Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОРО́МО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 464

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. М. Кобищанов

ОРО́МО (ус­тар. – гал­ла), на­род груп­пы вост. ку­ши­тов, круп­ней­шая эт­нич. груп­па Эфио­пии (25,5 млн. чел. – 2007, пе­ре­пись; по оцен­ке 2012 – 30–35 млн. чел.). Жи­вут в осн. в ре­гио­не Оро­мия и окр. Ад­дис-Абе­ба в центре, на юге и за­па­де стра­ны. Де­лят­ся на груп­пы: ма­ча (9,3 млн. чел.), джим­ма (2,2 млн. чел.) и йед­жу (85 тыс. чел.) – на за­па­де ре­гио­на Оро­мия; ту­ла­ма (9,9 млн. чел.) – в рай­оне г. Ад­дис-Абе­ба; уол­ло (270 тыс. чел.) – в зо­не Оро­мия на вос­то­ке ре­гио­на Ам­ха­ра и рай­оне Рая-Азэ­бо зо­ны Дэ­бу­ба­уи на вос­то­ке ре­гио­на Ты­грай; ар­си (2,5 млн. чел.) – в зо­не Ар­си (Ару­си) на се­ве­ре ре­гио­на Оро­мия; кот­ту (4 млн. чел.) – в зо­не Мыс­рак-Ха­рар­ге (Вост. Ха­рэр) на се­ве­ро-вос­то­ке ре­гио­на Оро­мия и в регионе Харари; бо­ра­на (850 тыс. чел.) и гуд­жи (600 тыс. чел.) – на вос­то­ке и юге ре­гио­на Оро­мия. 285,8 тыс. чел. бо­ра­на (включая группы габра и са­куйе – 2009, перепись) жи­вут так­же на се­ве­ре Ке­нии (се­вер Вост. и Сев.-Вост. про­вин­ций) и западе Сомали, 100 тыс. мача – на вос­то­ке Су­да­на. Го­во­рят на язы­ке оро­мо. В до­ли­не р. Та­на, на юго-вос­то­ке Ке­нии, жи­вут близ­кие к О. сме­шав­шие­ся с бан­ту ор­ма (70 тыс. чел., яз. ор­ма) и ваа­та (13 тыс. чел., язык ва­ата). Око­ло по­ло­ви­ны О. – му­суль­ма­не-сун­ни­ты; око­ло 30% при­над­ле­жат к Эфи­оп­ской церк­ви, до 20% – про­тес­тан­ты, есть при­вер­жен­цы тра­диц. ве­ро­ва­ний.

Пред­ки О. – ко­чев­ни­ки-ско­то­во­ды, пе­ре­се­ли­лись на совр. тер­ри­то­рию из рай­она Аф­ри­кан­ско­го Ро­га; мас­со­вая ми­гра­ция про­ис­хо­ди­ла в 16 в., в т. ч. в про­цес­се за­вое­ва­ний Эфио­пии под пред­во­ди­тель­ст­вом има­ма Ах­ме­да ибн Иб­ра­хи­ма аль-Гази. Пле­ме­на об­ра­зо­ва­ли два сою­за – ба­рай­ту­ма и бо­ран. Управ­ля­лись со­ве­том (га­да), из­би­рав­шим­ся пред­ста­ви­те­ля­ми од­но­го из выс­ших воз­рас­тных клас­сов (лу­ба); су­ще­ст­во­ва­ли во­ен­ный (аб­ба ду­ла) и ре­ли­ги­оз­ный (аб­ба му­да) ли­де­ры. В 18–19 вв. у О. воз­ник­ли му­сульм. го­су­дар­ст­ва: Джим­ма, Уол­ло, Ли­му, Гум­ма, Гом­ма, Ге­ра, а так­же не­му­суль­ман­ские ран­ние гос-ва Уол­ле­га, Ил­лу­ба­бор и др. Знать О. на­ни­ма­лась на служ­бу к эфи­оп. пра­ви­те­лям, вре­ме­на­ми иг­ра­ла за­мет­ную роль в эфи­оп. ар­мии (напр., вое­на­чаль­ник Ме­не­ли­ка II рас Го­бэ­на Да­чи), её пред­ста­ви­те­ли ста­но­ви­лись пра­ви­те­ля­ми про­вин­ций и всей им­пе­рии (напр., сын пра­ви­те­ля Уол­ло и до­че­ри Ме­не­ли­ка II Лидж Иясу). В кон. 19 в. б. ч. го­су­дарств О. бы­ли при­сое­ди­не­ны к Эфио­пии. Под­вер­га­лись ас­си­ми­ля­ции ам­ха­ра, юго-вост. груп­пы – со­ма­ли. В 1970–1990-е гг. воз­ник­ли по­ли­тич. ор­га­ни­за­ции О., сре­ди них – ра­ди­каль­ный Фронт ос­во­бо­ж­де­ния оро­мо и Де­мо­кра­тич. ор­га­ни­за­ция на­ро­дов оро­мо, вхо­дя­щая в пра­вя­щую коа­ли­цию Ре­во­лю­ци­он­но-де­мо­кра­тич. фронт эфи­оп. на­ро­дов.

Женщины оромо. Город Харэр. Фото Charles Roffey

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Сев.-Вост. Аф­ри­ки. На се­ве­ре она близ­ка к куль­ту­ре ам­ха­ра и ти­граи, на за­па­де – си­да­мо и омот­ских на­ро­дов, на вос­то­ке и юго-вос­то­ке – со­ма­ли, в до­ли­не р. Та­на – вост. бан­ту. Осн. за­ня­тия – па­шен­ное и руч­ное зем­ле­де­лие (в рай­оне г. Ха­рэр с при­ме­не­ни­ем ис­кусств. оро­ше­ния) и ско­то­вод­ст­во (круп­ный и мел­кий ро­га­тый скот, ос­лы, ло­ша­ди и др.), в т. ч. ко­че­вое и по­лу­ко­че­вое (гл. обр. на вос­то­ке и юге); ваа­та за­ни­ма­ют­ся бро­дя­чей охо­той и борт­ни­че­ст­вом (в т. ч. на про­да­жу). Боль­шое зна­че­ние име­ла ка­ра­ван­ная тор­гов­ля. В ос­но­ве со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции – де­ле­ние на пат­ри­ли­ней­ные ро­ды (куо­мо), пат­ри­ли­нид­жи (ма­на), суб­ли­нид­жи (бал­ба­ла) и боль­шие се­мьи (вар­ра). Со­хра­ня­ют­ся (гл. обр. у ко­чев­ни­ков) де­ле­ние на пле­ме­на и кас­ты, сис­те­ма воз­рас­т­ных клас­сов (га­да), ин­сти­ту­ты ро­до­вых ста­рей­шин, на­следств. во­ж­дей, ре­лиг. ли­де­ров аб­ба му­да. Раз­вит ин­сти­тут груп­по­вой (мог­га­са) и ин­ди­ви­ду­аль­ной (гу­ди­фа­ча) адоп­ции. Ку­зен­ные бра­ки за­пре­ще­ны; стро­го со­блю­да­ет­ся та­бу на про­из­не­се­ние имён свой­ст­вен­ни­ков. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па. Сиб­лин­ги об­оз­на­ча­ют­ся об­щим тер­ми­ном. Со­хра­ня­ют­ся (осо­бен­но у бо­ра­на) тра­диц. куль­ты – куль­ты ду­хов, не­бес­но­го бо­га Уа­ка, бо­жеств зем­ли, ми­фы, ис­то­рич. пре­да­ния и др. Часть О. жи­вут в го­ро­дах, ра­бо­та­ют по най­му; есть ин­тел­ли­ген­ция.

Лит.: Huntingford GWB. The Galla of Ethio­pia. The Kingdoms of Kafa and Janjero. L., 1955; Bartels L. Oromo religion: myths and rites of the western Oromo of Ethiopia: an attempt to understand. B., 1983; Hassen M. The Oro­mo of Ethiopia: a history 1570–1860. Camb., 1990; Cotter G. Proverbs and sayings of the Oromo people of Ethiopia and Kenya with English translations. Lewingston, 1992; Ян­бо­ри­со­ва Р. В. К эт­но­со­ци­аль­ной ис­то­рии оро­мо: ди­на­ми­ка струк­тур управ­ле­ния в XVI– XIX вв. // Эт­носы и эт­ни­че­ские про­цес­сы. М., 1993; Being and becoming Oromo: histori­cal and anthropological Enquiries. Uppsala, 1996; Ге­ме­чу К. М. Тра­ди­ци­он­ная куль­ту­ра Оро­мо: ге­не­зис и эво­лю­ция. М., 2000.

Вернуться к началу