ЯМА́ТО-Э
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЯМА́ТО-Э (япон. – японская живопись), один из классических стилей япон. живописи. Название, подчёркивающее отличие Я.-э от стиля кара-э, «кит. живописи», отражает дуальность япон. культуры, где существовали и часто противопоставлялись заимствованная корейско-китайская и местная традиции. Возник в эпоху Хэйан как стиль декоративной, гл. обр. пейзажной, живописи, выполненной яркими красками на ширмах (бёбу) или раздвижных панелях (фусума): выбранный сюжет (виды Японии) и манера его изображения (мягкие очертания холмов, покрытых лесом; «Рай Будды Амиды», роспись панелей из храма Бёдоин, 1053) отличались от скалистых пейзажей кит. живописи династии Тан. Позднее мастера школы Кано, используя достижения развивавшей Я.-э школы Тоса, обогатили декоративную живопись этого стиля выразительностью и символичностью кит. традиции: крупные экспрессивные изображения старых деревьев, хищных зверей или птиц, написанные насыщенными глубокими тонами на абстрактном золотом фоне (см. илл. к ст. Кано). Мастера школы Римпа во 2-й пол. 16 – 17 вв. развивали лирич. составляющую Я.-э эпохи Хэйан: лёгкие точные линии, мягкое цветовое решение, асимметричные композиции часто составляли единое целое с каллиграфич. надписью азбукой кана (свиток «Стихотворная антология на бумаге, украшенной журавлями», 17 в., каллиграф Хонъами Коэцу и живописец Таварая Сотацу, Нац. музей, Киото). Я.-э проявился и в декоративных росписях Сотацу: пейзажи в сине-зелёных тонах контрастируют с золотом и охрами фона; краски кладутся пятном без полутонов; при реалистичности изображения гор и растений волны и облака передаются условно, превращаясь почти в орнамент. Со 2-й пол. 18 в. стиль Я.-э выходит из употребления. В нач. 21 в. термин также применяется к самым разным декоративным росписям и живописи на свитках, выполненным в определённом стиле и преим. на япон. сюжеты, напр. к иллюстрациям к лит. произведениям эпохи Хэйан («Гэндзи моногатари», 12 в., Музей искусств Токугава, Нагоя, Музей Гото, Токио; «Дневник Мурасаки Сикибу», 1230, Музей Гото, и др.).