О́ЛМСТЕД ФРЕДЕРИК ЛО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́ЛМСТЕД (Olmsted) Фредерик Ло (26.4.1822, Хартфорд, штат Коннектикут – 22.8.1903, Уэйверли, штат Массачусетс), амер. ландшафтный архитектор. Проф. образования не получил; в юности был учеником инженера-топографа, в 1842 и 1847 посещал лекции по естеств. наукам и инж. делу в Йельском ун-те (Нью-Хейвен), изучал «научное» фермерство под рук. Дж. Геддеса в штате Нью-Йорк. Начиная с 1850 неоднократно посещал Европу, в частности Великобританию, где изучал ландшафтную архитектуру. Взгляды О. на иск-во и архитектуру сформировались под влиянием идей Дж. Рёскина, Т. Карлейля, Р. У. Эмерсона, от которых он унаследовал веру в ключевую социальную роль архитектуры и градостроительства. Ему принадлежит новая для того времени идея публичного парка, одинаково доступного всем гражданам. Разделяя воззрения теоретиков садово-паркового искусства 18 в. о том, что рукотворный пейзаж должен принадлежать к одному из трёх «стилей» – прекрасному (или пасторальному), живописному, возвышенному, – О. считал, что в ландшафте, как и в обществе, индивидуальное должно быть подчинено общему. Воплощением этих идей стал один из первых и гл. проектов О. – Центр. парк на Манхэттене в Нью-Йорке (1857–76). Он совместно с англ. арх. К. Воксом победил на проведённом в 1857 конкурсе проектов оформления территории парка (345 га) и был назначен его гл. архитектором (1858–61). Во время Гражданской войны в США 1861–65 работал в Калифорнии, где создал в 1864 план реорганизации Йосемитской долины (ныне Йосемитский национальный парк). В 1865 вернулся в Нью-Йорк, где совм. с Воксом спроектировал целый ряд парковых ансамблей по всей стране: Проспект-парк в Бруклине (в «пасторальной» манере; 1865–73), парки Морнингсайд (1873) и Риверсайд (проект, 1873; строительство начато в 1875) в Верхнем Манхэттене (все – в Нью-Йорке), Юж. парк в Чикаго (ныне парки Вашингтона и Джэксона), а также небольшие парки в Бриджпорте, Нью-Британе, Фолл-Ривер и др.
Новаторской для своего времени стала идея О. перехода от изолированных парков к парковым системам, т. е. к созданию цепочки зелёных зон, связанных между собой аллеями или каналами, которая воплотилась в парковом комплексе в Буффало (1868; образован на месте нескольких зон – парка Делавэр, луга и быв. площади для парадов, объединённых парковыми дорожками), «Большом ожерелье» парков г. Милуоки в штате Висконсин (с 1889), парке Чероки и др. в Луисвилле (1891). Осн. принципы парковых систем О.: функциональное зонирование и сочетание видовых панорам с пространствами для занятий спортом, проведения концертов, обществ. мероприятий, воен. парадов и пр. Одно из градостроит. нововведений О. – разделение транспортного потока на прогулочный и коммерческий и их направление по разным дорогам, отделённым друг от друга рядами деревьев и газоном. В 1887 совм. с Воксом О. разработал проект организации заповедника у Ниагарского водопада, имеющий целью создание видовой панорамы; этот план предвосхитил совр. методы создания туристич. инфраструктуры в природных и историч. заповедниках. Идея зонирования и тесной связи жилых кварталов с природными зонами стала неотъемлемой частью градостроит. концепции О., воплощённой в проекте пос. Риверсайд близ Чикаго (проект 1869), где улицы имеют криволинейные очертания, повторяющие особенности ландшафта, а само поселение включено в систему из нескольких десятков парков и зелёных площадей. Эти элементы были повторены в планах Друид-Хилс (проект 1890–93) в Атланте, а также в районе, примыкающем к парку Делавэр в Буффало (проект 1874–75 и ок. 1886), и др. В Вашингтоне по проекту О. были разбиты сады и партеры вокруг Капитолия (1874–92). «Изумрудное ожерелье» Бостона (проект 1884; протяжённость 16 км) – самая обширная система обществ. пространств, спроектированная О., включает в себя зоны для занятий гимнастикой, прогулок, а также плавания и катания на лодках в Заливе Удовольствий (ныне Приморский парк), собственно парк, пруды, лесопитомник и др. В 1857–95 О. спроектировал большое количество университетских кампусов со свободным планом (в т. ч. Станфордского ун-та в Пало-Альто, 1886). Один из крупнейших частных проектов О. – план усадьбы Дж. У. Вандербилта «Билтмор» близ Ашвилла (1888) в «живописном» стиле.
О. первым употребил термин ландшафтная архитектура в совр. значении; его проекты и теоретич. воззрения во многом определили развитие этой дисциплины во 2-й пол. 19 – 1-й пол. 20 вв. Как публицист, выступавший против рабства, О. написал для газ. «New York Times» серию репортажей об экономике рабовладельч. Юга США (1852–54), изданных в 1861 в виде кн. «The cotton kingdom».