МОРО́НИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОРО́НИ (Moroni) Джованни Баттиста [1520–24(?), Альбино, близ Бергамо – после 5.3.1578(?), там же], итал. живописец. Крупнейший представитель школы живописи Бергамо 16 в. Получил известность в качестве портретиста благодаря натуралистич. передаче лиц и деталей костюмов, а также редкой объективности в анализе характера изображённых персонажей.
Учился в Брешии, в мастерской А. Моретто, влияние которого ощутимо в ранних произведениях М., особенно религ. жанра. М. приписывают целый ряд фигур в поздних произведениях Моретто. Во 2-й пол. 1540 – нач. 1550-х гг. М. работал в Тренто. К этому периоду относятся «Благовещение» (Госпиталь, Тренто) и «Св. Клара» (Музео Диочезано, Тренто), а также монументальные портреты Джанлодовико и Джанфедерико Мадруццо (оба – нач. 1550-х гг., Ин-т искусств, Чикаго, и Нац. галерея иск-ва, Вашингтон). Начиная со 2-й пол. 1550-х гг. деятельность М. всё больше сосредоточивается в Бергамо и его окрестностях. Тогда были написаны портреты Лукреции Альярди Вертова (1556–57, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и неизвестного из семьи Авогадро (Нац. галерея, Лондон), в которых художник противопоставляет помпезным парадным портретам Тициана строгость обстановки и непосредственность в изображении характера. В 1560-е гг. был исполнен один из шедевров М. – «Кавалер в розовом» (частное собрание, Бергамо). В этом произведении заметны резкие хроматич. контрасты и отказ от венецианской колористич. гармонии в пользу металлич. оттенков, характерных для современных ему брешианских мастеров. В работах позднего периода колорит становится строже и проще, приближаясь иногда к монохромии. М. время от времени обращался к архаич. моделям – так, он использует композицию одной из «Мадонн» Джованни Беллини (см. в ст. Беллини) в своей алтарной картине «Мадонна со святыми», исполненной для ц. Санта-Мария-делла-Рипа в Дезенцано. К лучшим работам позднего периода М. относятся «Портрет девочки из семьи Редетти» (галерея Академии Каррара) и «Портной» (Нац. галерея, Лондон).