МОНТАНЬЕ́-НАСКА́ПИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОНТАНЬЕ́-НАСКА́ПИ (самоназвание – инну), народ группы сев. (сев.-вост.) алгонкинов на северо-востоке Канады (2 общины в провинции Ньюфаундленд и Лабрадор и 10 в пров. Квебек). Численность 17,9 тыс. чел. (2006, перепись). Большинство говорит на яз. монтанье-наскапи (инну) подгруппы кри-монтанье центр. группы алгонкинских языков (родным называют 11 тыс. чел.); составляет лингвистич. континуум с яз. кри, подразделяется на наречия монтанье (инну-аймун) и наскапи (июв-имуун). Письменность на основе лат. графики; у зап. наскапи используется канадское слоговое письмо. Распространены также франц. и англ. языки. Верующие – католики.
Монтанье (франц. Montagnais – горцы) упоминаются с нач. 17 в.; наскапи (искажённое юж. группами инну назв. северных) европейцы называли удалённые от торговых постов группы инну. В 19 – нач. 20 вв. существовали группы: озера Сен-Жан (мачитевиау), шикутими, эскумэн (эсипу) и тадуссак – в бассейне оз. Сен-Жан и р. Сагеней на юге п-ова Лабрадор; бетсиамит (песамит), сент-маргерит, муази, минган, наташкуан, мускуаро, сент-огюстен (пакуашипи) – на сев. побережье зал. Св. Лаврентия; каниаписко, птисикапо, мишикамо – во внутр. районах п-ова Лабрадор; норт-вест ривер (шешачит) – в бассейне р. Наскопи; дейвис-инлет (мушуау), баррен-граунд, унгава – по побережью Атлантич. ок. и зал. Унгава на севере Лабрадора. Традиц. культура типична для индейцев Субарктики. Охотились в тайге группами из нескольких, обычно родственных, семей (на лося, оленя-карибу, дикобраза, бобра), летом спускались по рекам к побережью, где образовывали крупные объединения и занимались промыслом тюленя и мор. собирательством; некоторые группы устраивали летние стоянки на берегах крупных озёр (Сен-Жан, Каниаписко); на р. Св. Лаврентия осенью вели сезонный лов угря; в лесотундре занимались коллективной сезонной охотой во время миграций карибу. С появлением европейцев большое значение приобретает пушной промысел, с 18 в. у групп сев. побережья зал. Св. Лаврентия – охота на тюленя. Делали берестяные лодки, зимой передвигались на ступательных лыжах, груз перевозили на бесполозных санях (тобогган). Жилище переносное из шестов, крытых берестой, в лесотундре – шкурами карибу, конич., реже полусферич. формы (мишуап); на летних долговрем. стоянках ставили удлинённые постройки для нескольких семей (шапутуан). Одежда из шкур карибу, украшалась вышивкой из игл дикобраза, куртки расписывались красной охрой. Для групп сев. побережья зал. Св. Лаврентия характерен женский головной убор в виде колпака из сукна (рис.).
Родовые и племенные объединения отсутствовали. Большие и малые семьи объединялись в промысловые общины непостоянного состава. Системы терминов родства варьируют от более древнего варианта, сочетавшего бифуркативный тип в поколении родителей, бифуркативный тип в поколении эго и «дравидийский» принцип слияния категорий родства и свойства (у сев. М.-н., особенно у баррен-граунд М.-н.), до линейной системы в поколении родителей и генерац. системы в поколении эго (у юж. М.-н.). Сиблинги делятся по относит. возрасту и полу. Практиковались полигиния, авункулат. Были развиты промысловые культы (напр., ритуальный пир мокушан, у совр. М. связанный с промыслом карибу). Верили в духов маниту, великанов-людоедов (ачен), карликов, живущих в скалах (мемекуешуат) и др. Были распространены шаманские ритуалы (кушапачикан, «колышущаяся палатка»), обряды в «палатке потения» (матутишан). В мифологии выделяются циклы о культурных героях-трикстерах (Чакапеш, Меш, Каркажу).
Контакты с европейцами (баскские и бретонские китобои и рыболовы) установились с кон. 15 в. В 1603 в Тадусаке заключён договор между вождём М.-н. Анадабижу и С. де Шамплейном. М.-н. находились в союзе с французами против ирокезов (война с ирокезами продолжалась до заключения Великого монреальского мира 1701). С 1625 среди М.-н. действовали иезуитские миссионеры (примечательна деятельность П. Ле Жёна, оставившего этнографич. описания М.-н.). С 1850-х гг. общины М.-н. получают гос. территории (резервы). В 1976 создана политич. орг-ция «Совет Аттикамек-Монтанье». Большинство совр. М.-н. занято в сфере туризма, лесного хозяйства, транспорта, многие живут в городах; часть сохраняет охоту и трапперство. Сохраняются традиц. ремёсла. В Сет-Иле проводится муз. фестиваль Инну-Никаму – самый крупный фестиваль автохтонной музыки в Сев. Америке. Мировую известность получила рок группа М.-н. «Каштин» («Ураган»).
Д. В. Воробьёв; Г. В. Дзибель (терминология родства).