КУЧИ́Н
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУЧИ́Н (кутчин, самоназвания – гвичин, Gwich’in – люди земли; Dinjii Zhuu – смиренные люди; устар. – тукуд, туккут, такуд; лушё, франц. loucheux – косоглазые, франц. перевод назв. «К.» с языка чипевайан), народ группы атапасков на северо-востоке Аляски (США) и северо-западе Канады (север территории Юкон и северо-запад Северо-Западных территорий). Численность ок. 5 тыс. чел. (нач. 21 в., оценка Социального и культурного ин-та гвичин). Язык гвичин сев. ареала атабаскских языков, подразделяется на вост. и зап. диалекты; его сохраняют 540 чел. в США (2000, перепись) и 355 чел. в Канаде (2006, перепись). Совр. письменность на основе лат. графики – с 1960–70-х гг.; старшее поколение продолжает пользоваться алфавитом Мак-Доналда. Распространён также англ. яз. Верующие в осн. англикане, часть К. – католики.
В 19 – нач. 20 вв. к вост. К. относились группы: Арктик Ред-Ривер (гвичья), проживавшие в дельте р. Маккензи и на восток до р. Андерсон; К. р. Пил (тетлит); К. верховьев р. Поркьюпайн (тукуд и вымершие к кон. 19 в. накочо). К зап. К. принадлежали: К. р. Блэк-Ривер (драаджник) – по р. Блэк-Ривер и р. Салмон; К. Юкон-Флэта, или К. Форт-Юкона (гвичайа), – в долине р. Юкон к востоку от р. Шандалар; К. р. Шандалар (нецаии; жан-дю-ларж в ранних источниках); дихаи – к западу и северо-западу от р. Шандалар (по-видимому, ассимилированы эскимосами нунамиут к кон. 19 в.); К. Берч-Крик (деднуу) – горы к югу от верховьев р. Берч-Крик. Переходное положение между западными и восточными занимали К. Флат-Кроу (вунтут) – среднее течение р. Поркьюпайн. К 1860 от эпидемий и голода вымерло ок. 80% К.
Традиц. культура типична для индейцев Субарктики; отличаются от др. атапасков Аляски более подвижным образом жизни, имели черты, сближавшие их с атапасками Кордильер и бассейна Маккензи. Осн. занятие – охота. У К. р. Шандалар гл. значение имела сезонная охота на тундрового карибу – во время миграций стад при переправе через реки и охота загоном. В долине Юкона было развито рыболовство, в т. ч. промысел лосося. Были распространены ступательные лыжи атапаскского типа (удлинённой формы с заострённым концом сзади), тобогган, каркасные лодки из лосиной шкуры и бересты. Преобладало переносное коническое или куполообразное жилище из шкур карибу. Отличительные черты одежды – мыс на подоле рубахи (рис.), штаны, соединённые с обувью. Зимой жили группами из 3–4 семей, объединённых родством и свойством. В период хода лосося или миграций карибу составляли крупные объединения. Институт вождей более развит на западе. До прихода европейцев делились на матрилинейные роды и практиковали матрилокальные браки. К 1860–70-м гг. матрилинейные роды распались, матрилокальность сменилась патрилокальностью и билокальностью (у К. р. Шандалар временная матрилокальность сохранялась до 1960-х гг.). Система терминов родства бифуркативно-линейного типа в 1-м восходящем поколении и генерационного типа в поколении эго. Сиблинги делятся по относит. возрасту и по полу; у К. р. Пил младшие сиблинги отождествляются с племянниками и племянницами. Термины родства делятся на референтивные и вокативные. Распространены текнонимия и отношения подшучивания. У зап. К. был распространён обычай потлача; как и у тлинкитов, один род был ответственен за организацию потлача по случаю смерти члена другого рода. Среди зажиточных К. практиковалась полигиния, в т. ч. сороральная. Характерны мифы о трикстере Вороне Атаачоокаии, культурном герое и трикстере Васаагижике, представления о мифич. времени, когда люди и животные понимали язык друг друга, о родстве человека и карибу, о звёздных и лунных людях, о подводных жителях в виде волосатых червей, «лесных людях» (нана-их). Были распространены ритуал празднования первой охотничьей добычи мальчика, Пляска лунного затмения и Пляска Весны, публичные шаманские камлания. Шаманы использовали погремушки из копыт карибу и не имели бубнов. Их социальный статус был выше у зап. К. Муз. инструменты – барабаны, ивовые и костяные свистки.
К. позднее др. атапасков Аляски вступили в контакт с европейцами (1789, А. Маккензи) и были почти неизвестны населению Рус. Америки. В 1806 Сев.-Зап. пушная компания основала для торговли с ними Форт-Гуд-Хоп, Компания Гудзонова зал. возвела в 1840 Форт-Мак-Ферсон на р. Пил и в 1847 – Форт-Юкон. С 1860-х гг. появляются католические (в т. ч. француз Э. Петито, проживший среди вост. К. неск. лет в 1870-х гг. и оставивший описания культуры канад. атапасков) и протестантские (в т. ч. канадский англиканский проповедник Р. Мак-Доналд, разработавший для яз. гвичин первый алфавит на лат. основе) миссионеры. С 1905 по 1940 среди канадских К. действовали миссионерские англиканские и католич. школы, после образования Деп-та по делам Севера и нац. ресурсов Канады (1953) – гос. школы. Для К. характерна бóльшая по сравнению с др. сев. атапасками сохранность традиц. образа жизни. Дети обучаются родному языку и культуре, традиц. промыслам. После подписания в 1992 с правительством Канады Соглашения о территориальных притязаниях общины получили широкое самоуправление и территориальные права.