ОРО́МО
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРО́МО (устар. – галла), народ группы вост. кушитов, крупнейшая этнич. группа Эфиопии (25,5 млн. чел. – 2007, перепись; по оценке 2012 – 30–35 млн. чел.). Живут в осн. в регионе Оромия и окр. Аддис-Абеба в центре, на юге и западе страны. Делятся на группы: мача (9,3 млн. чел.), джимма (2,2 млн. чел.) и йеджу (85 тыс. чел.) – на западе региона Оромия; тулама (9,9 млн. чел.) – в районе г. Аддис-Абеба; уолло (270 тыс. чел.) – в зоне Оромия на востоке региона Амхара и районе Рая-Азэбо зоны Дэбубауи на востоке региона Тыграй; арси (2,5 млн. чел.) – в зоне Арси (Аруси) на севере региона Оромия; котту (4 млн. чел.) – в зоне Мысрак-Харарге (Вост. Харэр) на северо-востоке региона Оромия и в регионе Харари; борана (850 тыс. чел.) и гуджи (600 тыс. чел.) – на востоке и юге региона Оромия. 285,8 тыс. чел. борана (включая группы габра и сакуйе – 2009, перепись) живут также на севере Кении (север Вост. и Сев.-Вост. провинций) и западе Сомали, 100 тыс. мача – на востоке Судана. Говорят на языке оромо. В долине р. Тана, на юго-востоке Кении, живут близкие к О. смешавшиеся с банту орма (70 тыс. чел., яз. орма) и ваата (13 тыс. чел., язык ваата). Около половины О. – мусульмане-сунниты; около 30% принадлежат к Эфиопской церкви, до 20% – протестанты, есть приверженцы традиц. верований.
Предки О. – кочевники-скотоводы, переселились на совр. территорию из района Африканского Рога; массовая миграция происходила в 16 в., в т. ч. в процессе завоеваний Эфиопии под предводительством имама Ахмеда ибн Ибрахима аль-Гази. Племена образовали два союза – барайтума и боран. Управлялись советом (гада), избиравшимся представителями одного из высших возрастных классов (луба); существовали военный (абба дула) и религиозный (абба муда) лидеры. В 18–19 вв. у О. возникли мусульм. государства: Джимма, Уолло, Лиму, Гумма, Гомма, Гера, а также немусульманские ранние гос-ва Уоллега, Иллубабор и др. Знать О. нанималась на службу к эфиоп. правителям, временами играла заметную роль в эфиоп. армии (напр., военачальник Менелика II рас Гобэна Дачи), её представители становились правителями провинций и всей империи (напр., сын правителя Уолло и дочери Менелика II Лидж Иясу). В кон. 19 в. б. ч. государств О. были присоединены к Эфиопии. Подвергались ассимиляции амхара, юго-вост. группы – сомали. В 1970–1990-е гг. возникли политич. организации О., среди них – радикальный Фронт освобождения оромо и Демократич. организация народов оромо, входящая в правящую коалицию Революционно-демократич. фронт эфиоп. народов.
Традиц. культура типична для народов Сев.-Вост. Африки. На севере она близка к культуре амхара и тиграи, на западе – сидамо и омотских народов, на востоке и юго-востоке – сомали, в долине р. Тана – вост. банту. Осн. занятия – пашенное и ручное земледелие (в районе г. Харэр с применением искусств. орошения) и скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, ослы, лошади и др.), в т. ч. кочевое и полукочевое (гл. обр. на востоке и юге); ваата занимаются бродячей охотой и бортничеством (в т. ч. на продажу). Большое значение имела караванная торговля. В основе социальной организации – деление на патрилинейные роды (куомо), патрилиниджи (мана), сублиниджи (балбала) и большие семьи (варра). Сохраняются (гл. обр. у кочевников) деление на племена и касты, система возрастных классов (гада), институты родовых старейшин, наследств. вождей, религ. лидеров абба муда. Развит институт групповой (моггаса) и индивидуальной (гудифача) адопции. Кузенные браки запрещены; строго соблюдается табу на произнесение имён свойственников. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа. Сиблинги обозначаются общим термином. Сохраняются (особенно у борана) традиц. культы – культы духов, небесного бога Уака, божеств земли, мифы, историч. предания и др. Часть О. живут в городах, работают по найму; есть интеллигенция.