МОРЕ́ТТО ДА БРЕШИА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОРЕ́ТТО да Брешиа (Moretto da Brescia; наст. имя и фам. Алессандро Бонвичино, Bonvicino) (ок. 1498, Брешиа – между 9.11 и 22.12.1554, там же), итал. живописец. Происходил из семьи художников; очевидно, начатки худож. образования получил дома. Крупнейший, наряду с Дж. Романино и Дж. Савольдо, представитель брешианской школы. В его индивидуальной манере органически соединились веризм ломбардской школы и венецианская традиция колористич. богатства и мягкой светотеневой моделировки, что ярко проявилось в портретах М. Он принимал участие в местных контрреформац. движениях, стал одним из наиболее ярких выразителей новых религ. идеалов своего времени. Выработал простые, понятные и часто трогательные способы изображения религ. сюжетов.
Ранние работы М. отражают влияние местного мастера Ф. Феррамолы (створки органа с изображением святых Фаустина и Джовитты, 1516, ц. Санта-Мария-ин-Вальвендра, Ловере), а также Дж. Романино (алтарная картина «Св. Рох с предстоящими святыми», Пинакотека Тозио Мартиненго, Брешиа), Тициана и В. Фоппы. В 1520-е гг. М. работал над украшением Капеллы дель-Сакраменто в ц. Сан-Джованни-Эванджелиста в Брешии, для которой выполнил монументальные полотна «Тайная вечеря», «Пророк Илия и ангел», «Сбор манны», «Евангелист Лука», «Евангелист Марк» и серию «Пророки». В творчестве М. проявились также влияния живописи Центр. Италии; из-за обилия классицизирующих черт художника называли «брешианским Рафаэлем». С кон. 1530-х гг. М. всё реже обращается к нарративным композициям, предпочитая им статичные решения, основанные на строгой симметрии и иерархии элементов: алтарные картины «Христос с орудиями страстей» (ц. Санти-Косма-э-Дамиано, Марментино), «Христос с орудиями страстей, Евхаристией и святыми Варфоломеем и Рохом» (ц. Сан-Бартоломео, Кастенедоло) и др. С кон. 1540-х гг. качество работ, вышедших из мастерской М., снижается, что связано со всё бо́льшим участием его учеников (самый крупный среди них – Дж. Б. Морони) в их исполнении.