КАРТЬЕ́-БРЕССО́Н АНРИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРТЬЕ́-БРЕССО́Н (Cartier-Bresson) Анри (22.8.1908, Шантлу, деп-т Сены и Марны – 3.8.2004, Серест, деп-т Альпы Верхнего Прованса), франц. фотограф, режиссёр документального кино, живописец и рисовальщик. Начал заниматься живописью в 1923; в 1924 познакомился с художниками и писателями, близкими сюрреализму (Р. Кревель, М. Жакоб, Г. Стайн, М. Эрнст, Л. Арагон). Продолжил обучение живописи в ателье А. Лота в Париже (1927–28), усвоив его методы «синтетич. кубизма». В 1930 совершил первое далёкое путешествие (Берег Слоновой Кости); по возвращении во Францию (1931) начал систематически заниматься фотографией под рук. А. Кертеса (хотя известны его снимки и 1929–1930). Он снимал «Лейкой» с 1932; её портативность и высокое качество оптики позволяли делать снимки в самой гуще толпы. Уже в ранних работах (в т. ч. сделанных в Италии и Испании в 1932–1933) К.-Б. привнёс в жанр документальной фотографии непосредственность и «случайность» в сочетании с психологич. напряжённостью. Один из его ранних снимков («Андалусия») кажется фотографич. парафразом картины «Меланхолия и загадки улицы» (1914) Дж. Де Кирико. Первый фоторепортаж К.-Б. появился в 1932 в парижском ж. «Vu»; в дальнейшем его фотографии публиковались в журналах «Arts et Métier Graphiques», «Harper’s Bazaar». Фотограф-путешественник, К.-Б. участвовал в этнографич. экспедиции в Мексику в 1934, в 1935 жил в США, где устроил совместную выставку с мекс. фотографом М. А. Браво и впервые обратился к документальному кино (под влиянием П. Стренда). Вернувшись во Францию, был в 1936–1939 ассистентом реж. Ж. Ренуара (фильмы «Загородная прогулка», «Правила игры» и др.), снял ф. «Победа жизни» о госпиталях в республиканской Испании (1937).
В 1940 К.-Б. был арестован нацистами, но бежал; участвовал в Движении Сопротивления, устраивал побеги заключённых. В 1944–45 снимал освобождение Парижа, был режиссёром ф. «Возвращение» (1945). Одна из ключевых фотографий тех лет, снятая в Дессау, – «Опознание информатора гестапо». В ней воплощён принцип «решающего момента», сформулированный К.-Б. в кн. «Решающий миг» («Images à la sauvette», 1952). Он отвергал использование вспышки или искусственной подсветки как элемента вмешательства в естественное течение событий, был против кадрирования при печати с негатива. В том же стиле живого репортажа выполнены портреты П. Боннара, Ж. Брака, А. Бретона, А. Матисса, Ж. П. Сартра, У. Фолкнера. В 1947 К.-Б. вместе с Р. Капá, Д. Сеймуром и Дж. Роджером создал фотоагентство «Магнум» (вышел из него в 1966). После войны К.-Б. снимал в Индии, Бирме, Пакистане, Китае и Индонезии. В 1954 он стал первым зап. фотографом, допущенным в СССР после смерти И. В. Сталина. Необычные своей естественностью, отличные от офиц. сов. пропаганды тех лет снимки вошли в альбом «Москва» (1955). Среди др. альбомов фотографий К.-Б. – «Китай» (1964), «Лик Азии» (1972), «Фотопортреты» (1985), «А. Картье-Брессон в Индии» (1987), «Америка мимоходом» (1991), «По поводу Парижа» (1994). С 1974 К.-Б. посвятил себя рисунку и живописи. При жизни мастера был создан фонд его имени, который устраивает выставки, издаёт фотоальбомы ведущих мастеров мировой фотографии. К.-Б. во многом определил совр. представления о фотографии как искусстве.