ЛА́РСОН ЛАРССОН КАРЛ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛА́РСОН, Ларссон (Larsson) Карл (Карл Олоф) (28.5.1853, Стокгольм – 22.1.1919, Сундборн, близ Фалуна), швед. живописец, график. Учился в АХ в Стокгольме (1866–76). Одновременно работал ретушёром, в 1871–78 – рисовальщиком в юмористич. журналах («Kaspar» и др.), исполнял книжные иллюстрации. В 1880–1885 жил во Франции, сначала в Париже, с 1882 вместе с группой сканд. художников – в местечке Гре-сюр-Луэн, близ Парижа, где работал на пленэре; испытал влияние Ж. Бастьена-Лепажа. Позднее, живя в Швеции, продолжал посещать Париж. Отказавшись от членства в Королевской АХ в Стокгольме (1884), Л. стал одним из организаторов Худож. союза Швеции (1886). Руководил рисовальной школой при Худож. музее Гётеборга (1886–92). В 1888 получил в наследство коттедж в Сундборне, где жил сначалa только летом, а с 1901 – постоянно. Убранство дома и частично его перестройка осуществлены самим Л. или по его эскизам. В характере декора ощущается следование нар. традициям, а также влияние англ. худож. движения «Искусства и ремёсла», У. Морриса и Ч. Р. Макинтоша. Дом Л. превращён в музей в 1942.
Пейзажная живопись Л. отличается светлым колоритом, тонкой нюансировкой цвета, непринуждённостью композиции («Художник. Зимний пейзаж», 1886, Нац. музей, Стокгольм). Наибольший успех принесли Л. акварельные работы, в которых он изображал свой дом в Сундборне, его природное окружение и интерьеры, напоённые светом и воздухом, сцены обыденной жизни обитающей в нём большой семьи. Колорит построен на локальном цвете, обогащённом оттенками; лёгкие линии обозначают фигуры и предметы, создавая непритязательный поэтич. мир. Акварели Л. составляли серии, которые были изданы затем в виде книг («Моя семья», 1895; «Дом», 1899; «Ларсоны», 1902; «Моя маленькая ферма», 1906; «Дом на солнце», 1910, и др.).
Монументальная живопись Л. (аллегорич. триптих «Ренессанс», «Рококо», «Современное искусство», 1888–89, Худож. музей, Гётеборг; фрески в здании Нац. музея в Стокгольме, 1891–96; панно для зданий оперного и драматич. театров в Стокгольме и др.) свидетельствует о разл. влияниях – от итал. кватроченто до модерна. Исполнял также портреты (в т. ч. Автопортрет, 1906, галерея Уффици, Флоренция). Жена Л. – живописец Карин Бегрё (1859–1928).