АДЫ́ГИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АДЫ́ГИ (самоназвание – адыгэ), группа народов (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги) в России. Живут также в странах Ближнего и Среднего Востока, Балкан и США, где их обычно называют черкесами. Общая численность св. 1,7 млн. чел. (2010, оценка). Говорят на адыгских языках, входящих в группу абхазо-адыгских языков.
В формировании А. участвовало население Вост. Причерноморья и Кубани (зихи, меоты, касоги и др.). В 13 в. распространяется тюрк. назв. «черкесы». В кон. 13–14 вв. часть А. заняли земли в бассейне Терека, став этнич. основой кабардинцев. В 18 в. часть кабардинцев переселились в бассейн Большого Зеленчука и Малого Зеленчука, где, смешавшись с зап. А., составили основу черкесов. По окончании Кавказской войны 1817–64 началось массовое выселение А. в Османскую империю. Оставшиеся зап. А. составили основу адыгейцев и шапсугов. Совр. А. сохраняют сознание своего единства, общие черты традиц. социальной структуры, мифологии, фольклора и др. Большое значение имеют экзогамные фамильно-родственные объединения (лепк). В 1980–1990-е гг. у А. разных стран возникли общественно-политич. организации «Адыгэ Хасэ».
В фольклоре осн. место занимают нартовские сказания (нарт пшинатль; см. Нартский эпос), героич. и историч. песни, песни-плачи о героях (гыбза). Характерно многообразие трудовых песен (песни пахарей, косарей, погонщиков волов при молотьбе, чесальщиц шерсти, песни при прополке и очистке кукурузы, аробные, мельничные, кузнечные, пастушеские песни и наигрыши). Обрядовый фольклор включает: причитания по умершим (бжэ); песни-обращения к покровителям леса; песни вызывания дождя; новогодние поздравит. песни (хурома); ритуальные наигрыши, сопровождающие поиск утонувшего или погибшего под лавиной; песни-обращения к божеству грома Шибле, сопровождающие хороводный танец на похоронах погибшего от молнии; песни семейные (свадебные, колыбельные, диалогические песни-укачивания одряхлевших стариков), песни-заговоры от оспы, от ран (входили во врачевательный обряд чапш); песни-благопожелания (хохы). Распространены обрядовые игры (джар), песенно-поэтич. состязания (зэфэусы), ритуальные танцы (шиблеудж) и др.; кукольный театр – пальцевой и ниточный, театр теней. Муз. инструменты: смычковый шичепшин, щипковый апепшин, духовой камыл, или бжами, деревянная трещотка пхапшина. Со 2-й пол. 19 в. широко распространилась гармоника. Традиц. фольклор сохранился во многом благодаря странствующим музыкантам джегуако.