Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́РЛА V ДВОРЕ́Ц

Авторы: О. А. Ногтева
Дворец Карла V. Внутренний двор. 1526 – 17 в.

КА́РЛА V ДВОРЕ́Ц, па­мят­ник ис­то­рии и ар­хи­тек­ту­ры в Ис­па­нии. Вхо­дит в ан­самбль Аль­гам­бры на ок­раи­не г. Гра­на­да. Его воз­ве­де­ние в ка­че­ст­ве офиц. ре­зи­ден­ции Кар­ла V на­ча­лось в 1526. Гл. ар­хи­тек­то­ром до 1550 был П. Ма­чу­ка (ра­бо­тав­ший так­же в Ита­лии, пред­по­ло­жи­тель­но под рук. Д. Бра­ман­те и Ра­фа­эля), за­тем – его сын Л. Ма­чу­ка, в 1583–92 – Х. де Мин­ха­рес (один из по­мощ­ни­ков Х. Б. де Эр­ре­ры, гл. ар­хи­тек­то­ра Эс­ко­риа­ла). Строи­тель­ст­во про­дол­жа­лось на про­тя­же­нии все­го 17 в., но из-за не­дос­тат­ка фи­нан­си­ро­ва­ния не бы­ло за­вер­ше­но, дво­рец дол­гое вре­мя на­хо­дил­ся в за­пус­те­нии, лишь в 1927 бы­ли до­строе­ны его кров­ли.

Пла­ни­ров­ка и де­ко­ра­тив­ное ре­ше­ние двор­ца вос­хо­дят к об­раз­цам ар­хи­тек­ту­ры итал. Воз­ро­ж­де­ния. План ос­но­ван на со­че­та­нии иде­аль­ных гео­мет­рич. фи­гур: в квад­рат зда­ния впи­сан круг дво­ра, по пе­ри­мет­ру ко­то­ро­го рас­по­ла­га­ет­ся об­ход­ная га­ле­рея с двухъ­я­рус­ной ко­лон­на­дой. Струк­ту­ра внеш­не­го оформ­ле­ния вос­про­из­во­дит схе­му де­ко­ра Па­лац­цо Ка­при­ни в Ри­ме (арх. Д. Бра­ман­те, не сохр.): рус­то­ван­ный цо­коль и па­рад­ный этаж, ук­ра­шен­ный пи­ля­ст­ра­ми; од­на­ко, со­глас­но исп. вку­сам 1-й тре­ти 16 в., до­ри­че­ский ор­дер за­ме­нён на бо­лее изящ­ный, ио­ни­че­ский, а центр. час­ти зап. и юж. фа­са­дов ак­цен­ти­ро­ва­ны при по­мо­щи рель­еф­но вы­сту­паю­щих ор­дер­ных ком­по­зи­ций (ти­па ре­таб­ло). Дво­рец – пер­вая по­строй­ка исп. Воз­ро­ж­де­ния, вы­пол­нен­ная в стро­гом клас­сич. сти­ле, он ока­зал ре­шаю­щее влия­ние на даль­ней­шее раз­ви­тие исп. ре­нес­санс­ной ар­хи­тек­ту­ры. В со­ста­ве Аль­гам­бры вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия. С 1958 во двор­це на­хо­дит­ся Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств (исп. жи­во­пись и скульп­ту­ра 15–20 вв.).

Лит.: Rosenthal E. E. El palacio de Carlos V en Granada. Madrid, 1988; Las trazas de Juan de Herrera y sus seguidores. Santander, 2001; Кап­те­ре­ва Т. П. Ис­па­ния. Ис­то­рия ис­кус­ства. М., 2003; Tafuri M. Interpreting the Renaissance: princes, cities, architects. New Ha­ven; Camb. (Mass.), 2006.

Вернуться к началу