Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕНУ́ФО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

СЕНУ́ФО (се­не, сие­на), группа на­родов в Западной Аф­ри­ке. Жи­вут ме­ж­ду вер­ховь­я­ми рек Бау­ле на за­па­де, Чёр­ная Воль­та на вос­то­ке и Ба­ни на се­ве­ре – на се­ве­ре Кот-д’Ивуара (ме­ж­ду вер­ховь­я­ми рек Ти­ем­ба и Ко­моэ – область Са­ван, юго-вос­ток области Ден­ге­ле и се­вер области Вал­ле-дю- Бан­да­ма; св. 1,5 млн. чел), на юго-вос­то­ке Ма­ли (пра­во­бе­ре­жье рек Ба­ни и Ба­гоэ – вос­ток области Си­ка­со; ок. 2 млн. чел.) и юго-за­па­де Бур­ки­на-Фа­со (провинции Ке­не­ду­гу, Уэле­ни, Ле­ра­ба и Ко­моэ; ок. 0,5 млн. чел.). Включают: сенари, или соб­ст­венно С. (себаара в Кот-д’Ивуаре, сьена­ра в Мали и сенара в Бур­ки­на-Фа­со); суп­пире-мамара, или северных С. [суппире и мамара (миньянка, ба­ма­рага) в Мали, нанериге и сусите в Бур­ки­на-Фасо, шемпир в Кот-д’Ивуаре]; тагуана-джимини, или южных С., и кпа­лага (палака) в Кот-д’Ивуаре; ка­ра­бо­ро в Буркина-Фасо. Го­во­рят на се­ну­фо язы­ках. В Кот-д’Ивуаре и Бур­ки­на-Фа­со рас­про­стра­нён язык дью­ла, в Ма­ли – ба­ма­на, мно­гие вла­де­ют французским языком. В основном со­хра­ня­ют тра­диционные ве­ро­ва­ния, око­ло тре­ти – му­суль­ма­не-сун­ни­ты, есть хри­стиа­не-ка­то­ли­ки.

С. счи­та­ют­ся або­ри­ге­на­ми ре­гио­на. У них су­ще­ст­во­ва­ли во­ж­де­ст­ва, воз­во­дя­щие своё про­ис­хо­ж­де­ние к ман­ден и им­пе­рии Ма­ли. Тра­диционная куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Су­дан­ской по­доб­ла­сти Западной Аф­ри­ки. За­ни­ма­ют­ся ин­тен­сив­ным руч­ным зем­ле­де­ли­ем (про­со, сор­го, ку­ку­ру­за, фа­соль, ара­хис, ямс, ба­тат, ма­ни­ок, бу­ты­лоч­ная ты­к­ва, на про­да­жу – рис, хло­пок) с ис­поль­зо­ва­ни­ем удоб­ре­ний и при­ме­не­ни­ем се­во­обо­ро­та. Раз­ви­то тка­че­ст­во из хлоп­ка и шер­сти. Су­ще­ст­ву­ют кас­ты куз­не­цов (фо­но), мед­ни­ков (ло­ро), ко­же­вен­ных мас­те­ров (дие­ли); жё­ны ло­ро за­ни­ма­ют­ся гон­чар­ст­вом. Жи­ли­ще гли­но­бит­ное, круг­лое. Ос­но­ву тра­диционной со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции со­став­ля­ют де­ре­вен­ские и боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны, ро­до­вая ор­га­ни­за­ция, воз­рас­тные клас­сы с ини­циа­ция­ми (ко­роб­ла), тай­ные сою­зы (жен­ский – Сан­до­го, из муж­ских важ­ней­ший – Поро). Ри­ту­аль­ная жизнь со­сре­до­то­че­на в свя­щен­ных ро­щах (син­занг). Прак­ти­ку­ют­ся по­ли­ги­ния и дис­ло­каль­ный брак (ке­ку­ру­гу). Тра­диционные ве­ро­ва­ния – культ ду­хов во гла­ве с соз­да­те­лем ми­ра Туо­ло и его суп­ру­гой Туо­лео. Ис­кус­ст­во де­ревянной резь­бы и мед­ной пла­сти­ки ха­рак­тер­но для Западной Су­да­на. Скульп­ту­ра от­ли­ча­ет­ся экс­прес­сив­ны­ми сти­ли­зованными фор­ма­ми. Из­вест­ны муж­ские, жен­ские, пар­ные и дву­по­лые стату­эт­ки (в т. ч. де­бле высотой св. 1 м), фи­гур­ки свя­щен­ной пти­цы с длин­ным клю­вом (ка­лао), мас­ки-шле­мы (рис., 1), ли­чи­ны (гпе­лие – обобщённой оваль­ной геометризованной фор­мы с ще­ле­вид­ны­ми про­ре­зя­ми для глаз, часто с фи­гур­ным на­вер­ши­ем и сти­ли­зованными «нож­ка­ми»; рис., 2; см. также илл. к статье Маска) и на­го­лов­ни­ки, рель­е­фы (см. илл. к статье Аф­ри­ка). Раз­ви­то так­же искусство рос­пи­си пан­но на по­лот­нах (ко­ро­го), ко­то­рые ткут муж­чи­ны на руч­ных стан­ках: изо­бра­же­ния ри­туа­лов, ми­фических пер­со­на­жей, жи­вот­ных.

Традиции, связанные с игрой на балафоне у С. Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуара и Мали, включены в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО (2012).

Лит.: Delafosse M. Le peuple siéna ou sénoufo. P., 1908–1909; Holas B. Les Sénoufo (y compris les Minianka). P., 1966; idem. L’art sacré sénoufo. P., 1978; Keletigui J.-M. Le Sénoufo face au cosmos. Abidjan; Dakar, 1978; Coulibaly Sinali. Le paysan sénoufo. Abidjan; Dakar, 1978; Kientz A. Dieu et les génies: Récits étiologiques sénoufo. P., 1979; Glaze A. J. Art and death in a Senufo village. Bloomington, 1981; Sanogo B. Le rôle des cultures commer­ciales dans l’évolution de la société sénoufo. Talence, 1989; Ouattara T. F. Histoire des Fohobélé de Côte d’Ivoire: Une population sénoufo inconnue. P., 1999; Lemaire M. Les sil­lons de la souffrance: Représentations du tra­vail en pays sénoufo, Côte d’Ivoire. P., 2009.

  • СЕНУ́ФО группа народов в Западной Аф­ри­ке (2015)
Вернуться к началу