ПЕНЦ ГЕОРГ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕНЦ (Pencz, Pentz, Bentz, Benz) Георг (Йорг) (ок. 1500, Вестхайм или Нюрнберг – 10 или 15.10.1550, Бреслау или Лейпциг), нем. живописец, рисовальщик и гравёр. Учился у А. Дюрера. В 1521 как подмастерье принимал участие в неоконченной росписи стен одного из залов Ратуши в Нюрнберге по эскизам учителя (возможно, является автором эскиза для сцены «Балкон с музыкантами»). Ранние произведения П. демонстрируют его сильную зависимость от работ Дюрера («Ангел», 1525–30, Музей Вальрафа – Рихарца, Кёльн; «Св. Троица», Нац. музей, Варшава). Осенью 1524 вместе с братьями Б. и Х. З. Бехам примкнул к тайному кружку теолога-реформатора Т. Мюнцера; в результате доноса все они были заключены в тюрьму и обвинены в безбожии, подстрекательстве народа к бунту и изгнаны из Нюрнберга. П. вернулся в Нюрнберг в 1525 (или 1527), в 1530 стал гл. художником города. Работал в тесном сотрудничестве с Г. Саксом как иллюстратор многих его поэтич. произведений. Вероятно, совершил две поездки в Италию: во 2-й пол. 1520-х гг., когда П. сотрудничал с М. Раймонди, и в нач. 1540-х гг., когда на стиль и технику мастера заметно повлияли А. Бронзино, Л. Лотто, Тициан и др. художники, что проявилось в зрелых и поздних работах П. («Спящая женщина», 1544, Музей им. Н. Саймона, Пасадина, штат Калифорния; «Урания», 1545, Гор. галерея в Поммерсфельдене, Бавария; и др.). В 1534 П. создал роспись «Падение Фаэтона» для плафона т. н. Хиршфогельзала – садового павильона замка Тухеров в Нюрнберге.
К числу лучших произведений П. относятся его репрезентативные портреты («Портрет юноши», 1544, галерея Уффици, Флоренция; «Портрет нюрнбергского мастера золотых дел Якоба Хофманна», 1544, Музей земли Гессен, Дармштадт; «Портрет аугсбургского купца Сигизмунда Бальдингера», 1545, Гор. музей, Кассель, и др.). П. – автор 125 гравюр на мифологич. и библейские сюжеты («Ветхий Завет», «Дела милосердия», «Триумф времени» и др.), в которых очевидны влияния Раймонди и рим. маньеризма. Вместе с бр. Бехам вошёл в группу т. н. нюрнбергских (или немецких) малых мастеров, названных так за небольшой размер создаваемых ими гравюр.