Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХУНДЕРТВА́ССЕР ФРИДЕНСРАЙХ

Ф. Хундертвассер. «Третья кожа». 1982. Собрание «Кунстхаус Вин» (Вена).

ХУНДЕРТВА́ССЕР (Hundertwasser) Фри­ден­срайх (наст. имя и фам. Фрид­рих Што­вас­сер, Stowasser) (15.12.1928, Ве­на – 19.2.2000, на бор­ту лай­не­ра «Куин Элизабет 2» в Ти­хом ок.), австр. жи­во­пи­сец и гра­фик. В 1948 обу­чал­ся в вен­ской АХ. В жи­во­пи­си и гра­вю­рах объ­е­ди­нил на­сле­дие австр. иск-ва ру­бе­жа 19–20 вв., гл. обр. твор­че­ст­во Г. Клим­та и Э. Ши­ле, с опы­том аб­ст­рак­цио­низ­ма. Ши­ро­ко ис­поль­зо­вал пе­ре­ра­бо­тан­ные при­род­ные фор­мы, а так­же мо­тив спи­ра­ли: по­лот­на «Боль­шой путь» (1955, Австр. га­ле­рея в Бель­ве­де­ре, Ве­на), «Ве­не­ци­ан­ский лев» (1962, ча­ст­ное со­б­ра­ние) и др. Соз­дал на­прав­ле­ние «тран­сав­то­ма­тизм». Про­во­дил пер­фор­ман­сы. Как об­ществ. дея­тель ак­тив­но вы­сту­пал в за­щи­ту ок­ру­жаю­щей сре­ды и ми­ра на пла­не­те, соз­да­вал ди­зайн фла­гов и поч­то­вых ма­рок для разл. ор­га­ни­за­ций и стран (се­рия из 6 ма­рок к 35-ле­тию при­ня­тия ООН Дек­ла­ра­ции прав че­ло­ве­ка, 1983, и др.). С 1970-х гг. за­нял­ся ар­хит. про­ек­ти­ро­ва­ни­ем, ос­но­вы­ва­ясь на по­ло­же­ни­ях сво­его «Плес­не­во­го ма­ни­фе­ста про­тив ра­цио­на­лиз­ма в ар­хи­тек­ту­ре» (1958). Про­ек­ты Х. тес­но свя­за­ны с его жи­во­пи­сью и вни­ма­ни­ем к эко­ло­гич. про­бле­мам. Их от­ли­ча­ют ор­га­нич. фор­мы, от­сут­ст­вие пря­мых ли­ний, обя­за­тель­ное ис­поль­зо­ва­ние озе­ле­не­ния (в т. ч. кры­ши): жи­лые ком­плек­сы «Хун­дерт­вас­сер-ха­ус» в Ве­не (1985, см. илл. к ст. Ав­ст­рия) и «Зе­лё­ная ци­та­дель» в Ма­где­бур­ге (2005), вы­ста­воч­ный зал и му­зей Х. «Кун­ст­ха­ус Вин» (1991), ТЭЦ р-на Шпит­те­лау (1992, оба – в Ве­не) и мн. др. Соз­да­вал эс­ки­зы для тек­сти­ля и пр.

Лит.: Rand H. Hundertwasser. Köln; L., 2003; Schmied W. Hundertwasser: Personality, life, work. Köln, 2014.

Вернуться к началу