Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЯМА́ТО-Э

Авторы: А. В. Гусева
Ямато-э. «Цветы и травы четырёх сезонов» (стихи из поэтической антологии «Син кокин вака-сю»). Лист из альбома. 17 в. Каллиграф Хонъами Коэцу, живописец Таварая Сотацу. Музей искусств Сунриц-Хаттори (...

ЯМА́ТО-Э (япон. – япон­ская жи­во­пись), один из клас­си­че­ских сти­лей япон. жи­во­пи­си. На­зва­ние, под­чёр­ки­ваю­щее от­ли­чие Я.-э от сти­ля кара-э, «кит. жи­вопи­си», от­ра­жа­ет ду­аль­ность япон. куль­ту­ры, где су­ще­ст­во­ва­ли и час­то про­ти­во­пос­тав­ля­лись за­им­ст­во­ван­ная ко­рей­ско-ки­тай­ская и ме­ст­ная тра­ди­ции. Воз­ник в эпо­ху Хэй­ан как стиль де­ко­ратив­ной, гл. обр. пей­заж­ной, жи­во­пи­си, вы­пол­нен­ной яр­ки­ми крас­ка­ми на шир­мах (бё­бу) или раз­движ­ных па­не­лях (фу­су­ма): вы­бран­ный сю­жет (ви­ды Япо­нии) и ма­не­ра его изо­бра­же­ния (мяг­кие очер­та­ния хол­мов, по­кры­тых ле­сом; «Рай Буд­ды Ами­ды», рос­пись па­не­лей из хра­ма Бё­до­ин, 1053) от­ли­ча­лись от ска­ли­стых пей­за­жей кит. жи­во­пи­си ди­на­стии Тан. Позд­нее мас­те­ра шко­лы Ка­но, ис­поль­зуя дос­ти­же­ния раз­ви­вав­шей Я.-э шко­лы То­са, обо­га­ти­ли де­ко­ра­тив­ную жи­во­пись это­го сти­ля вы­ра­зи­тель­но­стью и сим­во­лич­но­стью кит. тра­ди­ции: круп­ные экс­прес­сив­ные изо­бра­же­ния ста­рых де­ревь­ев, хищ­ных зве­рей или птиц, на­пи­сан­ные на­сы­щен­ны­ми глу­бо­ки­ми то­на­ми на аб­ст­ракт­ном зо­ло­том фо­не (см. илл. к ст. Ка­но). Мас­те­ра шко­лы Рим­па во 2-й пол. 16 – 17 вв. раз­ви­ва­ли ли­рич. со­став­ляю­щую Я.-э эпо­хи Хэй­ан: лёг­кие точ­ные ли­нии, мяг­кое цве­то­вое ре­ше­ние, асим­мет­рич­ные ком­по­зи­ции час­то со­став­ля­ли еди­ное це­лое с кал­ли­гра­фич. над­пи­сью аз­бу­кой ка­на (сви­ток «Сти­хо­твор­ная ан­то­ло­гия на бу­ма­ге, ук­ра­шен­ной жу­рав­ля­ми», 17 в., кал­ли­граф Хонъ­а­ми Ко­эцу и жи­во­пи­сец Та­ва­рая Со­та­цу, Нац. му­зей, Кио­то). Я.-э про­явил­ся и в де­ко­ра­тив­ных рос­пи­сях Со­та­цу: пей­за­жи в си­не-зе­лё­ных то­нах кон­тра­сти­ру­ют с зо­ло­том и ох­ра­ми фо­на; крас­ки кла­дут­ся пят­ном без по­лу­то­нов; при реа­ли­стич­но­сти изо­бра­же­ния гор и рас­те­ний вол­ны и об­ла­ка пе­ре­да­ют­ся ус­лов­но, пре­вра­ща­ясь поч­ти в ор­на­мент. Со 2-й пол. 18 в. стиль Я.-э выхо­дит из упот­реб­ле­ния. В нач. 21 в. тер­мин так­же при­ме­ня­ет­ся к са­мым раз­ным де­ко­ра­тив­ным рос­пи­сям и жи­во­пи­си на свит­ках, вы­пол­нен­ным в оп­ре­де­лён­ном сти­ле и пре­им. на япон. сю­же­ты, напр. к ил­лю­ст­ра­ци­ям к лит. про­из­ве­де­ни­ям эпо­хи Хэй­ан («Гэнд­зи мо­но­га­та­ри», 12 в., Му­зей ис­кусств То­ку­га­ва, На­гоя, Му­зей Го­то, То­кио; «Днев­ник Му­ра­са­ки Си­ки­бу», 1230, Му­зей Го­то, и др.).

Лит.: Ienaga S. Painting in the Yamato style. N. Y., 1973; Ни­ко­лае­ва Н. С. Де­ко­ра­тив­ные рос­пи­си Япо­нии XVI–XVIII ве­ков. М., 1989.

Вернуться к началу