СЛОВА́КИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЛОВА́КИ (самоназвание – Slováci), 1) население Словакии. 2) Западнославянский народ, осн. население Словакии. Численность 4,4 млн. чел. Живут также в Чехии (147,2 тыс. чел.), на севере Сербии (52,8 тыс. чел.; из них 50,3 тыс. чел. в автономном крае Воеводина, составляют большинство в общинах Ковачица и Бачки-Петровац на юге края) и Венгрии (29,6 тыс. чел.), в Румынии (13,7 тыс. чел.; численность в европ. странах – по переписям 2011), а также в США (810 тыс. чел. – 2010, перепись), Канаде (66,5 тыс. чел. – 2011, перепись) и др. Говорят на словацком языке. В осн. католики.
В составе империи Габсбургов С. подвергались насильств. ассимиляции со стороны венгров. До 100 тыс. С. были переселены из Венгрии после 2-й мировой войны. Традиц. культура типична для народов Центр. Европы. Традиц. занятия – земледелие (пшеница, ячмень и др.), полукочевое и отгонное овцеводство. С 16 в. развиваются произ-во набивных тканей, плетение кружев (особенно в горняцких районах в совр. Банска-Бистрицком и Прешовском краях), плетение из медной проволоки (дротарство) в г. Тренчин, под влиянием анабаптистов – беженцев из Германии, Швейцарии и др. (габанов) – изготовление фаянса с четырёхцветной росписью, особенно на западе (Модра, Пуканец и др.); в 1743 будущий имп. Франц I основал в Голиче (ныне в Трнавском крае) фаянсовую мануфактуру.
Жилище в горах – срубное, с 19 в. – на каменном фундаменте; на придунайской равнине на юге – глинобитное или сырцовое, белёное, стены расписываются растит. орнаментом. Крыша из дранки, вальмовая или полувальмовая с навесом (пристрьешка) над фронтоном; в долине р. Орава на севере дом имеет боковую галерею. Хозяйств. постройки соединяются с домом через однорядную связь, на севере распространены замкнутые дворы с воротами. Вход в дом с боковой стороны через сени (питвор, приклеть), ведущие с одной стороны в избу (хижа, йизба), с другой – в холодную клеть (комора); на севере хижа и комора располагаются с одной стороны от сеней. У входа в хижу ставится хлебная печь устьем к передней стене, перед ней – открытый очаг с дымоходом (ко́мин). У печи помещается постель, в переднем углу напротив – стол, над ним – распятие или скульптура Богородицы. Хижа богато украшается росписью, вышивкой, цветной керамикой, на кровати водружается гора из подушек. С 19 в. устье печи с комином переносится в питвор, в задней части которого выгораживается аркой кухня. С кон. 19 в. хлебная печь часто переносится в комору, а в хиже ставится печь-голландка.
Мужская одежда – туникообразная рубаха (кошеля), короткие широкие полотняные (гате) или длинные узкие суконные, украшенные шнуром (ногавице) штаны, широкий (до 30 см) пояс с металлич. пластинами, суконный или атласный жилет (лайблик) или овчинная вышитая безрукавка (кожушок), суконные куртка (чуга) и белый кафтан с капюшоном (галена). Женщины носили туникообразную или широкую, собранную у горловины (т. н. карпатский крой) рубаху (кошеля, оплецко, рукавце) с приталенным сарафаном на одной или двух лямках (рубаш, сподник, пендель, подолок), тканым поясом (пас), местами также с двумя (спереди и сзади) фартуками или широкой несшитой юбкой, полотняную накидку (обрус, плахта, полька, ручник, одьедьзка); с кон. 18 в. распространяются сшитая юбка и нарядный короткий лиф (живутик, лайблик). Замужние женщины носили чепцы (чепьец, капка). Традиц. обувь – кожаная типа постолов (крпце, бочкори), из сукна (кольцуни), вязаная (папуче), валяная (капце), сапоги с мягким голенищем (чижми).
В Рождественский сочельник (Щедрый вечер) готовят жареного карпа, капустный суп, вафли с мёдом, пекут особый хлеб (штедрак); на Пасху – куриный суп с вермишелью, копчёное мясо, свёклу с хреном. Распространены традиции колядования и ряжения, молодёжных театрализов. представлений (на темы Рождества, о св. Дороте) на Святки; процессий с соломенной женской куклой (Морена) на Масленицу; «обливанных дней» после Пасхи, майского дерева, зажигания костров на Иванов день (Святоянскую ночь) и др. В фольклоре представлены легенды (о царе Соломоне, о встрече Адама с чёртом, о странствованиях по свету Христа и апостола Петра и др.), историч. предания (о Матьяше Хуньяди, о борьбе с турками, о разбойнике – «збойнике» Яношике и др.), сказки (волшебные и о животных).
Наиболее архаич. слой муз. фольклора – обрядовые, трудовые земледельческие песни с узкообъёмными звукорядами в пределах кварты. Более поздние слои – пастушеский фольклор, лирич., гайдуцкие и др. песни; в разных областях преобладают разл. виды диатоники, с сер. 17 в. также мажор и минор. Музыка преим. одноголосная, встречается многоголосие. В инструментарии, мелодике – влияния фольклора румын, болгар, украинцев, венгров и др. народов. Танцы: фришка (быстрый), одземок (сольный мужской), разл. виды коло и др. Муз. инструменты – преим. струнные и духовые, специфический местный инструмент – фуяра (дерев. продольная свистковая флейта длиной ок. 2 м, с 3 пальцевыми отверстиями). Первые сб-ки муз. фольклора изданы в 1820-е гг.; ок. 3200 словац. напевов записал Б. Барток.