Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Я́КОВЛЕВ ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ

Авторы: К. В. Дудаков-Кашуро

Я́КОВЛЕВ Владимир Игоревич [15.3.1934, Балахна (ныне Нижегородская область)  10.10.1998, Москва], российский живописец, график. Внук живописца и сценографа М. Н. Яковлева. В 1949–54 работал курьером, затем фоторетушёром, фототекарем и фотографом в издательстве «Искусство» в Москве. Несмотря на прогрессирующую болезнь глаз (кератоконию), в 1957 под влиянием работ зарубежных художников, выставленных в Москве в рамках 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, начал самостоятельно заниматься живописью, посещал студию В. Я. Ситникова. В кон. 1950-х – 1-й пол. 1960-х гг. создавал экспрессивные абстрактные и полуабстрактные композиции, причём Я. периодически обращался к абстракционизму вплоть до сер. 1970-х гг. («Портрет профессора А. Л. Мясникова», 1964, собрание А. С. Кроника), а также серии графических портретов (1960). В 1959 в доме А. М. Волконского в Москве состоялась первая персональная выставка Я., с нач. 1960-х гг. он постоянно участвовал в выставках художников-нонконформистов, ок. 1970 его работы начали экспонироваться за рубежом. На рубеже 1950 – 60-х гг. формируется круг постоянных мотивов творчества Я.: цветок, лицо (автопортреты, портреты и двойные портреты), кошка, петух, рыба, яблоки и др., которые в характерной для Я. манере даются преимущественно как самостоятельное изображение, нередко увеличенное, с сильным перспективным искажением, безотносительно натуры; при всей эмоциональной обострённости они приобретают обобщённый, знаково-архетипический характер («Цветок», 1969, собрание Фонда художника Владимира Яковлева). Работы Я. стилистически тяготеют к экспрессионизму, в некоторой степени аналогичны творчеству «новых диких», отчасти могут быть рассмотрены в контексте ар брют. При этом, за исключением абстрактного экспрессионизма и отдельных произведений В. Ван Гога, П. Пикассо и некоторых других мастеров, ни одно из художественных явлений не оказало заметного влияния на Я. Вопреки внешнему стилистическому сходству, пластический язык Я. самобытен, художественная манера нарочито безыскусна, но в своём сочетании подчёркнутой экспрессивности, драматизма и лиричности выразительна и узнаваема («Кошка с птицей в зубах», 1973, ГТГ; «Курица», 1977, собрание Фонда художника Владимира Яковлева). К сер. 1970-х гг. из-за сильного ухудшения зрения Я. вынужден работать на очень близком расстоянии от бумаги и холста (что выразилось в изменении его художественного почерка), в 1992–94, после двух операций, его зрение частично восстановлено. В 1977 работы Я. показаны на Венецианской художественной биеннале. С сер. 1980-х гг. постоянно находился в психоневрологическом интернате № 30 в Москве.

Лит.: Aigi G., Chalupecký J. Vladimir Jakovlev. København, 1976; Eimermacher K., G. Riff, M. Grobman. Vladimir Jakovlev: Gemälde, Aquarelle, Zeichnungen. (Kat.). Bietigheim-Bissingen, 1995; Владимир Игоревич Яковлев. Живопись, графика. (Кат.). М., 1995; Пятницкая Л. Луч света из Мертвого дома. М., 2002; Аймермахер К. От единства к многообразию. Разыскания в области «другого» искусства 1950–1980-х годов. М., 2004; Владимир Яковлев. К 70-летию со дня рождения. (Кат.). М., 2004; Шедевры Владимира Яковлева. Работы разных лет из частных собраний. М., 2005; Кантор-Казовская Л. Владимир Яковлев: портрет художника в юности // Зеркало. 2005. № 25; Синельникова Н. Нонконформисты. М., 2009; Кусков С. Русский экспрессионист. О творчестве Владимира Яковлева // Кроник А.С. Свой круг. М., 2010; Владимир Яковлев. Бывает сон как зренье... М., 2014; Анатолий Зверев. Владимир Яковлев. Художники свободы. М., 2015.

Вернуться к началу