Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНТВЕ́РПЕН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 32-33

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: Л. А. Аксёнова, А. С. Намазова, В. М. Паппе

АНТВЕ́РПЕН, Ан­вер (флам. Ant­wer­pen, франц. An­vers; на­зва­ние от флам. Aen’t wert – у вер­фи), го­род на се­ве­ре Бель­гии, во Флан­д­рии, адм. центр пров. Антвер­пен. Нас. 451 тыс. чел. (с при­го­ро­да­ми 955 тыс. чел., 2004). Рас­по­ло­жен на р. Шель­да и ка­на­ле Аль­бер­та, в 90 км от Се­вер­но­го мо­ря. Один из круп­ней­ших мор­ских пор­тов ми­ра: в Ев­ро­пе за­ни­ма­ет 2-е ме­сто по гру­зо­обо­ро­ту (132 млн. т. в 2002) по­сле Рот­тер­да­ма и 3-е – по кон­тей­нер­ным пе­ре­воз­кам после Рот­тер­да­ма и Гам­бур­га (дли­на при­чаль­ных ли­ний ок. 130 км; ок. 1/2 об­ра­ба­ты­вае­мых гру­зов – уголь, ру­ды, удоб­ре­ния, ок. 1/3 – нефть и неф­те­про­дук­ты). Име­ет важ­ное тран­зит­ное зна­че­ние (ок. 40% гру­зо­обо­ро­та). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт (1931, арх. С. Ясин­ски).

Впер­вые А. упо­ми­на­ет­ся в 726. С 1008 ре­зи­ден­ция марк­гра­фа. Ок. 1100 при­сое­ди­нён к гер­цог­ст­ву Бра­бант

 >>
. В 1291 по­лу­чил гор. пра­во. С 1313 в со­ста­ве Ган­зы
 >>
, иг­рал важ­ную роль в по­сред­нич. тор­гов­ле с Анг­ли­ей. С 1430 под вла­стью Бур­гунд­ско­го гер­цог­ст­ва, с 1477 во вла­де­нии Габс­бур­гов
 >>
. С 12 в. раз­ви­ва­ет­ся как центр ре­мё­сел и тор­гов­ли, к сер. 16 в. пре­вра­тил­ся в тор­го­вый и фи­нан­со­вый центр ми­ро­во­го зна­че­ния и один из бо­га­тей­ших го­ро­дов Ев­ро­пы. Во вре­мя Ни­дер­ланд­ской ре­во­лю­ции 16 в.
 >>
стал аре­ной ост­рой по­ли­тич. борь­бы (Ико­но­бор­че­ское вос­ста­ние 1566 и др.). В 1576 ра­зо­рён исп. вой­ска­ми, по­сле че­го в 1579 при­сое­ди­нил­ся к Ут­рехт­ской унии
 >>
. В 1585 за­хвачен ис­пан­ца­ми. Исп. гос­под­ство, бло­ка­да устья р. Шель­да гол­ланд­ца­ми с 1609, за­тем её за­кры­тие для тор­гов­ли по ус­ло­ви­ям Вест­фаль­ско­го ми­ра 1648
 >>
ли­ши­ли А. бы­ло­го эко­но­мич. зна­че­ния. В 1815–30 в со­ста­ве Ни­дер­ланд­ско­го Ко­ро­лев­ст­ва, с 1830 – в Ко­ро­лев­ст­ве Бель­гия. По­сле вы­ку­па бельгийским пра­ви­тель­ст­вом у Ни­дерлан­дов пра­ва тор­гов­ли по р. Шель­да (1863) вновь при­об­рёл зна­че­ние круп­но­го тор­го­во­го цен­тра.

«Фонтан Брабо» на площади Гроте-маркт.

Го­род раз­де­лён ре­кой, но не име­ет мос­тов (бе­ре­га со­еди­не­ны тун­не­ля­ми, про­ло­жен­ны­ми под р. Шель­да). Жи­во­пис­ная ста­рая часть А. рас­по­ло­же­на на вы­со­ком бе­ре­гу ре­ки. Ря­дом с ро­ман­ским зам­ком Стен (пе­ре­стро­ен в позд­не­го­тич. сти­ле в 1520–21; ны­не Нац. мор­ской му­зей) воз­вы­ша­ет­ся го­тический 7-нефный ка­фед­раль­ный со­бор Нотр-Дам (Он­зе-ли­ве-Врау­экерк, 1352–1616, арх. И. П. Ап­пел­манс; сев. баш­ня со­бо­ра в сти­ле пла­менею­щей го­ти­ки

 >>
, 1521–30; ал­тар­ные кар­ти­ны П. П. Ру­бен­са
 >>
и вит­ра­жи 16–17 вв.). Там же на­хо­дят­ся ка­пел­лы Св. Ни­ко­лая (14 в.) и Бур­гунд­ская (15 в.), ц. Св. Иа­ко­ва (1491–1507; над­гро­бие Ру­бен­са). Ре­нес­санс­ные церк­ви Св. Ан­то­ния Па­ду­ан­ско­го (1589), Св. Пав­ла (16 в.), ба­роч­ные церк­ви Св. Ав­гу­сти­на (1615–18; ал­тар­ные кар­ти­ны Ру­бен­са, Я. Йор­дан­са
 >>
, А. Ван Дей­ка
 >>
) и Св. Кар­ла Бор­ро­мея (1615–21, ар­хи­тек­то­ры П. Хёйс­сенс и Ф. Агий­он); ре­нес­санс­ная Ра­ту­ша (1561–65, арх. К. Фло­рис), пе­ред ней – «Фон­тан Бра­бо» (1887, скульптор Ж. М. Т. Лам­бо). Сре­ди др. па­мят­ни­ков – «Ста­рая бир­жа» (1515), пат­ри­ци­ан­ские до­ма 16–18 вв. в сти­ле ба­рок­ко, в т. ч.: Дом бур­го­ми­ст­ра Н. Ро­кок­са, Дом Ван Сус­те­ре­на-Ро­озе (позд­нее Ко­ро­лев­ский дво­рец, 1743–45; ны­не Ме­ж­ду­нар. куль­тур­ный центр) и «Ав­ст­рий­ский дво­рец» (1749, ны­не Банк Па­ри­ба; оба – арх. Я. П. ван Ба­урс­хейдт); клас­си­ци­стич. зда­ние Ко­ро­лев­ско­го гол­ланд­ско­го те­ат­ра (1827–34, арх. П. Бур­ла; ны­не Ко­ро­лев­ский нац. те­атр). На мес­те сне­сён­ных кре­по­ст­ных стен 16 в. про­ло­же­но по­лу­коль­цо буль­ва­ров, от­де­ляю­щих ста­рый го­род от но­вой его час­ти, где раз­мес­ти­лись квар­та­лы с совр. зда­ния­ми, ши­ро­ки­ми ули­ца­ми, пло­ща­дя­ми и пар­ка­ми. В но­вых рай­онах пре­об­ла­да­ет эк­лек­тич. за­строй­ка: нео­го­тич. зда­ние Бир­жи (1868–72, арх. Й. С. а.­де), не­оре­нес­санс­ный Центр. вок­зал (1895–1905, арх. Л. де ла Сен­се­ри), зда­ния в сти­лях мо­дерн
 >>
(рай­он ­Ко­гелс – Оси­лей) и ар де­ко
 >>
; вы­сот­ное зда­ние «То­рен­ге­бау» (1930–31, ар­хи­тек­то­ры Ж. ван Ху­ма­кер, Й. Смол­де­рен и Э. ван Авер­бе­ке; счи­та­ет­ся пер­вым не­бо­скрё­бом в Ев­ро­пе). Жи­лые ком­плек­сы Кил (1950–55, арх. Р. Брам и др.), Люх­тбал (1955, арх. Х. ван Кёйк) и др. Ряд пред­при­ятий рас­по­ло­же­ны вдоль р. Шель­да; внеш­нее коль­цо го­ро­да со­став­ля­ют пром. рай­оны (поч­ти не­пре­рыв­ная по­ло­са за­во­дов и жи­лых ра­бо­чих квар­та­лов). Не­отъ­ем­ле­мая часть пей­за­жа – мно­го­численные ци­лин­д­рич. неф­те­хра­ни­ли­ща и сфе­рич. газ­голь­де­ры.

Фото А. И. Нагаева Кафедральный собор Нотр-Дам. 1352–1616.

В А. на­хо­дят­ся Ко­ро­лев­ская ака­де­мия изящ­ных ис­кусств (ос­но­ва­на в 1663), Ком­мер­че­ский и Ко­ло­ни­аль­ный ин-ты; Ко­ро­лев­ская кон­сер­ва­то­рия. Му­зей ис­то­рии, ар­хео­ло­гии и при­клад­ных ис­кусств (в зда­нии «До­ма мяс­ни­ков», 1501–1503, арх. Х. Де Ва­ге­ма­ке­ре), Ко­ро­лев­ский му­зей изящ­ных ис­кус­ств (с 1810; нео­бароч­ное зда­ние 1877–90, ар­хи­тек­то­ры Ж. Ж. Вин­дерс и Ф. ван Дик; кол­лек­ция зап.-ев­роп. иск-ва), Дом ти­по­гра­фов 16–17 вв. К. План­те­на и Б. Морету­са (по­стро­ен в 1576–80; му­зей с 1876), Му­зей Ф. Май­е­ра ван ден Бер­га (с 1904, со­б­ра­ние ста­ро­ни­дерл. жи­во­пи­си и скульп­ту­ры), Го­род­ской гра­вюр­ный ка­би­нет (с 1938), Му­зей Смид­та ван Гел­де­ра (с 1950; со­б­ра­ние при­клад­но­го иск-ва), Му­зей скульп­ту­ры на от­кры­том воз­ду­хе в пар­ке Мид­дел­хейм (с 1950), Дом Ру­бен­са (ок. 1610–18, по про­ек­ту Ру­бен­са; му­зей с 1946), Дом Я. Йор­дан­са (по­стро­ен в 1641), Му­зей совр. иск-ва (с 1987). Ба­лет Флан­д­рии (с 1969), Ни­дерл. ка­мер­ный те­атр. В 1920 в А. про­во­ди­лись Иг­ры VII Олим­пиа­ды. Традиционные теннисные жен­ские турниры. Футбольный клуб «Ант­верпен» (в 1993 выиграл Кубок кубков).

Совр. А. – вто­рой по чис­лен­но­сти на­се­ле­ния (по­сле Брюс­се­ля) го­род стра­ны, важ­ный ин­ду­ст­ри­аль­ный, транс­порт­ный и тор­го­во-фи­нан­со­вый центр ев­роп. зна­че­ния. Пром-сть ба­зи­ру­ет­ся в осн. на пе­ре­ра­бот­ке им­порт­но­го сы­рья. А. (с при­го­ро­да­ми) – один из круп­ней­ших зап.-ев­роп. цен­тров хи­мии (удоб­ре­ния, ла­ки, крас­ки) и неф­те­хи­мии (пласт­мас­сы, по­ли­эти­лен, син­те­тич. кау­чук и др.; ком­па­нии «Бай­ер» и «БАСФ»), про­из-ва ки­но­фо­то­плён­ки («Аг­фа-Ге­вард» в Морт­се­ле). Круп­ный нац. центр неф­те­пе­ре­ра­бот­ки (нефть по­сту­па­ет мо­рем, а также по неф­те­про­во­ду из Рот­тер­да­ма), су­до­строе­ния, цвет­ной ме­тал­лур­гии, сбор­ки ав­то­мо­би­лей (за­во­ды «Дже­не­рал мо­торс») и трак­то­ров («Форд трак­тор»), элек­тро­тех­ни­ки и элек­тро­ни­ки, про­из-ва ал­маз­ных бу­ро­вых ин­ст­ру­мен­тов, де­рево­об­ра­бот­ки, бу­маж­ной и пи­ще­вой пром-сти. Ми­ро­вой центр гра­не­ния ал­ма­зов, тор­гов­ли брил­ли­ан­та­ми и их ре­экс­пор­та (Му­зей ал­ма­зов, с 1988).

На се­ве­ре аг­ло­ме­ра­ции, в Ду­ле, – 4 круп­ные АЭС.

Лит.: Génard P. An­vers а̀ trav­ers les âges. Brux., 1886–1892. Vol. 1–2; Гер­ман М. Ю. Ан­твер­пен. Гент. Брюг­ге. Го­ро­да ста­рой Флан­д­рии. М., 1974; Tijs R. Antwerpen: historisch portret van een stad. Tielt, 2001.

Вернуться к началу