. аэ­ро­пор­та им. Ни­ной Аки­но вос­поль­зо­ва­лись 22,3 млн. пас­са­жи­ров, пе­ре­ве­зе­но 355,2 тыс. т гру­зов (2008). Важ­ное ме­сто в эко­но­ми­ке ме­га­по­ли­са за­ни­ма­ют об­слу­жи­ва­ние гос. ап­па­ра­та, СМИ и ин­фор­мац. ин­фра­струк­ту­ра, те­ле­ком­му­ни­ка­ции и связь. Боль­шая Ма­ни­ла – один из круп­ней­ших ми­ро­вых цен­тров транс­гра­нич­но­го аут­сор­син­га: мно­го­числ. ком­па­нии по об­слу­жи­ва­нию разл. биз­нес-про­цес­сов [колл-цен­тры (от англ. call center – кон­такт­ный центр), со­став­ле­ние и хра­не­ние баз дан­ных, веб-ди­зайн, ау­дит и бух­гал­тер­ское де­ло и др.]. М. – гл. центр ме­ж­ду­нар. ту­риз­ма на Фи­лип­пи­нах (ок. 2 млн. чел., 2008).

Боль­шая Ма­ни­ла – круп­ней­ший центр ма­ши­но­строе­ния и ме­тал­ло­об­ра­бот­ки, хи­ми­че­ской, тек­стиль­ной, швей­ной, ко­же­вен­но-обув­ной, та­бач­ной, пи­ще­вой и по­ли­гра­фич. пром-сти Фи­лип­пин. Про­из-во ста­ли в элек­тро­пе­чах, пре­им. из им­порт­но­го ло­ма (все­го 550 тыс. т в 2008) в горо­дах Та­гиг (ста­ле­пла­виль­ный за­вод ком­па­нии «Armco-Marsteel Alloy Corp.») и Ка­ин­та (пров. Ри­саль; пред­при­ятия фирм «Cathay Pacific Steel Corp.» и «Phoenix Iron & Steel»). Ве­дущая от­расль ма­ши­но­строе­ния – элек­трон­ная пром-сть (про­из-во по­лу­про­вод­ни­ков, бы­то­вых элек­тро­при­бо­ров, но­ут­бу­ков, ком­пь­ю­тер­ных пе­ри­фе­рий­ных уст­ройств и др.). Пред­при­ятия от­рас­ли пре­им. на­хо­дят­ся под кон­тро­лем амер. и япон. ком­па­ний («Intel», AMD, «Toshiba» и др.) и в осн. со­сре­до­то­че­ны в спец. пром. зо­нах на се­ве­ро-за­па­де (в пров. Бу­ла­кан) и юго-вос­то­ке аг­ло­ме­ра­ции (в пров. Ла­гу­на). Дей­ст­ву­ют за­во­ды по сбор­ке лег­ко­вых и гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей япон. кор­по­ра­ций «Toyota Motor» (в г. Сан­та-Ро­са, пров. Ла­гу­на; мощ­ность 180 тыс. ав­то­мо­би­лей в год) и «Mitsubishi Motors» (Ка­ин­та; 62 тыс. ав­то­мо­би­лей). В г. Ке­сон-Си­ти – ав­то­сбо­роч­ный за­вод фи­лип­пин­ской ком­па­нии «David Motors» мощ­но­стью 10 тыс. ав­то­мо­би­лей в год (про­из-во «джип­ни» – мар­шрут­ных так­си на ба­зе ар­мей­ских джи­пов, осн. ви­да об­ще­ст­вен­но­го транс­пор­та в стра­не). В г. На­во­тас (на се­ве­ро-за­па­де Мет­ро-Ма­ни­лы) – не­боль­шие су­до­строит. и су­до­ре­монт­ные за­во­ды. Раз­ви­то из­го­тов­ле­ние лёг­кой с.-х. тех­ни­ки и ин­вен­та­ря.

Пред­при­ятия хи­мич. и хи­ми­ко-фар­ма­цев­тич. пром-сти спе­циа­ли­зи­ру­ют­ся на про­из-ве пла­ст­масс, ре­зи­но­тех­нич. из­де­лий, ла­ков и кра­сок, ле­кар­ст­вен­ных пре­па­ра­тов (Ке­сон-Си­ти, Ка­ло­окан, Ма­ри­ки­на, Ма­ла­бон и др.). Тек­стиль­ные и швей­ные фаб­ри­ки (в т. ч. про­из-во тра­диц. тка­ней и оде­ж­ды из во­ло­кон ра­ми и ана­на­са – т. н. пи­нья) пре­им. со­сре­до­то­че­ны в сев. час­ти Мет­ро-Ма­ни­лы (Ке­сон-Си­ти, Ка­ло­окан, Ма­ла­бон, Ва­лен­су­эла и др.). Гл. центр ко­же­вен­но-обув­ной пром-сти – Ма­ри­ки­на (св. 2/3 вы­пус­ка обу­ви в стра­не). Ве­ду­щие пред­при­ятия де­ре­во­об­ра­бот­ки и ме­бель­ной пром-сти рас­по­ло­же­ны в Ке­сон-Си­ти и Ма­ри­ки­не. Гл. центр про­из-ва юве­лир­ных из­де­лий в стра­не – г. Мей­кауа­ян (на се­ве­ро-за­па­де Боль­шой Ма­ни­лы, пров. Бу­ла­кан). Раз­ви­та пи­ще­вая пром-сть – пе­ре­ра­бот­ка ры­бы и мо­ре­про­дук­тов (На­во­тас), про­из-во са­ха­ра (Ма­ла­бон), рас­ти­тель­ных ма­сел (Ма­ла­бон, Лас-Пинь­яс, Ва­лен­су­эла), за­мо­ро­жен­но­го мя­са, про­хла­ди­тель­ных на­пит­ков, су­хо­го мо­ло­ка, кон­ди­тер­ских из­де­лий (Ке­сон-Си­ти, Ва­лен­су­эла, Ма­ла­бон, Ка­ло­окан, Лас-Пи­нь­яс и др.). Пред­при­ятия та­бач­ной пром-сти пре­им. со­сре­до­то­че­ны в го­ро­дах Па­сай, Па­рань­я­ке, Ма­ла­бон.

Лит.: Armengol P. O. Intramuros de Manila de 1571 hasta su destrucción en 1945. Madrid, 1958; Zafra N. The colonization of the Phi­lippines and the beginnings of the Spanish city of Manila. Manila, 1974; Torre de la V. Landmarks of Manila. Manila, 1981; Daus R. Manila: Essay über die Karriere einer Welt­stadt. B., 1987; Philippines in figures : annual. Manila, 1990–2011–; Zaragoza R. M. Old Ma­nila. Singapore; Oxf., 1990; Salita D. C. Geo­gra­phy and natural resources of the Phi­lip­pi­nes. Quezon City, 1997.

Вернуться к началу