Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОДУ́ЧЧИ КОДУССИ МАУРО

Авторы: М. Л. Ковальков

КОДУ́ЧЧИ, Ко­дус­си (Coducci, Codussi; из­вес­тен так­же как Mauro Bergamasco, Mo­retus, Moro Lombardo, Moro di Martino, Moro da San Zaccaria) Мау­ро (ок. 1440, Лен­на, Бер­га­мо – до 23.4.1504, Ве­не­ция), итал. ар­хи­тек­тор. Один из круп­ней­ших мас­те­ров и ро­до­на­чаль­ни­ков сти­ля Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния в Ве­не­ции.

М. Кодуччи. Фасад церкви Сан-Дзаккария в Венеции. 1480–1500. Фото В. М. Паппе

Наи­бо­лее ран­ней из до­шед­ших до нас по­стро­ек К. яв­ля­ет­ся ц. Сан-Ми­ке­ле-ин-Изо­ла (1468–77), в ко­то­рой 3-ло­па­ст­ный фа­сад ук­ра­шен ор­дер­ны­ми мо­ти­ва­ми, за­им­ст­во­ван­ны­ми из ц. Сан-Фран­че­ско в Ри­ми­ни Л. Б. Аль­бер­ти, а внутр. ба­зи­ли­каль­ное про­стран­ст­во при­бли­же­но к цен­три­че­ско­му. В ин­терь­е­ре ц. Сан-Дзак­ка­рия (1480–1500) К. ис­поль­зу­ет мо­ти­вы Ф. Бру­нел­ле­ски; на фа­са­де соз­да­ёт мно­го­ярус­ную ор­дер­ную де­ко­ра­цию. В церк­вах Сан­та-Ма­рия-Фор­мо­за (1492–1504, ку­поль­ная ба­зи­ли­ка) и Сан-Джо­ван­ни-Кри­зо­сто­мо (1497–1504, кре­сто­во-ку­поль­ная струк­ту­ра, пи­ля­ст­ры клас­сич. ор­де­ра) К. об­ра­ща­ет­ся к на­сле­дию ви­зант. зод­че­ст­ва, объ­е­ди­няя его с язы­ком клас­сич. ар­хи­тек­ту­ры.

В 1490–95 К. воз­глав­лял строи­тель­ст­во Скуо­ла-Гран­де-ди-Сан-Мар­ко, за­ни­ма­ясь воз­ве­де­ни­ем фа­са­да и ле­ст­ни­цы, а в 1498 – со­ору­же­ние ле­ст­ни­цы Скуо­ла-Гран­де-ди-Сан-Джо­ван­ни-Эванджелиста. В де­ко­ре двор­цов К. вво­дит в тра­диц. струк­ту­ру ср.-век. ве­не­ци­ан­ско­го двор­ца эле­мен­ты клас­сич. ар­хи­тек­ту­ры: рит­мич. рас­пре­де­ле­ние окон на стро­гом фа­са­де Па­лац­цо Дзорд­зи (кон. 15 в.), об­ли­цов­ку ис­т­рий­ским кам­нем, рус­тов­ку ниж­не­го эта­жа и пи­ля­ст­ры, об­рам­ляю­щие ок­на в Па­лац­цо Лан­до (Кор­нер-Спи­нел­ли, ок. 1490). Фа­сад Па­лаццо Ло­редан (Вен­д­ра­мин-Ка­лерд­жи, на­ча­то в 1502) впер­вые пол­но­стью оформ­лен ор­дер­ны­ми мо­ти­ва­ми (мо­тив три­ум­фаль­ной ар­ки пор­та­ла 1-го эта­жа мно­го­крат­но по­вто­ря­ет­ся в фор­ме спа­рен­ных окон, об­рам­лён­ных ко­лон­на­ми ко­ринф­ско­го ор­де­ра; за­вер­ша­ет ан­самбль вы­со­кий ан­таб­ле­мент с леп­ны­ми ор­ла­ми и гер­ба­ми на фри­зе).

Ча­со­вая баш­ня (1496–99) на пл. Св. Мар­ка, за­ду­ман­ная как вход в тор­го­вые ря­ды Мер­че­рия, замк­ну­ла отк­ры­ваю­щую­ся с мо­ла пер­спек­ти­ву Пьяц­цет­ты и пред­о­пре­де­ли­ла вы­бор сти­ля для по­следо­вав­шей в 16 в. за­строй­ки всей пл. Св. Мар­ка, явив­шись свя­зую­щим зве­ном ме­ж­ду го­ти­кой и клас­сич. ве­не­ци­ан­ской ар­хи­тек­ту­рой Я. Сан­со­ви­но и В. Ска­моц­ци.

Лит.: Angelini L. Le opere in Venezia di M. Co­dussi. Mil., 1945; Olivato L., Puppi L. M. Co­dussi. Mil., 1981; M. Codussi, da Bergamo a Ve­ne­zia // Venezia, Milano: storia, civiltà e cul­tu­ra nel rapporto tra due capitali. Mil., 1984; Polli V. M. Codussi: architetto bergamasco, 1440? — 1504. Bergamo, 1993.

Вернуться к началу