Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АМХА́РА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 644

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. М. Кобищанов; А. С. Алпатова (муз. культура)
В деревне амхара. Пахота на волах традиционным плугом-марэша.

АМХА́РА, ам­хар­цы (са­мо­на­зва­ние – ама­ра), эфио­се­мит­ский на­род в Эфио­пии. Чис­лен­ность 20 млн. чел. (2000, оцен­ка). Ок. 60 тыс. чел. жи­вут в Су­да­не, не­зна­чит. груп­пы – в Джи­бу­ти, Егип­те, Ита­лии, США и др. На­се­ля­ют в осн. центр., сев. и вост. об­лас­ти Эфи­оп­ско­го на­го­рья. Го­во­рят на ам­хар­ском язы­ке. Ве­рую­щие – хри­стиа­не-мо­но­фи­зи­ты, есть ка­то­ли­ки, про­тес­тан­ты и др., му­суль­ма­не-сун­ни­ты. Фор­ми­ро­ва­ние А. на­ча­лось в 13 – нач. 14 вв. в кня­же­ст­вах Ам­ха­ра-Сайнт и Шоа. Бы­ли при­ви­ле­ги­ро­ван­ным эт­но­сом Эфи­оп­ской им­пе­рии. Име­лись проф. кор­по­ра­ции кас­то­во­го ти­па (ре­мес­лен­ни­ки, пев­цы-ска­зи­те­ли, ду­хо­вен­ст­во и др.). Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Вост. Аф­ри­ки. Раз­ви­ты резь­ба по де­ре­ву (ха­рак­тер­ны узор­ные кре­сты), пле­те­ние, узор­ное тка­че­ст­во, вы­шив­ка и рос­пись тка­ни в тех­ни­ке ба­ти­ка, тис­не­ние по ко­же (ха­рак­тер­ны ко­жа­ные щи­ты с гео­мет­рич. ор­на­мен­том), сре­ди низ­ших каст – об­ра­бот­ка ме­тал­лов, юве­лир­ное де­ло, ке­ра­мич. про­из-во (при­ме­ня­ет­ся ло­ще­ние и за­дым­ле­ние по­верх­но­сти со­су­дов и т. п.); на про­да­жу – жи­во­пись по пер­га­мен­ту в тра­ди­ци­ях книж­ной ми­ниа­тю­ры. Ны­не А. со­став­ля­ют боль­шин­ст­во гор. на­се­ле­ния.

Пер­вые све­де­ния о муз. куль­ту­ре вос­хо­дят к 13 в. Ха­рак­тер­на за­кре­п­лён­ность ви­дов му­зы­ки за оп­ре­де­лён­ны­ми со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми. Со­хра­ни­лись кас­ты проф. му­зы­кан­тов: пев­цы-ска­зи­те­ли аз­ма­ри (по­ют в со­про­во­ж­де­нии собств. ак­ком­па­не­мен­та на смыч­ко­вом ин­ст­ру­мен­те ма­сен­ко); цер­ков­ные му­зы­кан­ты-хри­стиа­не даб­та­ра, счи­тав­шие сво­им по­кро­ви­те­лем св. Яре­да (зна­то­ки гим­нов дэг­гва и мас­те­ра ли­тур­гич. тан­ца ак­ква­к­вам; мно­гие из них прак­тико­ва­ли вра­че­ва­ние и счи­та­лись кол­ду­на­ми), гор. пев­цы ла­ли­бэ­ла (им­про­ви­зи­ро­ва­ли на ули­цах го­ро­дов, как пра­ви­ло, в об­мен на еду). До не­дав­не­го вре­ме­ни бы­ло рас­про­стра­не­но соль­ное му­зи­ци­ро­ва­ние ха­мар во вре­мя празд­ни­ков. В 20 в. рас­про­стра­ни­лись ду­эты, уча­ст­вую­щие в сва­деб­ных це­ре­мо­ни­ях и по­ми­наль­ных служ­бах (муж­чи­на рас­пе­ва­ет им­про­ви­зир. текст, а жен­щи­на по­вто­ря­ет реф­рен). По­пу­ляр­ны тан­цы эс­ке­ста. Сре­ди муз. ин­ст­ру­мен­тов: ли­ро­вид­ные – ди­та (юж. А.), бе­гэ­нна (сев. А.), кы­рар; пас­ту­шья бам­бу­ко­вая флей­та ва­шинт, тру­бы мэ­ла­кат, свет­ский цере­мо­ни­аль­ный рог хо­дуд­ва, мно­го­стволь­ная флей­та фан­та, ба­ра­бан ка­ба­ро, брон­зо­вый или се­реб­ря­ный систр цэ­на­цыль (со­про­во­ж­да­ют ли­тур­гич. пе­ние), би­ло да­вал (при­ме­ня­лось в церк­вах для при­зы­вов к мо­лит­вам), ли­тав­ры нэ­га­рит (на­ря­ду с др. ин­ст­ру­мен­та­ми ат­ри­бут при­двор­ной му­зы­ки).

Лит.: Hoben A. So­cial strati­fi­ca­tion in tra­di­tional Am­hara so­ci­ety // So­cial strati­fi­ca­tion in Af­rica. N. Y., 1970; idem. Land ten­ure among the Am­hara of Ephio­pia; the di­nam­ics of cog­natic de­scent. Chi., 1973; Shack W. A. The cen­tral Ethio­pi­ans: Am­hara, Ti­griña and re­la­ted peo­ples. L., 1974.

Вернуться к началу