Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХОЛЛЯ́ЙН ХАНС

Фото Dierk Schaefer / flickr.com Х. Холляйн. Вулканологический парк «Вулкания» в Сент-Урсе (Франция). 2002.

ХОЛЛЯ́ЙН (Hollein) Ханс (30.3.1934, Ве­на – 2.4.2014, там же), австр. ар­хи­тек­тор. Учил­ся в ре­мес­лен­ном уч-ще (1949–53) и в АХ у К. Хольц­мей­сте­ра (1953–56) в Ве­не, в Ил­ли­нойс­ском тех­но­ло­гич. ин-те в Чи­ка­го (1958–59) и Ка­ли­фор­ний­ском ун-те в Берк­ли (1958–60). От­вер­гая «гос­под­ство три­ви­аль­но­го функ­цио­на­лиз­ма», соз­да­вал про­ек­ты в рус­ле по­ст­мо­дер­низ­ма, сво­ей де­ко­ра­тив­но­стью от­сы­лаю­щие к сти­лям мо­дерн и ар де­ко (ма­га­зин све­чей «Рет­ти» в Ве­не, 1966; Му­зей стек­ла и ке­ра­ми­ки в Те­ге­ра­не, 1978), со­еди­няю­щие сво­бод­ное, «скульп­тур­ное» фор­мо­об­ра­зо­ва­ние с тех­нич. изо­бре­та­тель­но­стью (вен­ти­ля­ци­он­ные тру­бы, скры­тые в «тре­щи­не» фа­са­да юве­лир­но­го ма­га­зи­на «Шул­лин» в Ве­не, 1974), ис­поль­зую­щие мо­ти­вы поп-ар­та (от­дел куль­ту­ры и пресс-служ­ба по­соль­ст­ва США в Мо­ск­ве, 1974, не сохр.). «Ме­диа-ли­нии» в Олим­пий­ской дер. в Мюн­хе­не (1972; раз­но­цвет­ные труб­ки на тон­ких опо­рах) слу­жат сис­те­мой ос­ве­ще­ния, ука­за­те­ля­ми (по прин­ци­пу «ни­ти Ари­ад­ны»), для за­щи­ты от не­по­го­ды и т. п. Ху­дож. му­зей Аб­тай­берг (1982) впи­сан в рель­еф и гра­до­стро­ит. кон­текст ис­то­рич. цен­тра г. Мён­хенг­лад­бах; так­же сре­ди му­зей­ных про­ек­тов Х.: Му­зей совр. иск-ва во Франк­фур­те-на-Май­не (1991), вул­ка­но­ло­гич. парк «Vulcania» в Сент-Урcе в центр. Фран­ции (2002), ре­кон­ст­рук­ция му­зея Аль­бер­ти­на в Ве­не (2003). Де­ло­вой центр «Ха­ас-ха­ус» (1990; см. илл. к ст. Ве­на) на­про­тив со­бо­ра Св. Сте­фа­на в Ве­не от­кли­ка­ет­ся на мно­го­ча­ст­ность ис­то­рич. ок­ру­же­ния слож­ной иг­рой объ­ё­мов и сим­во­лов. Х. вы­сту­пал за воз­вра­ще­ние к осн. на­зна­че­нию и воз­мож­но­стям ар­хи­тек­ту­ры, ко­то­рая вы­ра­жа­ет разл. смысл, соз­да­ёт про­стран­ст­во, слу­жит убе­жи­щем для че­ло­ве­ка, обу­слов­ли­ва­ет его пси­холо­гич. со­стоя­ние. Фа­сад-ин­стал­ля­ция Х. (пор­тик с 6 раз­ны­ми ко­лон­на­ми) для вы­став­ки «Но­вей­шая ули­ца» (ар­хит. би­ен­на­ле в Ве­не­ции, 1980) стал сим­во­лом ха­рак­тер­но­го для по­стмо­дер­низ­ма прин­ци­па ци­ти­ро­ва­ния ис­то­рич. ар­хит. форм. Х. пуб­ли­ко­вал ста­тьи и ма­ни­фе­сты по тео­рии ар­хи­тек­ту­ры, пуб­ли­ци­стич. очер­ки; ре­дак­тор ж. «Bau» (1964–1970). Ку­ра­тор ар­хит. би­ен­на­ле в Ве­не­ции (1996). Ра­бо­тал как пром. ди­зай­нер, сце­но­граф, соз­да­вал ху­дож. ин­стал­ля­ции («Смерть», 1970). Пре­по­да­вал в АХ в Дюс­сель­дор­фе (проф., 1967–76), в Ун-те при­клад­ных ис­кусств в Ве­не (1976–2002) и др. ву­зах. Офи­цер ор­де­на По­чёт­но­го ле­гио­на (2003).

Соч.: Schriften und Manifeste: Eine Auswahl. W., 2002.

Лит.: H. Hollein. Ostfildern, 2012.

Вернуться к началу