КОДУ́ЧЧИ КОДУССИ МАУРО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОДУ́ЧЧИ, Кодусси (Coducci, Codussi; известен также как Mauro Bergamasco, Moretus, Moro Lombardo, Moro di Martino, Moro da San Zaccaria) Мауро (ок. 1440, Ленна, Бергамо – до 23.4.1504, Венеция), итал. архитектор. Один из крупнейших мастеров и родоначальников стиля Раннего Возрождения в Венеции.
Наиболее ранней из дошедших до нас построек К. является ц. Сан-Микеле-ин-Изола (1468–77), в которой 3-лопастный фасад украшен ордерными мотивами, заимствованными из ц. Сан-Франческо в Римини Л. Б. Альберти, а внутр. базиликальное пространство приближено к центрическому. В интерьере ц. Сан-Дзаккария (1480–1500) К. использует мотивы Ф. Брунеллески; на фасаде создаёт многоярусную ордерную декорацию. В церквах Санта-Мария-Формоза (1492–1504, купольная базилика) и Сан-Джованни-Кризостомо (1497–1504, крестово-купольная структура, пилястры классич. ордера) К. обращается к наследию визант. зодчества, объединяя его с языком классич. архитектуры.
В 1490–95 К. возглавлял строительство Скуола-Гранде-ди-Сан-Марко, занимаясь возведением фасада и лестницы, а в 1498 – сооружение лестницы Скуола-Гранде-ди-Сан-Джованни-Эванджелиста. В декоре дворцов К. вводит в традиц. структуру ср.-век. венецианского дворца элементы классич. архитектуры: ритмич. распределение окон на строгом фасаде Палаццо Дзордзи (кон. 15 в.), облицовку истрийским камнем, рустовку нижнего этажа и пилястры, обрамляющие окна в Палаццо Ландо (Корнер-Спинелли, ок. 1490). Фасад Палаццо Лоредан (Вендрамин-Калерджи, начато в 1502) впервые полностью оформлен ордерными мотивами (мотив триумфальной арки портала 1-го этажа многократно повторяется в форме спаренных окон, обрамлённых колоннами коринфского ордера; завершает ансамбль высокий антаблемент с лепными орлами и гербами на фризе).
Часовая башня (1496–99) на пл. Св. Марка, задуманная как вход в торговые ряды Мерчерия, замкнула открывающуюся с мола перспективу Пьяццетты и предопределила выбор стиля для последовавшей в 16 в. застройки всей пл. Св. Марка, явившись связующим звеном между готикой и классич. венецианской архитектурой Я. Сансовино и В. Скамоцци.