Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕНЦ ГЕОРГ

Авторы: Н. А. Истомина

ПЕНЦ (Pencz, Pentz, Bentz, Benz) Ге­орг (Йорг) (ок. 1500, Вест­хайм или Нюрн­берг – 10 или 15.10.1550, Брес­лау или Лейп­циг), нем. жи­во­пи­сец, ри­со­валь­щик и гра­вёр. Учил­ся у А. Дю­ре­ра. В 1521 как под­мас­те­рье при­ни­мал уча­стие в не­окон­чен­ной рос­пи­си стен од­но­го из за­лов Ра­ту­ши в Нюрн­бер­ге по эс­ки­зам учи­те­ля (воз­мож­но, яв­ля­ет­ся ав­то­ром эс­ки­за для сце­ны «Бал­кон с му­зы­кан­та­ми»). Ран­ние про­из­ве­де­ния П. де­мон­ст­ри­ру­ют его силь­ную за­ви­си­мость от ра­бот Дю­ре­ра («Ан­гел», 1525–30, Му­зей Валь­ра­фа – Ри­хар­ца, Кёльн; «Св. Трои­ца», Нац. му­зей, Вар­ша­ва). Осе­нью 1524 вме­сте с брать­я­ми Б. и Х. З. Бе­хам примк­нул к тай­но­му круж­ку тео­ло­га-ре­фор­ма­то­ра Т. Мюн­це­ра; в ре­зуль­та­те до­но­са все они бы­ли за­клю­че­ны в тюрь­му и об­ви­не­ны в без­бо­жии, под­стре­ка­тель­ст­ве на­ро­да к бун­ту и из­гна­ны из Нюрн­бер­га. П. вер­нул­ся в Нюрн­берг в 1525 (или 1527), в 1530 стал гл. ху­дож­ни­ком го­ро­да. Ра­бо­тал в тес­ном со­труд­ни­че­ст­ве с Г. Сак­сом как ил­лю­ст­ра­тор мно­гих его по­этич. про­из­ве­де­ний. Ве­ро­ят­но, со­вер­шил две по­езд­ки в Ита­лию: во 2-й пол. 1520-х гг., ко­гда П. со­труд­ни­чал с М. Рай­мон­ди, и в нач. 1540-х гг., ко­гда на стиль и тех­ни­ку мас­те­ра за­мет­но по­влия­ли А. Брон­зи­но, Л. Лот­то, Ти­ци­ан и др. ху­дож­ни­ки, что про­яви­лось в зре­лых и позд­них ра­бо­тах П. («Спя­щая жен­щи­на», 1544, Му­зей им. Н. Сай­мо­на, Па­са­ди­на, штат Ка­ли­фор­ния; «Ура­ния», 1545, Гор. га­ле­рея в Пом­мерс­фель­де­не, Ба­ва­рия; и др.). В 1534 П. соз­дал рос­пись «Па­де­ние Фа­это­на» для пла­фо­на т. н. Хирш­фо­гель­за­ла – са­до­во­го па­виль­о­на зам­ка Тухе­ров в Нюрн­бер­ге.

К чис­лу луч­ших про­из­ве­де­ний П. от­но­сят­ся его ре­пре­зен­та­тив­ные порт­ре­ты («Порт­рет юно­ши», 1544, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция; «Порт­рет нюрн­берг­ско­го мас­те­ра зо­ло­тых дел Яко­ба Хоф­ман­на», 1544, Му­зей зем­ли Гес­сен, Дарм­штадт; «Порт­рет аугс­бург­ско­го куп­ца Си­гиз­мун­да Баль­дин­ге­ра», 1545, Гор. му­зей, Кас­сель, и др.). П. – ав­тор 125 гра­вюр на ми­фо­ло­гич. и биб­лей­ские сю­же­ты («Вет­хий За­вет», «Де­ла ми­ло­сер­дия», «Три­умф вре­ме­ни» и др.), в ко­то­рых оче­вид­ны влия­ния Рай­мон­ди и рим. мань­е­риз­ма. Вме­сте с бр. Бе­хам во­шёл в груп­пу т. н. нюрн­берг­ских (или не­мец­ких) ма­лых мас­те­ров, на­зван­ных так за не­боль­шой раз­мер соз­да­вае­мых ими гра­вюр.

Лит.: Landau D. Catalogo completo dell’opera grafica di G. Pencz. Mil., 1978; Wiesner N. C. Das Deckengemälde von G. Pencz im Hirsch­vogelsaal zu Nürnberg. Hildesheim; N. Y., 2004.

Вернуться к началу