Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛА́РСОН ЛАРССОН КАРЛ

Авторы: Л. С. Алёшина

ЛА́РСОН, Ларс­сон (Larsson) Карл (Карл Олоф) (28.5.1853, Сток­гольм – 22.1.1919, Сун­д­борн, близ Фа­лу­на), швед. жи­во­пи­сец, гра­фик. Учил­ся в АХ в Сток­голь­ме (1866–76). Од­но­вре­мен­но ра­бо­тал ре­ту­шё­ром, в 1871–78 – ри­со­валь­щи­ком в юмо­ри­стич. жур­на­лах («Kas­par» и др.), ис­пол­нял книж­ные ил­лю­ст­ра­ции. В 1880–1885 жил во Фран­ции, сна­ча­ла в Па­ри­же, с 1882 вме­сте с груп­пой сканд. ху­дож­ни­ков – в мес­теч­ке Гре-сюр-Лу­эн, близ Па­ри­жа, где ра­бо­тал на пле­нэ­ре; ис­пы­тал влия­ние Ж. Ба­сть­е­на-Ле­па­жа. Позд­нее, жи­вя в Шве­ции, про­дол­жал по­се­щать Па­риж. От­ка­зав­шись от член­ст­ва в Ко­ро­лев­ской АХ в Сток­голь­ме (1884), Л. стал од­ним из ор­га­ни­за­то­ров Ху­дож. сою­за Шве­ции (1886). Ру­ко­во­дил ри­со­валь­ной шко­лой при Ху­дож. му­зее Гё­те­бор­га (1886–92). В 1888 по­лу­чил в на­след­ст­во кот­тедж в Сун­дбор­не, где жил сначалa толь­ко ле­том, а с 1901 – по­сто­ян­но. Уб­ран­ст­во до­ма и час­тич­но его пе­ре­строй­ка осу­ще­ст­в­ле­ны са­мим Л. или по его эс­ки­зам. В ха­рак­те­ре де­ко­ра ощу­ща­ет­ся сле­до­ва­ние нар. тра­ди­ци­ям, а так­же влия­ние англ. ху­дож. дви­же­ния «Ис­кус­ст­ва и ре­мёс­ла», У. Мор­ри­са и Ч. Р. Ма­кин­то­ша. Дом Л. пре­вра­щён в му­зей в 1942.

К. Ларсон. «Сочельник». Акварель. 1904–05.

Пей­заж­ная жи­во­пись Л. от­ли­ча­ет­ся свет­лым ко­ло­ри­том, тон­кой ню­ан­си­ров­кой цве­та, не­при­ну­ж­дён­но­стью ком­по­зи­ции («Ху­дож­ник. Зим­ний пей­заж», 1886, Нац. му­зей, Сток­гольм). Наи­боль­ший ус­пех при­нес­ли Л. ак­ва­рель­ные ра­бо­ты, в ко­то­рых он изо­бра­жал свой дом в Сун­дбор­не, его при­род­ное ок­ру­же­ние и ин­терь­е­ры, на­по­ён­ные све­том и воз­ду­хом, сце­ны обы­ден­ной жиз­ни оби­таю­щей в нём боль­шой се­мьи. Ко­ло­рит по­стро­ен на ло­каль­ном цве­те, обо­га­щён­ном от­тен­ка­ми; лёг­кие ли­нии обо­зна­ча­ют фи­гу­ры и пред­ме­ты, соз­да­вая не­при­тя­за­тель­ный по­этич. мир. Ак­ва­ре­ли Л. со­став­ля­ли се­рии, ко­то­рые бы­ли из­да­ны за­тем в ви­де книг («Моя се­мья», 1895; «Дом», 1899; «Лар­со­ны», 1902; «Моя ма­лень­кая фер­ма», 1906; «Дом на солн­це», 1910, и др.).

Мо­ну­мен­таль­ная жи­во­пись Л. (ал­ле­го­рич. трип­тих «Ре­нес­санс», «Ро­ко­ко», «Со­вре­мен­ное ис­кус­ст­во», 1888–89, Ху­дож. му­зей, Гё­те­борг; фре­ски в зда­нии Нац. му­зея в Сток­голь­ме, 1891–96; пан­но для зда­ний опер­но­го и дра­ма­тич. те­ат­ров в Сток­голь­ме и др.) сви­де­тель­ст­ву­ет о разл. влия­ни­ях – от итал. кват­ро­чен­то до мо­дер­на. Ис­пол­нял так­же порт­ре­ты (в т. ч. Ав­то­порт­рет, 1906, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция). Же­на Л. – жи­во­пи­сец Ка­рин Бег­рё (1859–1928).

Лит.: Nor­dens­van G. C. Larsson. Stockh., 1920–1921. Vol. 1–2; Larkin D. The paint­ings of C. Lar­sson. L., 1976; Al­fons H., Al­fons S. C. Lar­sson: skil­drad av honom själv. Stockh., 1977; C. Larsson: Grafiska verk. Upp­sala, 1983; ­Ca­val­li-Björk­mann G. C. Larsson: porträtt­måla­ren. Stockh., 1987; C. Larsson (Kat.). Stockh., 1992; The world of C. Larsson / Ed. H.-C. Kös­ter. 3rd ed. Iowa City, 2003; Gun­narsson T. C. Larsson. Stockh., 2007.

Вернуться к началу