ЦИМШИА́Н
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЦИМШИА́Н (самоназвание приморских Ц. – Tsimshian, «внутрь р. Скина»), группа индейских народов на западе Канады (северо-запад пров. Брит. Колумбия). Делятся на приморских и внутр. Ц. Приморские Ц. включают: прибрежных [побережье и прилегающие острова между бухтой Портленд на севере и прол. Дуглас на юге, низовья р. Скина, реки Экстолл, Джитнадуа, озёра Аластэр и Лейкелс (Лакелсе); 0,7 тыс. чел. – 2011, Деп-т по делам индейцев и Сев. территорий] и южных (побережье и острова между прол. Дуглас на севере и Милбанк на юге; 0,5 тыс. чел.) Ц.; внутренние – нишга, или ниска (р. Насс; 1 тыс. чел.), и гитхсан (верховья р. Скина; 1,9 тыс. чел.). Ц. оказали сильное влияние на атапасков карриер; в кон. 19 – нач. 20 вв. нишга ассимилировали цецаут, гитхсан и др. До 2,3 тыс. Ц. (2010, перепись) живут на о. Аннетт в архипелаге Александра (юг штата Аляска, США). Говорят на языках приморский цимшиан (диалекты прибрежный и южный) и насс-гитхсан (диалекты ниска, зап. и вост. гитхсан) цимшианской семьи; письменности – на основе лат. графики. Распространён также англ. яз. Протестанты (англикане, пресвитериане, методисты и др.).
Традиц. культура типична для индейцев Сев.-Зап. побережья Сев. Америки. Традиц. занятия – рыболовство (рыба-свеча, лосось, палтус), сухопутная и мор. охота, собирательство (водоросли, икра сельди, моллюски, птичьи яйца и др.). Устье р. Насс в период весеннего промысла рыбы-свечи было крупнейшим центром межплеменной торговли Ц., хайда и тлинкитов. Были развиты резьба и роспись по дереву, вышивка, плетение и др. Имели 4 экзогамных тотемных фратрии (птех, птек): Ворона, Орла, Волка и Косатки, составляющих на уровне поселений дуальную организацию; каждая фратрия имела пару тотемов, составлявших основу родовой и индивидуальной эмблематики. Осн. социальная единица – матрилинейный род, иногда совпадавший с домохозяйством (валп, вилп – букв.: дом); поселение включало неск. валпов. Социальный статус определялся рангом, отражённым в имени-титуле, наследственном или приобретаемом на потлаче. Делились на знать (смкикет – «настоящие люди»), обладателей низкоранговых имён (ликакикет – «другие люди»), «безродных» (вихаайин) и рабов (пленников и их потомков); для знати характерны эндогамия и браки со знатью соседних народов. Были предпочтительны кросскузенные браки с авункулокальным поселением. Имели 4 тайных об-ва, заимствованных у сев. вакашей.
Контакты с европейцами с кон. 18 в. В 1831 Компания Гудзонова зал. основала в устье р. Насс Форт-Симпсон (ныне Лакс-Квалаамс), у которого сосредоточилось до 4 тыс. Ц. После 1850-х гг. для Ц. были выделены резервации, среди них действовали протестантские миссионеры. В 1887 часть Ц. из Метлакатлы основала новое поселение Метлакатла на о. Аннетт. Совр. Ц. сохраняют традиц. промысел рыбы-свечи, социальную структуру и систему землевладения, имена-титулы, практику потлача и водружения тотемных столбов.