Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕЙ ПЭЙ ИО МИН

И. М. Пей. Небоскрёб «Bank of China» в Гонконге. 1989.

ПЕЙ, Пэй (Pei) Ио Мин (име­на обыч­но скры­ты под ини­циа­ла­ми I. M. Pei, И. М. Пей) (26.4.1917, Гу­ан­чжоу – 16.5.2019, Нью-Йорк), американский ар­хи­тек­тор, чл. Ин-та Фран­ции (АХ; 1984), Ко­ро­лев­ской ака­де­мии в Лон­до­не (1993). Ро­дил­ся в се­мье кит. бан­ки­ра. С 1935 учил­ся в США – в Пен­силь­ван­ском ун-те в Фи­ла­дель­фии, за­тем в Мас­са­чу­сет­ском ин-те тех­но­ло­гии в Кем­брид­же, где пре­по­да­ва­ние шло в рус­ле бо­зар (окон­чил в 1940); так­же в шко­ле ди­зай­на Гар­вард­ско­го ун-та в Бос­то­не (1942–46), где по­зна­ко­мил­ся с В. Гро­пиу­сом и М. Брёй­е­ром; в 1945–48 пре­по­да­вал там же. В 1943–45 ра­бо­тал в Нац. ис­сле­до­ва­тель­ском к-те по во­про­сам обо­ро­ны. В 1948–55 П. как ди­рек­тор ар­хит. управ­ле­ния ком­па­нии-за­строй­щи­ка «Webb & Knapp» в Нью-Йор­ке спро­ек­ти­ро­вал не­бо­скрёб «Place Ville-Marie» в Мон­реа­ле (1953; реа­ли­за­ция – 1962) и др. круп­ные объ­ек­ты. В 1955–90 воз­глав­лял собств. мас­тер­скую в Нью-Йор­ке. Из­вест­ность П. при­нес­ли зда­ния в рус­ле позд­не­го мо­дер­низ­ма с под­чёрк­ну­то мас­сив­ны­ми бе­тон­ны­ми объ­ё­ма­ми: Нац. центр ат­мо­сфер­ных ис­сле­до­ва­ний в Бо­ул­де­ре, штат Ко­ло­ра­до (1964–67), ху­дож. Му­зей Эвер­со­на в г. Си­ракь­юс, штат Нью-Йорк (1966–1968), вост. кры­ло Нац. га­ле­реи в Ва­шинг­то­не (1971–78), Пре­зи­дент­ская б-ка и му­зей Дж. Ф. Кен­не­ди в Бос­то­не (1977–1979; рас­ши­ре­ние – 1991). Пла­стич. свой­ст­ва бе­то­на П. ис­поль­зо­вал так­же в ме­мо­ри­аль­ной ча­сов­не Лу­че в Тай­чжу­не (1962–63), ти­по­вом про­ек­те баш­ни аэ­ро­пор­то­во­го ко­манд­но-дис­пет­чер­ско­го пунк­та для Фе­де­раль­но­го авиац. агент­ст­ва (1962; реа­ли­зо­ван 50 раз в 1966–72) и др. Прин­ци­пы тра­диц. ар­хи­тек­ту­ры с кон. 1970-х гг. про­яв­ля­лись в раз­ной сте­пе­ни в ра­бо­тах П., сре­ди ко­то­рых – зап. кры­ло бос­тон­ско­го Му­зея изящ­ных ис­кусств (1978–81), гос­ти­ни­ца «Сян­шань» («Фра­грант хилл») в Пе­ки­не (1980–82), ре­кон­ст­рук­ция Лув­ра (1985–89; 2-я оче­редь – 1993), му­зей Ми­хо близ г. Си­га­ра­ки в Япо­нии (1997), рас­ши­ре­ние Му­зея г. Суч­жоу (2006), Му­зей ис­лам­ско­го иск-ва в До­хе (2008). Так­же для это­го пе­рио­да ха­рак­тер­но со­че­та­ние круп­ных ос­тек­лён­ных и об­ли­цо­ван­ных кам­нем объ­ё­мов (Му­зей совр. иск-ва им. вел. гер­цо­га Жа­на в Люк­сем­бур­ге, 2006, и др.). Сре­ди вы­сот­ных по­стро­ек П. – «Over­sea-Chinese Banking Corporation Centre» в Син­га­пу­ре (1971–76), «Texas Commer­ce Bank» в Хью­сто­не (ны­не «JPMor­gan Chase & Co.»; 1978–82), «Bank of China» в Гон­кон­ге (1989), гос­ти­ни­ца «Фор Си­зонс» в Нью-Йор­ке (1990–93). Офи­цер По­чёт­но­го ле­гио­на (1993). Сре­ди сы­но­вей П. – ар­хи­тек­то­ры Чен Чун Пей и Ли Чун Пей, не раз вы­сту­пав­шие его со­авто­ра­ми.

Лит.: Cannell M. T. I. M. Pei: mandarin of mo­dernism. N. Y., 1995; Boehm G. von. Conver­sations with I. M. Pei: light is the key. Munich; N. Y., 2000; Wiseman C. I. M. Pei: a profile in American architecture. N. Y., 2001; Jodidio Ph., Adams Strong J. I. M. Pei: complete works. N. Y., 2008.

Вернуться к началу