Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОНТАНЬЕ́-НАСКА́ПИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 58-59

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Индеанка монтанье. Фото 1930-х гг. Библиотека и архивы Канады (Оттава).

МОНТАНЬЕ́-НАСКА́ПИ (са­мо­на­зва­ние – ин­ну), на­род груп­пы сев. (сев.-вост.) ал­гон­ки­нов на се­ве­ро-вос­то­ке Ка­на­ды (2 об­щи­ны в про­вин­ции Нью­фа­унд­ленд и Лаб­ра­дор и 10 в пров. Кве­бек). Чис­лен­ность 17,9 тыс. чел. (2006, пе­ре­пись). Боль­шин­ст­во го­во­рит на яз. мон­та­нье-на­ска­пи (ин­ну) под­груп­пы кри-мон­та­нье центр. груп­пы ал­гон­кин­ских язы­ков (род­ным на­зы­ва­ют 11 тыс. чел.); со­став­ля­ет лин­гвис­тич. кон­ти­ну­ум с яз. кри, под­раз­де­ля­ет­ся на на­ре­чия мон­та­нье (ин­ну-ай­мун) и на­ска­пи (июв-иму­ун). Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки; у зап. на­ска­пи ис­поль­зу­ет­ся ка­над­ское сло­го­вое пись­мо. Рас­про­стра­не­ны так­же франц. и англ. язы­ки. Ве­рующие – католики.

Мон­та­нье (франц. Montagnais – гор­цы) упо­ми­на­ют­ся с нач. 17 в.; на­ска­пи (ис­ка­жён­ное юж. груп­па­ми ин­ну назв. се­вер­ных) ев­ро­пей­цы на­зы­ва­ли уда­лён­ные от тор­го­вых по­стов груп­пы ин­ну. В 19 – нач. 20 вв. су­ще­ст­во­ва­ли груп­пы: озе­ра Сен-Жан (ма­чи­те­виау), ши­ку­ти­ми, эс­ку­мэн (эси­пу) и та­дус­сак – в бас­сей­не оз. Сен-Жан и р. Са­ге­ней на юге п-ова Лаб­ра­дор; бет­сиа­мит (пе­са­мит), сент-мар­ге­рит, муа­зи, мин­ган, на­таш­ку­ан, мус­куа­ро, сент-огю­стен (па­куа­ши­пи) – на сев. по­бе­ре­жье зал. Св. Лав­рен­тия; ка­ни­а­пи­ско, пти­си­ка­по, ми­ши­ка­мо – во внутр. рай­онах п-ова Лаб­ра­дор; норт-вест ри­вер (ше­ша­чит) – в бас­сей­не р. На­ско­пи; дей­вис-ин­лет (му­шуау), бар­рен-гра­унд, ун­га­ва – по по­бе­ре­жью Ат­лан­тич. ок. и зал. Ун­га­ва на се­ве­ре Лаб­ра­до­ра. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Суб­арк­ти­ки. Охо­ти­лись в тай­ге груп­па­ми из не­сколь­ких, обыч­но род­ст­вен­ных, се­мей (на ло­ся, оле­ня-ка­ри­бу, ди­ко­бра­за, боб­ра), ле­том спус­ка­лись по ре­кам к по­бе­ре­жью, где об­ра­зо­вы­ва­ли круп­ные объ­е­ди­не­ния и за­ни­ма­лись про­мыс­лом тю­ле­ня и мор. со­би­ра­тель­ст­вом; не­ко­то­рые груп­пы уст­раи­ва­ли лет­ние сто­ян­ки на бе­ре­гах круп­ных озёр (Сен-Жан, Ка­ниа­пи­ско); на р. Св. Лав­рен­тия осе­нью ве­ли се­зон­ный лов уг­ря; в ле­со­тун­д­ре за­ни­ма­лись кол­лек­тив­ной се­зон­ной охо­той во вре­мя ми­гра­ций ка­ри­бу. С по­яв­ле­ни­ем ев­ро­пей­цев боль­шое зна­че­ние при­об­ре­та­ет пуш­ной про­мы­сел, с 18 в. у групп сев. по­бе­ре­жья зал. Св. Лав­рен­тия – охо­та на тю­ле­ня. Де­ла­ли бе­ре­стя­ные лод­ки, зи­мой пе­ре­дви­га­лись на сту­па­тель­ных лы­жах, груз пе­ре­во­зи­ли на бес­по­лоз­ных са­нях (то­бог­ган). Жи­ли­ще пе­ре­нос­ное из шес­тов, кры­тых бе­ре­стой, в ле­со­тун­д­ре – шку­ра­ми ка­ри­бу, ко­нич., ре­же по­лу­сфе­рич. фор­мы (ми­шу­ап); на лет­них дол­го­врем. сто­ян­ках ста­ви­ли уд­ли­нён­ные по­строй­ки для не­сколь­ких се­мей (ша­пу­ту­ан). Оде­ж­да из шкур ка­ри­бу, ук­ра­ша­лась вы­шив­кой из игл ди­ко­бра­за, курт­ки рас­пи­сы­ва­лись крас­ной ох­рой. Для групп сев. по­бе­режья зал. Св. Лав­рен­тия ха­рак­те­рен жен­ский го­лов­ной убор в ви­де кол­па­ка из сук­на (рис.).

Ро­до­вые и пле­мен­ные объе­ди­не­ния от­сут­ст­во­ва­ли. Боль­шие и ма­лые се­мьи объе­ди­ня­лись в про­мыс­ло­вые об­щи­ны не­по­сто­ян­но­го со­ста­ва. Си­сте­мы тер­ми­нов род­ст­ва ва­рьи­ру­ют от бо­лее древ­не­го ва­ри­ан­та, со­че­тав­ше­го би­фур­ка­тив­ный тип в по­ко­ле­нии ро­ди­те­лей, би­фур­ка­тив­ный тип в по­ко­ле­нии эго и «дра­ви­дий­ский» прин­цип слия­ния ка­те­го­рий род­ст­ва и свой­ст­ва (у сев. М.-н., осо­бен­но у бар­рен-гра­унд М.-н.), до ли­ней­ной си­сте­мы в по­ко­ле­нии ро­ди­те­лей и ге­не­рац. си­сте­мы в по­ко­ле­нии эго (у юж. М.-н.). Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту и по­лу. Практиковались по­ли­ги­ния, авун­ку­лат. Бы­ли раз­ви­ты про­мы­сло­вые куль­ты (напр., ри­ту­аль­ный пир мо­ку­шан, у совр. М. свя­зан­ный с про­мыс­лом ка­ри­бу). Ве­ри­ли в ду­хов ма­ни­ту, ве­ли­ка­нов-лю­до­едов (ачен), кар­ли­ков, жи­ву­щих в ска­лах (ме­ме­куе­шу­ат) и др. Были распространены ша­ман­ские ри­туа­лы (ку­ша­па­чи­кан, «ко­лы­шу­щая­ся па­лат­ка»), об­ря­ды в «па­лат­ке по­те­ния» (ма­ту­ти­шан). В ми­фо­ло­гии вы­де­ля­ют­ся цик­лы о куль­тур­ных ге­ро­ях-трик­сте­рах (Ча­ка­пеш, Меш, Кар­ка­жу).

Кон­так­ты с ев­ро­пей­ца­ми (ба­ск­ские и бре­тон­ские ки­то­бои и ры­бо­ло­вы) ус­та­но­ви­лись с кон. 15 в. В 1603 в Та­ду­са­ке за­клю­чён до­говор ме­ж­ду во­ж­дём М.-н. Ана­да­би­жу и С. де Шам­плей­ном. М.-н. на­хо­ди­лись в сою­зе с фран­цу­за­ми про­тив иро­ке­зов (вой­на с иро­ке­за­ми про­дол­жа­лась до за­клю­че­ния Ве­ли­ко­го мон­ре­аль­ско­го ми­ра 1701). С 1625 сре­ди М.-н. дей­ст­во­ва­ли ие­зу­ит­ские мис­сио­не­ры (при­ме­ча­тель­на дея­тель­ность П. Ле Жё­на, ос­та­вив­ше­го эт­но­гра­фич. опи­са­ния М.-н.). С 1850-х гг. об­щи­ны М.-н. по­лу­ча­ют гос. тер­ри­то­рии (ре­зер­вы). В 1976 соз­да­на по­ли­тич. орг-ция «Со­вет Ат­ти­ка­мек-Мон­та­нье». Боль­шин­ст­во совр. М.-н. за­ня­то в сфе­ре ту­риз­ма, лес­но­го хо­зяй­ст­ва, транс­пор­та, мно­гие жи­вут в го­ро­дах; часть со­хра­ня­ет охо­ту и трап­пер­ст­во. Со­хра­ня­ют­ся тра­диц. ре­мёс­ла. В Сет-Иле про­во­дит­ся муз. фес­ти­валь Ин­ну-Ни­ка­му – са­мый круп­ный фес­ти­валь ав­то­хтон­ной му­зы­ки в Сев. Аме­ри­ке. Ми­ро­вую из­вест­ность по­лу­чи­ла рок груп­па М.-н. «Каш­тин» («Ура­ган»).

 

Д. В. Во­робь­ёвГ. В. Дзи­бель (тер­ми­но­ло­гия род­ст­ва).

Лит.: Garigue P. The social organization of the Montagnais-Naskapi // Anthropologica. 1957. № 4; Speck F. G. Naskapi: the savage hunters of the Labrador peninsula. Norman, 1977; Ro­gers E. S., Leacock E. B. Montagnais – Naska­pi // Handbook of North American Indians: Su­barctic. Wash., 1981. Vol. 6; Во­робь­ев Д. В. Эт­ни­че­ские на­име­но­ва­ния ал­гон­ки­нов Лаб­ра­до­ра // Эт­но­гра­фи­че­ское обо­зре­ние. 2003. № 2; Savard R. La forêt vive: récits fon­da­teurs du peuple innu. Montréal; Québec, 2004; Henriksen G. Hunters in the barrens: the Naskapi on the edge of the white man’s world. N. Y., 2010.

Вернуться к началу