Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОРЕ́ТТО ДА БРЕШИА

Авторы: А. Л. Близнюков

МОРЕ́ТТО да Бре­шиа (Moretto da Bres­cia; наст. имя и фам. Алес­сан­д­ро Бон­ви­чи­но, Bonvicino) (ок. 1498, Бре­шиа – ме­ж­ду 9.11 и 22.12.1554, там же), итал. жи­во­пи­сец. Про­ис­хо­дил из се­мьи ху­дож­ни­ков; оче­вид­но, на­чат­ки ху­дож. об­разо­ва­ния по­лу­чил до­ма. Круп­ней­ший, на­ря­ду с Дж. Ро­ма­ни­но и Дж. Са­воль­до, пред­ста­ви­тель бре­ши­ан­ской шко­лы. В его ин­ди­ви­ду­аль­ной ма­не­ре ор­га­ни­чески со­еди­ни­лись ве­ризм лом­бард­ской шко­лы и ве­не­ци­ан­ская тра­ди­ция ко­ло­ри­стич. бо­гат­ст­ва и мяг­кой све­то­те­не­вой мо­де­ли­ров­ки, что ярко проявилось в порт­ретах М. Он при­ни­мал уча­стие в ме­ст­ных контр­ре­фор­мац. дви­же­ни­ях, стал од­ним из наи­бо­лее яр­ких вы­ра­зи­те­лей но­вых ре­лиг. идеа­лов сво­его вре­ме­ни. Вы­ра­бо­тал про­стые, по­нят­ные и час­то тро­га­тель­ные спо­со­бы изо­бра­же­ния ре­лиг. сю­же­тов.

Моретто да Брешиа. «Портрет молодого человека». Ок. 1540–45. Национальная галерея (Лондон).

Ран­ние ра­бо­ты М. от­ра­жа­ют влия­ние ме­ст­но­го мас­те­ра Ф. Фер­ра­мо­лы (створ­ки ор­га­на с изо­бра­же­ни­ем свя­тых Фау­сти­на и Джо­вит­ты, 1516, ц. Сан­та-Ма­рия-ин-Валь­вен­д­ра, Ло­ве­ре), а так­же Дж. Ро­ма­ни­но (ал­тар­ная кар­ти­на «Св. Рох с пред­стоя­щи­ми свя­ты­ми», Пи­на­ко­те­ка То­зио Мар­ти­нен­го, Бре­шиа), Ти­циа­на и В. Фоп­пы. В 1520-е гг. М. ра­бо­тал над ук­ра­ше­ни­ем Ка­пел­лы дель-Са­кра­мен­то в ц. Сан-Джо­ван­ни-Эванд­же­ли­ста в Бре­шии, для ко­то­рой вы­пол­нил мо­ну­мен­таль­ные по­лот­на «Тай­ная ве­че­ря», «Про­рок Илия и ан­гел», «Сбор ман­ны», «Еван­ге­лист Лу­ка», «Еван­ге­лист Марк» и се­рию «Про­ро­ки». В твор­че­ст­ве М. про­яви­лись так­же влия­ния жи­во­пи­си Центр. Ита­лии; из-за оби­лия клас­си­ци­зи­рую­щих черт ху­дож­ни­ка на­зы­вали «бре­ши­ан­ским Ра­фа­элем». С кон. 1530-х гг. М. всё ре­же об­ра­ща­ет­ся к нар­ра­тив­ным ком­по­зи­ци­ям, пред­по­чи­тая им ста­тич­ные ре­ше­ния, ос­но­ван­ные на стро­гой сим­мет­рии и ие­рар­хии эле­мен­тов: ал­тар­ные кар­ти­ны «Хри­стос с ору­дия­ми стра­стей» (ц. Сан­ти-Кос­ма-э-Да­миа­но, Мар­мен­ти­но), «Хри­стос с ору­дия­ми стра­стей, Ев­ха­ри­сти­ей и свя­ты­ми Вар­фо­ло­ме­ем и Ро­хом» (ц. Сан-Бар­то­ло­мео, Кас­те­не­до­ло) и др. С кон. 1540-х гг. ка­че­ст­во ра­бот, вы­шед­ших из мас­тер­ской М., сни­жа­ет­ся, что свя­за­но со всё бо́ль­шим уча­сти­ем его уче­ни­ков (са­мый круп­ный сре­ди них – Дж. Б. Мо­ро­ни) в их ис­пол­не­нии.

Лит.: Gombosi G. Moretto da Brescia. Basel, 1943; Смир­но­ва ИА. Круп­ней­шие ху­дож­ни­ки ве­не­ци­ан­ской Тер­ра­фер­мы пер­вой по­ло­ви­ны XVI в. М., 1978; Alessandro Bonvicino, il Moretto. (Cat.). Bologna, 1988; Ballarin A. La «Salomè» del Romanino ed altri studi sulla pittura bresciana del Cinquecento. Cittadella, 2006. Vol. 1–2.

Вернуться к началу