ЧУВА́ШИ́
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧУВА́ШИ́ (самоназвание – чǎваш), тюрк. народ в России. Осн. население Чувашии (814,8 тыс. чел.). Живут также на юго-западе и юге Татарстана (116,3 тыс. чел., в осн. Дрожжановский, Буинский, Тетюшский, Алькеевский, Нурлатский, Аксубаевский районы), юго-западе Башкортостана (107,5 тыс. чел., крупнейшая этнич. группа в Бижбулякском районе), севере и северо-востоке Ульяновской обл. (95 тыс. чел., в осн. Новомалыклинский, Мелекесский, Чердаклинский, Ульяновский, Цильнинский, Майнский, Тереньгульский, Сенгилеевский районы), северо-востоке Самарской обл. (84,1 тыс. чел., преим. Шенталинский, Челно-Вершинский, Клявлинский, Камышлинский, Похвистневский, Исаклинский, Сергиевский, Кошкинский районы), в Москве и Моск. обл. (26,8 тыс. чел.), Тюменской обл. (25,7 тыс. чел.) и др.; всего в России 1,4 млн. чел. (2010, перепись). Говорят гл. обр. на чуваш. языке, распространены также рус., тат. и др. языки. Верующие в осн. православные.
Сложились на основе тюрк. и финно-угорского населения Ср. Поволжья. Их предками назывались волжско-камские булгары (Н. И. Ашмарин, венг. тюрколог З. Гомбоц, фин. языковед М. Рясянен и др.), гунны (В. В. Бартольд, Л. Н. Гумилёв), авары (рос. археолог М. Г. Худяков), оногуры, сувары-савиры (к имени которых возводят назв. «Ч.») и др. После монг. нашествия и особенно со 2-й пол. 14 в. болг. население левобережья Волги переселялось на запад, на Горную сторону, и на правобережье нижней Суры, ассимилировав значит. часть марийцев (в рус. источниках они продолжали называться черемисами, нагорными черемисами, черемисскими татарами), а также на нижнюю Каму и Вятку (будущая Чувашская даруга); образовались группы «горных» Ч. (тури) на правом берегу Волги и «степных», или «камских», Ч. – на левом. В составе Казанского ханства «Ч.» называлось тюркское не принявшее ислам ясачное население. Управлялись окружными князьями (эмпю), «князьками» (пю), «сотниками» (серпю), «десятниками» и «тарханами» (вунпю). Часть их была обращена в ислам и ассимилирована татарами. После взятия Казани в 1552 и присоединения Ср. Поволжья к России Ч. переселялись на «новые земли» (сене сер) в малолюдные районы «дикого поля» (юг совр. Татарстана, север Самарской и Ульяновской областей), в 16–17 вв. – также в Башкирию и Зап. Сибирь. С 17 в., особенно с 1740 (образование Конторы новокрещенских дел), обращались в православие. В 1769 по инициативе архиеп. Казанского Вениамина (Пуцека-Григоровича) вышла первая грамматика чуваш. яз. («Сочинения, принадлежащие к грамматике чувашского языка»). Значит. часть Ч., особенно на юго-востоке, «уходила в татары», т. е. принимала ислам. Со 2-й пол. 19 в. развивается обучение на чуваш. языке, в 1906–07 выходит первая чуваш. газ. «Хыпар» («Весть»). По переписи 1897, насчитывалось 843,6 тыс. Ч., в т. ч. в Казанской губ. – 502 тыс. чел., Симбирской губ. – 159,8 тыс. чел., Самарской губ. – 91,8 тыс. чел., Саратовской губ. – 14,4 тыс. чел., Оренбургской губ. – 5,1 тыс. чел.
К 18 в. сформировались совр. этнографич. группы Ч.: верховые (вирьял, тури, кай-енчи) – на северо-западе (правобережье нижней Суры и верховья р. Большой Цивиль – Ядринский, Моргаушский, Аликовский, Красночетайский районы, б. ч. Шумерлинского, Вурнарского, Красноармейского, запад Цивильского и Чебоксарского районов), средненизовые (анат-енчи) – на северо-востоке (р. Цивиль, низовья Большого Цивиля и Малого Цивиля – восток Чебоксарского р-на, Мариинско-Посадский, Козловский районы и б. ч. Цивильского р-на) и низовые (анатри) – на юго-востоке (верховья рек Малый Цивиль, Кубня, Була, Карлы, Бездна – Урмарский, Янтиковский районы, юг Цивильского р-на, Канашский, Ибресинский, Комсомольский, Яльчикский, Батыревский, Шемуршинский районы, восток Алатырского р-на и за пределами Чувашии). Предполагается, что анат-енчи в большей степени сохранили культуру болг. предков; вирьял испытали влияние марийцев, анатри сформировались в результате освоения «дикого поля» под влиянием казанских татар и мишарей. Осн. традиц. занятие – пашенное земледелие (рожь, овёс, ячмень, конопля, лён и др.); гл. орудие – плуг (акапусь), с введением паровой системы – соха (сухапусь) и соха-косуля (чалаш-акапусь). Из домашних животных важную роль играла лошадь (конина служила обрядовой пищей). Были развиты ткачество (холст, сукно), вышивка (тере), валяние шерсти, обработка дерева, у вирьял – изготовление гнутой и плетёной мебели. С кон. 19 в. распространилось отходничество. Поселения (ял) имели кучевую планировку (делились на патронимич. участки – «концы», касы), располагались гнёздами, на юге – вдоль рек; у вирьял насчитывали до 70, у анат-енчи и, особенно, у анатри – до 1000 дворов. Усадьба имела передний (килкарти, картиш) и задний (анкарти) дворы, состояла из жилого дома (пюрт, сурт), конюшни, хлева (вите), летней кухни (лась). Жилище срубное, с 19 в. с пристроенными сенями и клетью. Печь глинобитная с котлом над открытым шестком, ставилась у входа устьем к передней стене; передняя часть помещения занималась широкими нарами. Мужчины носили туникообразную рубаху (кепе) и штаны (йем). Женская рубаха у вирьял и анат-енчи шилась из белого холста с вышивкой, подвязывалась поясом (у вирьял – 2–3 поясами с напуском), у анатри с сер. 19 в. – из клетчатой пестряди с тремя оборками контрастного цвета по подолу, часто без пояса; поверх рубахи носился передник (сапун). Верхняя одежда – суконные кафтаны (шубёр, сахман, азам), зимой – овчинная шуба (керек). Лапти (сяпата) у вирьял – с чёрными суконными онучами, у анатри – с белыми суконными или вязаными чулками (тала чалха). Женский головной убор включал длинный (до 2,5 м) белый полотенчатый убор (сурпан) с орнаментиров. концами, спускавшимися на спину, платок (пусь-тутри, чалма), шапка на жёсткой основе (хушпу), обшитая монетами и бисером, с длинной лопастью (хюре) сзади, у вирьял – узкая вышитая повязка (масмак). Девичий головной убор – круглая монетная шапочка (тухья), у анат-енчи – с обшитым бисером конусом на макушке. Украшения – нагрудные (шарса, суха, ама, шюлкеме), чересплечные перевязи (тевет), наспинные (пусь-хызя), поясные (сара, яркач) привески.
Традиц. религия отражает связь с индо-иранским зороастрийским кругом, включает веру в добрых и злых божеств во главе с верховным богом (Сюлти Тура, Асла Тура) и злым божеством (Шуйттан). Домашним покровителем была Йерех в виде женской куклы, передававшаяся в семье по женской линии. Злым духам (киреметь, кереметь) приносились жертвы в святилищах (киреметь) в лесу, обрядами руководили жрецы (келепузе, мачавар). Добрым божествам посвящались обряды земледельч. цикла (уй чюке и др.). Умерших хоронили головой на запад, на могиле разводили огонь, куда кидали жертвенную пищу, украшения, вышитые сурпаны и др., осенью (Юпа уйах – «месяц столба») ставили антропоморфную фигуру (юпа), для мужчин – из дуба, для женщин – из липы. К Святкам (Сурхури) были приурочены молодёжные обходные обряды с колядованием, ряженье, гадания, к Масленице (Сяварни) – катания по кругу на лошадях (сяварни чупни), печение блинов, сжигание чучела «старухи» (Сяварни Карчаке), к Пасхе (Манкун) – жертвоприношения солнцу и предкам и молодёжный обходной обряд с изгнанием злых духов рябиновыми прутьями (серен, вирен), к окончанию сева – «свадьба плуга» (Акатуй), после чего наступал период «беременности» земли с жертвоприношениями и запретом всех полевых работ (синсе у вирьял, уява – у анат-енчи), завершавшийся купанием и обливанием водой (сумар чюк – «моление о дожде»); сбор урожая заканчивался молениями духу овина (аван патти) и приготовлением пива (аван сари – «овинное пиво»). Молодёжь весной и летом устраивала хороводы (уяв, вайа, така, пуху), зимой – посиделки (улах, ларни). Фольклор – сказки (юмах), историч. предания (халапсем), в т. ч. о великане Улыпе. Нар. музыка на основе пентатоники. Песни: протяжные (обрядовые; наиболее архаические), полупротяжные (трудовые, лирич., хороводные, гостевые), скорые (частушки такмак и др.). Среди муз. инструментов: волынки из пузыря (шыбр) и кожи животного (срнай), т. н. чувашские гусли (ксьле), 2-сторонний цилиндрич. барабан (параппан), в 20 в. широко распространилась гармоника.