ХОЛЛЯ́ЙН ХАНС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХОЛЛЯ́ЙН (Hollein) Ханс (30.3.1934, Вена – 2.4.2014, там же), австр. архитектор. Учился в ремесленном уч-ще (1949–53) и в АХ у К. Хольцмейстера (1953–56) в Вене, в Иллинойсском технологич. ин-те в Чикаго (1958–59) и Калифорнийском ун-те в Беркли (1958–60). Отвергая «господство тривиального функционализма», создавал проекты в русле постмодернизма, своей декоративностью отсылающие к стилям модерн и ар деко (магазин свечей «Ретти» в Вене, 1966; Музей стекла и керамики в Тегеране, 1978), соединяющие свободное, «скульптурное» формообразование с технич. изобретательностью (вентиляционные трубы, скрытые в «трещине» фасада ювелирного магазина «Шуллин» в Вене, 1974), использующие мотивы поп-арта (отдел культуры и пресс-служба посольства США в Москве, 1974, не сохр.). «Медиа-линии» в Олимпийской дер. в Мюнхене (1972; разноцветные трубки на тонких опорах) служат системой освещения, указателями (по принципу «нити Ариадны»), для защиты от непогоды и т. п. Худож. музей Абтайберг (1982) вписан в рельеф и градостроит. контекст историч. центра г. Мёнхенгладбах; также среди музейных проектов Х.: Музей совр. иск-ва во Франкфурте-на-Майне (1991), вулканологич. парк «Vulcania» в Сент-Урcе в центр. Франции (2002), реконструкция музея Альбертина в Вене (2003). Деловой центр «Хаас-хаус» (1990; см. илл. к ст. Вена) напротив собора Св. Стефана в Вене откликается на многочастность историч. окружения сложной игрой объёмов и символов. Х. выступал за возвращение к осн. назначению и возможностям архитектуры, которая выражает разл. смысл, создаёт пространство, служит убежищем для человека, обусловливает его психологич. состояние. Фасад-инсталляция Х. (портик с 6 разными колоннами) для выставки «Новейшая улица» (архит. биеннале в Венеции, 1980) стал символом характерного для постмодернизма принципа цитирования историч. архит. форм. Х. публиковал статьи и манифесты по теории архитектуры, публицистич. очерки; редактор ж. «Bau» (1964–1970). Куратор архит. биеннале в Венеции (1996). Работал как пром. дизайнер, сценограф, создавал худож. инсталляции («Смерть», 1970). Преподавал в АХ в Дюссельдорфе (проф., 1967–76), в Ун-те прикладных искусств в Вене (1976–2002) и др. вузах. Офицер ордена Почётного легиона (2003).