КАЛУ́ГА
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАЛУ́ГА, город в России, адм. центр Калужской обл., центр городского округа. Нас. 332,0 тыс. чел. (2020). Расположена в вост. части области, на Среднерусской возвышенности, на р. Ока (пристань) и ряде её притоков (Калужка, Яченка, Киевка и др.). Ж.-д. станция. Узел автомобильных дорог.
История
Вопрос о времени и месте основания К. остаётся открытым. По одной из наиболее распространённых версий, К. была заложена как крепость на левом берегу р. Яченка, на мысу между Березуйским и Городецким оврагами (т. н. Симеоново городище), ок. сер. 14 в. вел. кн. владимирским Семёном Ивановичем Гордым для защиты Московского княжества от Великого княжества Литовского и Золотой Орды. Первое письм. упоминание о К. встречается в грамоте литов. кн. Ольгерда патриарху Константинопольскому Филофею (1371). Согласно духовной грамоте вел. кн. владимирского Дмитрия Ивановича Донского (1389), К. была отдана в удел его сыну Андрею Дмитриевичу. В 1505–18 К. – центр удельного княжества вел. кн. можайского Семёна Ивановича, сына Ивана III Васильевича. В 1512 крепость К. подверглась набегу крымских татар, но устояла. После этого была перенесена на левый берег Оки. Во 2-й пол. 16 в. в К. размещался передовой полк рус. войск, участвовавший в защите от набегов крымских ханов.
В Смутное время жители К. поддержали восстание Болотникова 1606–07. В дек. 1606/янв. 1607 – мае 1607 К., где укрылся со своими сторонниками И. И. Болотников, безуспешно осаждали правительств. войска. В дек. 1609/янв. 1610 – дек. 1610 К. являлась ставкой Лжедмитрия II.
В 1-й пол. 17 в. один из опорных пунктов в борьбе с Речью Посполитой. В 1618, во время похода войск польск. королевича Владислава на Москву, К. была захвачена и разорена войсками гетмана П. К. Сагайдачного, крепость сожжена. В декабре того же года К. заняли рус. войска. В 1622 к городу вновь подошли польск. войска, но были отбиты присланными из Москвы рус. отрядами. В сер. 17 в. в К. активно развивались ремёсла (обработка металла, дерева, кожи и др.) и торговля, в т. ч. по Оке. В 1708–76 К. – уездный город Московской губернии, в 1719–76 центр Калужской провинции. В 18 в. город стал крупным торгово-пром. центром. Появились первые мануфактуры (полотняные, кожевенные, маслобойные и др.). В 1776–1929 К. – центр Калужской губернии (до 1796 – Калужского наместничества). В 1859–68 на положении почётного пленника в К. жил имам Шамиль. В 19 в. начался спад в хозяйств. жизни К. В 1874 построена ж.-д. линия Калуга – Тула Сызрано-Вяземской ж. д., в 1899 через К. прошла Московско-Киево-Воронежская ж. д. Сов. власть в К. была установлена 28.11(11.12).1917 мирным путём. В 1929–34 районный центр Московской области, в 1934–44 – Тульской области. В Великую Отечественную войну К. была оккупирована герм. войсками 13.10–30.12.1941, освобождена в ходе Московской битвы 1941–42. С 5.7.1944 К. – центр Калужской области. С 2004 центр городского округа.
Архитектура
Дерев. строительство преобладало в К. до 1760-х гг. От каменной жилой застройки 17 в. сохранились 2-этажные палаты Коробовых в районе Завершья, схожие по своему декору с близлежащей ц. Св. Георгия за Верхом (1700–01) на высоком подклете, с открытыми первоначально гульбищами. В архит. традициях сер. 17 в. построены каменные церкви – Покрова на Рву (1687 или 1685, колокольня – 18 в.), Рождества Пресвятой Богородицы в Ромоданове (1691), Спаса Преображения что под Горой (1709–1711, 1802–27), в честь Казанской иконы Божией Матери (1709–17, колокольня и трапезная – 19 в.), Знамения (1720–1731) и Богоявления (1735 или 1746, колокольня – 1832). В стиле барокко – церкви Успения с 4-ярусной колокольней (1754–62), Св. Иоанна Предтечи (1734–1735), Святых Космы и Дамиана (1794), Жён-мироносиц (1798–1815). Среди рядовой каменной застройки 18 в. – скромные по масштабу палаты Макарова (над Березуйским оврагом) и т. н. дом Оболенского (в действительности – Кольцовых). В последней четв. 18 в. был разработан генплан К. (архитекторы П. Р. Никитин и И. Д. Ясныгин, при участии калужского наместника М. Н. Кречетникова), в его основе – 3-лучевая схема осн. магистралей и увязка регулярного геометрич. плана с местными условиями. В 1780-е гг. осуществлена постройка или закладка осн. «казённых строений» К.: ансамбля Присутственных мест (1778–1787, арх. Никитин; в строгих классицистич. формах), Троицкого собора (заложен по повелению имп. Екатерины II в 1786 на месте старого собора; строился в 1804–11, 1815–19, арх. Ясныгин), Дворянского уч-ща (1779; позднее – Гл. народное уч-ще, с 1804 Николаевская мужская гимназия, ныне одно из зданий Гос. педагогич. ун-та им. К. Э. Циолковского), почтамта (1782; декор фасада – сер. 20 в.), Гостиного двора (1782–96, 1811–23, арх. Ясныгин). Общий классицистич. характер гор. застройки в К. определило возведение мн. частных особняков (б. ч. по типовым проектам Никитина и Ясныгина). В 1800-е гг. в традициях моск. классицизма, но в более камерных масштабах, выстроены (по проектам архитекторов школы М. Ф. Казакова) гор. усадьбы Золотарёвых – Кологривовых (1805–08, с 1922 – Областной краеведч. музей) и Билибиных – Чистоклетовых (1809–10, с 1969 – Областной худож. музей), отчасти сохранившие первоначальное убранство интерьеров. В стиле ампир возведены дом Мешкова (1826, арх. Н. Ф. Соколов; ныне Госбанк) и много дерев. особняков. Во 2-й пол. 19 в. наступил резкий спад строительства (среди немногочисл. построек в стиле модерн и неоклассицизма – универмаг купца Ракова и Нар. дом у Моск. заставы). В кон. 20 – нач. 21 вв. построены церкви Св. Иоанна Воина (1994–2001) и Св. мч. Трифона (2000–01).
Близ К. – ансамбль Спасо-Воротынского мон. в с. Спас (Спасо-Преображенский собор, 2-я пол. 16 в.; ц. Введения Богородицы и трапезная, сер. 17, 18 вв.), Свято-Тихонова Успенская пустынь в пос. Льва Толстого (основана в кон. 15 в.; Успенская ц., 1894–1904; колокольня – 1892–94); быв. усадьбы: Авчурино Гагариных – Полторацких (руины Никольской ц., 1770-е гг., 1820–1833, арх. В. П. Стасов; неоготич. дом, 1840-е гг., 1911–13), Грабцево Еропкиных (гл. дом – кон. 19 в.; Успенская ц., 1722, арх. Д. Ф. Еропкин; Никольская ц., 1791; неоготич. колокольня – кон. 18 в.), Городня Голицыных (гл. дом – кон. 18 в., арх. А. Н. Воронихин), Гончаровых и Щепочкиных в Полотняном Заводе. В с. Козлово – музей-усадьба «Берегиня» (коллекция игровых и обрядовых кукол).
Центры науки и культуры
Среди науч. организаций – НИИ телемеханич. устройств (1959), Калужский науч. центр (1997), Н.-и. центр «Космическое материаловедение» Ин-та кристаллографии им. А. В. Шубникова РАН (1997), Лаборатория космич. техники, Н.-и. лаборатория авиац. и космич. техники (НИЛАКТ) и др. Основные вузы: Калужский гос. ун-т им. К. Э. Циолковского (основан в 1786 как Гл. народное уч-ще, совр. назв. с 2010; в его составе – кабинет-музей А. Л. Чижевского), Ин-т управления, бизнеса и технологий [1998; входит в образоват. консорциум «Среднерусский университет» (2004); совр. назв. с 2008]; филиалы: МГТУ им. Н. Э. Баумана, РГГУ, Моск. финансово-юридич. академии и др. вузов. Гос. областная науч. б-ка им. В. Г. Белинского (1891; совр. название и статус с 1944), Центр. гор. б-ка им. Н. В. Гоголя (1947) и др. Музеи: областной краеведческий (1897), областной художественный (1918); Гос. музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского (1967), в его состав входят планетарий, Дом-музей К. Э. Циолковского (1936), Научно-мемориальный и культурный центр А. Л. Чижевского (2000); Музей ремесла, архитектуры и быта (1991). Театры: Областной драматический (1917), ТЮЗ (1964), кукольный (1992). Областная филармония, в её составе – Хоровая капелла мальчиков и юношей, Оркестр рус. нар. инструментов. Камерные коллективы: муниципальные оркестр и хор, хор «Рождественский концерт». Междунар. конкурс камерных ансамблей им. С. И. Танеева (с 2002, каждые 3 года). Всерос. фестиваль «Старейшие театры России в Калуге» (с 2002, каждые 3 года), Всерос. фестиваль искусств «Калужская весна» (с 2004).
Спорт
Футбольный клуб «Калуга» (основан в 2002) выступает (в сезоне 2020/21) в первенстве Профессиональной футбольной лиги (ПФЛ). Домашние матчи проводит на стадионе «Арена Анненки» (открыт в 2010; вмещает свыше 3,5 тыс. зрителей). Одна из сильнейших в России (а ранее – в СССР) шашечная школа.
Хозяйство
Крупнейший пром. центр области. Объём промышленной продукции – 428,9 млрд. руб. (2019; без учёта малых предприятий; 51,4% общего объёма промышленной продукции области). Основные фонды организаций города составляют 56,8% от области, инвестиции в основной капитал – 37,0%.
Металлургия представлена совместным российско-испанским предприятием «Северсталь-Гонварри-Калуга» (2009; создано при участии российской компании «Северсталь» и испанской Gonvarri Industries; индустриальный парк «Грабцево»; мощность 170 тыс. т стального проката в год) и Калужским заводом по обработке цветных металлов [создан в 2001 на базе цеха №2 завода «Аметист» (1991); холоднокатаные многослойные металлические и биметаллические ленты, в т. ч. высокой точности из бериллиевой бронзы, а также прецизионный прокат цветных и чёрных металлов]. Калужский опытно-механический завод производит литьё из чугуна, стали и цветных металлов, грузовые барабаны, валы, зубчатые пары, муфты, крановые колёса, канатные блоки, тормозные шкивы и металлоконструкции.
Ведущая отрасль – машиностроение, наибольшее значение имеет произ-во электронных изделий, разл. приборов, транспортных средств и пром. оборудования. В электронике и приборостроении выделяются: Калужский электромеханический завод (1917; в составе концерна «Автоматика» и Государственной корпорации «Ростех»; разработка и выпуск средств связи военного и гражданского назначения), завод «Калугаприбор» (1957; производство средств связи и телекоммуникаций для обработки оперативной информации в стационарных и подвижных объектах информационных сетей, услуги по защите информации и противодействию иностранным техническим разведкам), Калужский научно-исследовательский институт телемеханических устройств [1959, с 2014 – в составе Государственной корпорации «Ростехнологии»; разработка и выпуск комплексов и аппаратуры бортовых и наземных систем связи и управления, комплексов и аппаратуры систем мониторинга и оповещения], «Восход – Калужский радиоламповый завод» (1960; один из ведущих в стране разработчиков и производителей электронных компонентов – микросхем, наборов транзисторов, операционных усилителей, термопечатающих головок, полупроводниковых лазеров, свето-, фотодиодов и др.), Калужский завод телеграфной аппаратуры (1965; с 2017 – в составе холдинга «Аэронавигационные и информационные системы»; разработка и выпуск средств связи и продукции специального назначения для МО, МЧС и др. – подвижные узлы «Редут» и «Полёт», аппаратные специальной связи, антенные установки, цветные факсимильные аппараты, комплекс технических средств оповещения, также электронная техника для автомобилей, автоматизированные камеры хранения для компании РЖД и контрольно-кассовая техника нового поколения), Научно-исследовательский институт материалов электронной техники (1964; разработка и производство лент из аморфных и нанокристаллических магнитомягких сплавов, также выпуск полупроводниковых материалов, особо чистых галлия и мышьяка), «Научно-производственное предприятие Калужский приборостроительный завод «Тайфун» (1973; сложные радиотехнические комплексы для оснащения кораблей военного и гражданского флота, также детские спортивные комплексы «Юниор» и «Малыш»), «Научно-производственное внедренческое предприятие «Турбокон» (1991; разработка и внедрение энергосберегающих и бестопливных экологически чистых наукоёмких технологий комбинированного производства тепловой и электрической энергии), завод «Автоприбормаш» (1992; разработка и выпуск деталей высоковольтных вводов и контактных клемм для силовых трансформаторов), завод компании «Эликор» (1995; кухонные вытяжки и воздухоочистители на базе итальянских вентиляторов), филиал «ПКФ Технакон» (ранее электротехнический завод КВТ; 1999; св. 4 тыс. наименований кабельной аппаратуры и электромонтажного инструмента) и научно-производственная фирма «Мега-К» (1991; бесконтактные выключатели и датчики).
Транспортное машиностроение специализируется на произ-ве ж.-д. техники и сборке автомобилей. Среди предприятий отрасли – Калужский завод путевых машин и гидроприводов («Калугапутьмаш»; основано в 1874 как Главные Калужские железнодорожные мастерские, совр. назв. с 1993, с 2014 в составе холдинга «Синара – Транспортные машины»; один из ведущих рос. производителей тяжёлых путевых машин для ремонта и строительства железных дорог, выпускает также маневровые пром. тепловозы, дизель-поезда), Калужский завод «Ремпутьмаш» (с 2018 в составе холдинга «Синара – Транспортные машины»; путевые машины), Калужский завод транспортного машиностроения (1896; механизир. путевой инструмент).
Завод компании «Фольксваген Груп Рус» (2007) осуществляет сборку автомобилей по лицензии германского концерна Volkswagen (модели Volkswagen и Škoda»; 124 тыс. шт. автомобилей и 111,5 тыс. шт. двигателей, 2020); выпуск грузовых автомобилей – на предприятиях «Вольво Восток» шведской компании Volvo Trucks (2009; индустриальный парк «Калуга-Юг»; автомобили марок Volvo и Renault; мощность 15 тыс. ед. в год) и «Джервази Восток» итальянской Gervasi (2013; покраска и конечная сборка самосвальной техники – строительных и карьерных самосвалов, самосвальных полуприцепов и полуприцепов-контейнеровозов; мощность около 4,0 тыс. ед. техники в год). Специальную автомобильную технику производят заводы компаний: «Меркатор Калуга» (2014; в сотрудничестве со швейцарской компанией Bucher; дорожно-коммунальная техника, мусоровозы, навесное оборудование, техника для уборки помещений, техника и системы для аэропортов; мощность 1,3 тыс. ед. техники в год), «Бецема-Калуга» (2010; в структуре компании «Бецема»; навесное оборудование – кузова и цистерны; оба – в индустриальном парке «Калуга-Юг»).
Среди ведущих предприятий по производству автокомплектующих – Калужский завод автомобильного электрооборудования (КЗАЭ; 1941; выпуск св. 150 видов электрооборудования, приборов и средств автоматики для автомобильной техники и тракторов) и Калужский завод электронных изделий («Автоэлектроника»; возник в 1990 на базе конструкторского бюро электроники и цеха № 8 КЗАЭ; электронные компоненты и системы для автомобилей), а также заводы компаний: «Магна Автомотив Рус» (1-я очередь – 2010, 2-я очередь – 2016; в структуре канадской Magna International; производство и окраска бамперов и передних модулей автомобилей), «Вистеон Рус» (отделение американской Visteon Corporation; панели дверей и др. внутренние компоненты для автомобилей Volkswagen; оба – в индустриальном парке «Грабцево»), «ХП Пельцер Рус» (отделение американской HP Pelzer Automotive Systems; шумоизоляционные компоненты; индустриальный парк «Калуга-Юг»; оба – 2010) и «Лир» (отделение американской Lear Corporation; комплекты сидений, электрические и электронные системы), «Витеско Технолоджис Рус» (до 2020 – «Континентал Аутомотив Системс Рус»; в составе нидерландской Vitesco Technologies Holding Netherlands; индустриальный парк «Калуга-Юг»; автомобильная электронная техника и мехатроника – блоки управления автомобильными двигателями, топливные рампы, погружные топливные модули), «Шердель-Калуга» (отделение германской Scherdel; индустриальный парк «Калуга-Юг»; каркасы сидений) и «Бентелер Аутомотив» (отделение германской Benteler; индустриальный парк «Грабцево»; детали подвески автомобилей; оба – 2010), СМК (2015; в составе итальянской Cellino; на территории завода «Калужский двигатель»; топливные баки для грузовых автомобилей и их компоненты) и «ХТЛ Фиттинг Рус» (2009; в составе итальянской HT & L Fitting; автомобильные колёса, шестерни и др.), «СМРК Аутомотив Текнолоджи Ру» (2008; отделение нидерландской SMRC Automotive Holdings Netherlands; индустриальный парк «Грабцево»; обшивка дверей автомобилей), «Вольво Компоненты» (2014 – завод по изготовлению кабин грузовых автомобилей Volvo и Renault; в составе шведской Volvo; индустриальный парк «Калуга-Юг»), «Бозал» (1995; в структуре бельгийской Bosal; глушители для автомобилей), совместное российско-испанское предприятие «Гестамп-Северсталь-Калуга» (2010; создано при участии российской компании «Северсталь» и испанской Gestamp Automoción; штампованные элементы кузова для автомобилей марок Volkswagen, Škoda, Peugeot, Citroën, Renault, Nissan, Mitsubishi и «АвтоВАЗ», одно из крупнейших в Европе предприятий компании Gestamp Automoción по производству крупногабаритных деталей методом холодной штамповки) и «Завод МПК» (2010; стеклоочистители и системы стеклоомывателей автомобилей).
Производится также разнообразное пром. оборудование, в т. ч. энергетическое (Калужский турбинный завод – паровые турбины, турбогенераторы, паровые геотермальные турбины и энергоблоки; завод «Калужский двигатель» – газотурбинные двигатели малой мощности для наземных энергетических установок, газотурбинные электростанции, минитеплоэлектростанции и газотурбинные автономные средства электроснабжения, а также двигатели для бензиновых электроагрегатов и мотопомп), для обувной промышленности и запчасти к ним, гидравлическое, электротехническое оборудование и др.), для изготовления обуви (совместное российско-германское предприятие «Калуга-Шён-Заря Машиностроительное объединение»; создано в 1990 на базе одного из цехов завода «Калужский двигатель»; единственный в РФ производитель электро-пневмо-гидравлических обтяжно-затяжных комплексов), горно-шахтное (научно-производственное предприятие «35-й механический завод», также выпускает нестандартное оборудование, подъёмно-крановые устройства), для газовой и нефтяной пром-сти (завод «Легмаш» – транспортные контейнеры для газотурбинных двигателей, алюминиевые конструкции специального назначения и крупногабаритное оборудование; «АВА Гидроком» в составе «АВА Гидросистемы» – проектирование и выпуск гидравлических систем, машин, дистрибьютер гидравлических комплектующих из 40 зарубежных стран).
Химическая промышленность представлена «АД Пластик Калуга» (2012; г. Калуга; отделение хорватской AD Plastik; детали из пластмасс для оформления интерьера и экстерьера автомобилей), «ЯПП Рус Автомобильные системы» (2011; в структуре китайской YAPP Automotive Systems Co.; индустриальный парк «Грабцево»; пластиковые топливные системы).
В индустриальном парке «Грабцево» действуют предприятия фармацевтических компаний: «Берлин Фарма»(2014; подразделение германской Berlin-Chemie в составе итальянской Menarini Group; первое предприятие компании в РФ; различные фармацевтические препараты) и «Ново Нордиск Продакшн Саппорт» (2015; отделение датской Novo Nordisk; первый и единственный в стране производитель инсулина из оригинальной субстанции, а также наполнение и вторичная упаковка в картриджи и инъекторы).
Произ-во стройматериалов (Калужский завод строительных материалов), фурнитура для окон и дверей («Мако Фурнитура»), мебели (Калужский спичечно-мебельный комбинат «Гигант»), стекольных изделий («Фуяо Стекло Рус»; в индустриальном парке «Грабцево»), стеклопакетов («СтеклоЛюкс»), женской одежды («Калужанка»), обуви (Калужская обувная фабрика «Калита»), специального военного и полицейского снаряжения, форменной одежды («Союзспецоснащение») и др. Среди предприятий пищевой пром-сти выделяются: Калужский мясокомбинат, «Сыры калужские», «Кондитерско-макаронная фабрика», филиал компании «АБ ИнБев Эфес» (выпуск пива).
Основу финансовой системы К. составляют отделение Банка России, ведущих коммерческих банков страны: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-Банк, Россельхозбанк, «Открытие», Совкомбанк, Райффайзенбанк, Росбанк, ЮниКредит банк и др., а также местных коммерческих банков – Газэнергобанк (1995), «Калуга» (1990) и «Элита» (1991).
Объём розничного товарооборота 52,8 млрд. руб. (2019; без учёта малых предприятий; 52,4% оборота области), объём платных услуг 21,4 млрд. руб. (2019; 65,5% объёма услуг области).
Действуют: Калужская ТЭЦ (1948; мощность 41,8 МВт; под управлением филиала компании «Квадра» – «Центральная генерация»), ТЭЦ Калужского турбинного завода (43 МВт), Турынинская площадка ТЭЦ Калужского турбинного завода (12 МВт; обе – под управлением компании «Калужский турбинный завод»).