О’КИ́ФФ ДЖОРДЖИЯ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О’КИ́ФФ (O’Keeffe) Джорджия (15.11.1887, Сан-Прери, штат Висконсин – 6.3.1986, Санта-Фе, штат Нью-Мехико), амер. живописец. Училась в школе Худож. ин-та Чикаго (1905–06), затем в колледже «Лига студентов-художников» в Нью-Йорке (1907–08) у У. М. Чейза. Начинала свою деятельность как художник печатной рекламы в Чикаго. В 1912 обучалась в гравюрном классе А. Бимента при Ун-те Виргинии (Шарлотсвилл); в 1914 вернулась в Нью-Йорк. Познакомившись с новейшими течениями в европ. иск-ве, с теорией В. В. Кандинского, в 1915–16 создала серии абстрактных рисунков и акварелей, которые поставили О’К. в ряд пионеров амер. авангардизма. В 1916 состоялось её знакомство с А. Стиглицем, завершившееся браком в 1924.
Индивидуальный стиль О’К. складывался под воздействием абстракционизма и фотоискусства. В её живописи природный мотив (чаще всего цветок), подвергаясь декоративной стилизации, сближается с орнаментикой модерна. Формы цветочных растений геометризуются, сводятся к овалу, эллипсу, сфере, спирали, симметрично распластываются, сохраняя чёткость контуров. Такие особенности фотографии, как отстранённость видения, жёсткие очертания форм, фрагментация объекта и крупный план, отклонения камеры от вертикальной оси, в иск-ве О’К. служат целям абстрагирования («Петуния № 2», 1924, галерея Петерс, Санта-Фе; «Белая роза», 1927, Музей амер. иск-ва Уитни, Нью-Йорк, и др.). Формы настолько отвлекаются от реальной натуры, что флоральные мотивы часто уподобляются органам животных. В 1920-е гг. в творчестве О’К. появляются урбанистич. пейзажи («Город ночью», 1926, Ин-т искусств, Миннеаполис; «Нью-Йорк под луной», 1925, Собрание Тиссена-Борнемисы, Мадрид). Длительные ежегодные посещения Нью-Мехико обогатили её тематич. репертуар видами пустынных ландшафтов, затерянных в них поселений, изображениями скелетов животных («Чёрный крест, Нью-Мехико», 1929, Худож. ин-т, Чикаго; «Близ Абикью, Нью-Мехико», Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Череп оленя», 1936, Музей изящных искусств, Бостон). В конце жизни художница, почти потерявшая зрение, занялась керамикой.