Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРТЬЕ́-БРЕССО́Н АНРИ

Авторы: А. Н. Лаврентьев
А. Картье-Брессон. Портрет Ж. Брака. 1940-е гг.

КАРТЬЕ́-БРЕССО́Н (Cartier-Bresson) Ан­ри (22.8.1908, Шант­лу, деп-т Се­ны и Мар­ны – 3.8.2004, Се­рест, деп-т Аль­пы Верх­не­го Про­ван­са), франц. фо­то­граф, ре­жис­сёр до­ку­мен­таль­но­го ки­но, жи­во­пи­сец и ри­со­валь­щик. На­чал за­ни­мать­ся жи­во­пи­сью в 1923; в 1924 по­зна­ко­мил­ся с ху­дож­ни­ка­ми и пи­са­те­ля­ми, близ­ки­ми сюр­реа­лиз­му (Р. Кре­вель, М. Жа­коб, Г. Стайн, М. Эрнст, Л. Ара­гон). Про­дол­жил обу­че­ние жи­во­пи­си в ате­лье А. Ло­та в Па­ри­же (1927–28), ус­во­ив его ме­то­ды «син­те­тич. ку­биз­ма». В 1930 со­вер­шил пер­вое да­лё­кое пу­те­ше­ст­вие (Бе­рег Сло­но­вой Кос­ти); по воз­вра­ще­нии во Фран­цию (1931) на­чал сис­те­ма­ти­че­ски за­ни­мать­ся фо­то­гра­фи­ей под рук. А. Кер­те­са (хо­тя из­вест­ны его сним­ки и 1929–1930). Он сни­мал «Лей­кой» с 1932; её пор­та­тив­ность и вы­со­кое ка­че­ст­во оп­ти­ки по­зво­ля­ли де­лать сним­ки в са­мой гу­ще тол­пы. Уже в ран­них ра­бо­тах (в т. ч. сде­лан­ных в Ита­лии и Ис­па­нии в 1932–1933) К.-Б. прив­нёс в жанр до­ку­мен­таль­ной фо­то­гра­фии не­по­сред­ст­вен­ность и «слу­чай­ность» в со­че­та­нии с пси­хо­ло­гич. на­пря­жён­но­стью. Один из его ран­них сним­ков («Ан­да­лу­сия») ка­жет­ся фо­то­гра­фич. па­ра­фра­зом кар­ти­ны «Ме­лан­хо­лия и за­гад­ки ули­цы» (1914) Дж. Де Ки­ри­ко. Пер­вый фо­то­ре­пор­таж К.-Б. поя­вил­ся в 1932 в па­риж­ском ж. «Vu»; в даль­нейшем его фо­то­гра­фии пуб­ли­ко­ва­лись в жур­на­лах «Arts et Métier Gra­phi­ques», «Harper’s Bazaar». Фо­то­граф-пу­те­ше­ст­вен­ник, К.-Б. уча­ст­во­вал в эт­но­гра­фич. экс­пе­ди­ции в Мек­си­ку в 1934, в 1935 жил в США, где уст­ро­ил со­вме­ст­ную вы­став­ку с мекс. фо­то­гра­фом М. А. Бра­во и впер­вые об­ра­тил­ся к до­ку­мен­таль­но­му ки­но (под влия­ни­ем П. Стрен­да). Вер­нув­шись во Фран­цию, был в 1936–1939 ас­си­стен­том реж. Ж. Ре­нуа­ра (филь­мы «За­го­род­ная про­гул­ка», «Пра­ви­ла иг­ры» и др.), снял ф. «По­бе­да жиз­ни» о гос­пи­та­лях в рес­пуб­ли­кан­ской Ис­па­нии (1937).

А. Картье-Брессон. «Берлинская стена». 1963.

В 1940 К.-Б. был аре­сто­ван на­цис­та­ми, но бе­жал; уча­ст­во­вал в Дви­же­нии Со­про­тив­ле­ния, уст­раи­вал по­бе­ги за­клю­чён­ных. В 1944–45 сни­мал ос­во­бо­ж­де­ние Па­ри­жа, был ре­жис­сё­ром ф. «Воз­вра­ще­ние» (1945). Од­на из клю­че­вых фо­то­гра­фий тех лет, сня­тая в Дес­сау, – «Опо­зна­ние ин­фор­ма­то­ра гес­та­по». В ней во­пло­щён прин­цип «ре­шаю­ще­го мо­мен­та», сфор­му­ли­ро­ван­ный К.-Б. в кн. «Ре­шаю­щий миг» («Images à la sauvette», 1952). Он от­вер­гал ис­поль­зо­ва­ние вспыш­ки или ис­кус­ст­вен­ной под­свет­ки как эле­мен­та вме­ша­тель­ст­ва в ес­те­ст­вен­ное те­че­ние со­бы­тий, был про­тив кад­ри­ро­ва­ния при пе­ча­ти с не­га­ти­ва. В том же сти­ле жи­во­го ре­пор­та­жа вы­пол­не­ны порт­ре­ты П. Бон­на­ра, Ж. Бра­ка, А. Бре­то­на, А. Ма­тис­са, Ж. П. Сар­тра, У. Фолк­не­ра. В 1947 К.-Б. вме­сте с Р. Капá, Д. Сей­му­ром и Дж. Род­же­ром соз­дал фо­то­агент­ст­во «Маг­нум» (вы­шел из не­го в 1966). По­сле вой­ны К.-Б. сни­мал в Ин­дии, Бир­ме, Па­ки­ста­не, Ки­тае и Ин­до­не­зии. В 1954 он стал пер­вым зап. фо­то­гра­фом, до­пу­щен­ным в СССР по­сле смер­ти И. В. Ста­ли­на. Не­обыч­ные сво­ей ес­те­ст­вен­но­стью, от­лич­ные от офиц. сов. про­па­ган­ды тех лет сним­ки во­шли в аль­бом «Мо­ск­ва» (1955). Сре­ди др. аль­бо­мов фо­то­гра­фий К.-Б. – «Ки­тай» (1964), «Лик Азии» (1972), «Фо­то­порт­ре­ты» (1985), «А. Кар­тье-Брес­сон в Ин­дии» (1987), «Аме­ри­ка ми­мо­хо­дом» (1991), «По по­во­ду Па­ри­жа» (1994). С 1974 К.-Б. по­свя­тил се­бя ри­сун­ку и жи­во­пи­си. При жиз­ни мас­те­ра был соз­дан фонд его име­ни, ко­то­рый уст­раи­ва­ет вы­став­ки, из­да­ёт фо­то­аль­бо­мы ве­ду­щих мас­те­ров ми­ро­вой фо­то­гра­фии. К.-Б. во мно­гом оп­ре­де­лил совр. пред­став­ле­ния о фо­то­гра­фии как ис­кус­ст­ве.

Лит.: Farova A. H. Cartier-Bresson. Praha, 1958; Kirstein L., Newhall B. The photographs of H. Cartier-Bresson. 2nd ed. N. Y., 1963; Bonne­foy Y. H. Cartier-Bresson, photographer. L., 1981; H. Cartier-Bresson. Drawings and pain­tings. (Cat.). N. Y., 1984; А. Кар­тье-Брес­сон: фо­то­гра­фия. (Кат.). М., 1986; H. Cartier- Bres­son: the early work. (Cat.). N. Y., 1987; Claire J. Trait pour trait. Les dessins d’H. Cartier-Bres­son. P., 1989; Montier J. P. L’Art sans art d’H. Car­tier-Bresson. P., 1995.

Вернуться к началу