Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУЧИ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 482

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Воробьёв; Г. В. Дзибель (родственные структуры)
Кучины. Рис. сер. 19 в. Национальная библиотека Канады.

КУЧИ́Н (кут­чин, са­мо­на­зва­ния – гви­чин, Gwich’in – лю­ди зем­ли; Dinjii Zhuu – сми­рен­ные лю­ди; ус­тар. – ту­куд, тук­кут, та­куд; лу­шё, франц. loucheux – ко­со­гла­зые, франц. пе­ре­вод назв. «К.» с язы­ка чи­пе­вайан), на­род груп­пы ата­па­сков на се­ве­ро-вос­то­ке Аля­ски (США) и се­ве­ро-за­па­де Ка­на­ды (се­вер тер­ри­то­рии Юкон и се­ве­ро-за­пад Се­ве­ро-За­пад­ных тер­ри­то­рий). Чис­лен­ность ок. 5 тыс. чел. (нач. 21 в., оцен­ка Со­ци­аль­но­го и куль­тур­но­го ин-та гви­чин). Язык гви­чин сев. ареа­ла ата­ба­ск­ских язы­ков, под­раз­де­ля­ет­ся на вост. и зап. диа­лек­ты; его со­хра­ня­ют 540 чел. в США (2000, пе­ре­пись) и 355 чел. в Ка­на­де (2006, пе­ре­пись). Совр. пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки – с 1960–70-х гг.; стар­шее по­ко­ле­ние про­дол­жа­ет поль­зо­вать­ся ал­фа­ви­том Мак-До­нал­да. Рас­про­стра­нён так­же англ. яз. Ве­рую­щие в осн. анг­ли­ка­не, часть К. – ка­то­ли­ки.

В 19 – нач. 20 вв. к вост. К. от­но­си­лись груп­пы: Арк­тик Ред-Ри­вер (гви­чья), про­жи­вав­шие в дель­те р. Мак­кен­зи и на вос­ток до р. Ан­дер­сон; К. р. Пил (тет­лит); К. вер­ховь­ев р. Пор­кь­ю­пайн (ту­куд и вы­мер­шие к кон. 19 в. на­ко­чо). К зап. К. при­над­ле­жа­ли: К. р. Блэк-Ри­вер (дра­ад­жник) – по р. Блэк-Ри­вер и р. Сал­мон; К. Юкон-Флэ­та, или К. Форт-Юко­на (гви­чайа), – в до­ли­не р. Юкон к вос­то­ку от р. Шан­да­лар; К. р. Шан­да­лар (не­цаии; жан-дю-ларж в ран­них ис­точ­ни­ках); дихаи – к за­па­ду и се­ве­ро-за­па­ду от р. Шан­да­лар (по-ви­ди­мо­му, ас­си­ми­ли­ро­ва­ны эс­ки­мо­са­ми ну­на­ми­ут к кон. 19 в.); К. Берч-Крик (дед­нуу) – го­ры к югу от вер­ховь­ев р. Берч-Крик. Пе­ре­ход­ное по­ло­же­ние ме­ж­ду за­пад­ны­ми и вос­точ­ны­ми за­ни­ма­ли К. Флат-Кроу (вун­тут) – сред­нее те­че­ние р. Пор­кь­ю­пайн. К 1860 от эпи­де­мий и го­ло­да вы­мер­ло ок. 80% К.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Суб­арк­ти­ки; от­ли­ча­ют­ся от др. ата­па­сков Аля­ски бо­лее под­виж­ным об­ра­зом жиз­ни, име­ли чер­ты, сбли­жав­шие их с ата­па­ска­ми Кор­диль­ер и бас­сей­на Мак­кен­зи. Осн. за­ня­тие – охо­та. У К. р. Шан­да­лар гл. зна­че­ние име­ла се­зон­ная охо­та на тун­д­ро­во­го ка­ри­бу – во вре­мя ми­гра­ций стад при пе­ре­пра­ве че­рез ре­ки и охо­та за­го­ном. В до­ли­не Юко­на бы­ло раз­ви­то ры­бо­лов­ст­во, в т. ч. про­мы­сел ло­со­ся. Бы­ли рас­про­стра­не­ны сту­па­тель­ные лы­жи ата­па­ск­ско­го ти­па (уд­ли­нён­ной фор­мы с за­ост­рён­ным кон­цом сза­ди), то­бог­ган, кар­кас­ные лод­ки из ло­си­ной шку­ры и бе­ре­сты. Пре­об­ла­да­ло пе­ре­нос­ное ко­ни­че­ское или ку­по­ло­об­раз­ное жи­ли­ще из шкур ка­ри­бу. От­ли­чи­тель­ные чер­ты оде­ж­ды – мыс на по­до­ле ру­ба­хи (рис.), шта­ны, со­еди­нён­ные с обу­вью. Зи­мой жи­ли груп­па­ми из 3–4 се­мей, объ­е­ди­нён­ных род­ст­вом и свой­ст­вом. В пе­ри­од хо­да ло­со­ся или ми­гра­ций ка­ри­бу со­став­ля­ли круп­ные объ­е­ди­не­ния. Ин­сти­тут во­ж­дей бо­лее раз­вит на за­па­де. До при­хо­да ев­ро­пей­цев де­ли­лись на мат­ри­ли­ней­ные ро­ды и прак­ти­ко­ва­ли мат­ри­ло­каль­ные бра­ки. К 1860–70-м гг. мат­ри­ли­ней­ные ро­ды рас­па­лись, мат­ри­ло­каль­ность сме­ни­лась пат­ри­ло­каль­но­стью и би­ло­каль­но­стью (у К. р. Шан­да­лар вре­мен­ная мат­ри­ло­каль­ность со­хра­ня­лась до 1960-х гг.). Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па в 1-м во­схо­дя­щем по­ко­ле­нии и ге­не­ра­ци­он­но­го ти­па в по­ко­ле­нии эго. Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту и по по­лу; у К. р. Пил млад­шие сиб­лин­ги отож­де­ствля­ют­ся с пле­мян­ни­ка­ми и пле­мян­ни­ца­ми. Тер­ми­ны род­ст­ва де­лят­ся на ре­ферен­тив­ные и во­ка­тив­ные. Рас­про­ст­ра­не­ны тек­но­ни­мия и от­но­ше­ния под­шу­чи­ва­ния. У зап. К. был рас­про­стра­нён обы­чай по­тла­ча; как и у тли­нки­тов, один род был от­вет­ст­ве­нен за ор­га­ни­за­цию пот­ла­ча по слу­чаю смер­ти чле­на дру­го­го ро­да. Сре­ди за­жи­точ­ных К. прак­ти­ко­ва­лась по­ли­ги­ния, в т. ч. со­ро­раль­ная. Ха­рак­тер­ны ми­фы о трик­сте­ре Во­ро­не Атаа­чоо­ка­ии, куль­тур­ном ге­рое и трик­сте­ре Ва­саа­ги­жи­ке, пред­став­ле­ния о ми­фич. вре­ме­ни, ко­гда лю­ди и жи­вот­ные по­ни­ма­ли язык друг дру­га, о род­ст­ве че­ло­ве­ка и ка­ри­бу, о звёзд­ных и лун­ных лю­дях, о под­вод­ных жи­те­лях в ви­де во­ло­са­тых чер­вей, «лес­ных лю­дях» (на­на-их). Бы­ли рас­про­стра­не­ны ри­ту­ал празд­но­ва­ния пер­вой охот­ничь­ей до­бы­чи маль­чи­ка, Пля­ска лун­но­го за­тме­ния и Пля­ска Вес­ны, пуб­лич­ные ша­ман­ские кам­ла­ния. Ша­ма­ны ис­поль­зо­ва­ли по­гре­муш­ки из ко­пыт ка­ри­бу и не име­ли буб­нов. Их со­ци­аль­ный ста­тус был вы­ше у зап. К. Муз. ин­ст­ру­мен­ты – ба­ра­ба­ны, иво­вые и кос­тя­ные сви­ст­ки.

К. позд­нее др. ата­па­сков Аля­ски всту­пи­ли в кон­такт с ев­ро­пей­ца­ми (1789, А. Мак­кен­зи) и бы­ли поч­ти не­из­вест­ны на­се­ле­нию Рус. Аме­ри­ки. В 1806 Сев.-Зап. пуш­ная ком­па­ния ос­но­ва­ла для тор­гов­ли с ни­ми Форт-Гуд-Хоп, Ком­па­ния Гуд­зо­но­ва зал. воз­ве­ла в 1840 Форт-Мак-Фер­сон на р. Пил и в 1847 – Форт-Юкон. С 1860-х гг. по­яв­ля­ют­ся ка­то­личе­ские (в т. ч. фран­цуз Э. Пе­ти­то, про­жив­ший сре­ди вост. К. неск. лет в 1870-х гг. и ос­та­вив­ший опи­са­ния куль­ту­ры ка­над. ата­па­сков) и про­тес­тант­ские (в т. ч. ка­над­ский анг­ли­кан­ский про­по­вед­ник Р. Мак-До­налд, раз­ра­бо­тав­ший для яз. гви­чин пер­вый ал­фа­вит на лат. ос­но­ве) мис­сио­не­ры. С 1905 по 1940 сре­ди ка­над­ских К. дей­ст­во­ва­ли мис­сио­нер­ские анг­ли­кан­ские и ка­то­лич. шко­лы, по­сле об­ра­зо­ва­ния Деп-та по де­лам Се­ве­ра и нац. ре­сур­сов Ка­на­ды (1953) – гос. шко­лы. Для К. ха­рак­тер­на бóль­шая по срав­не­нию с др. сев. ата­па­ска­ми со­хран­ность тра­диц. об­раза жиз­ни. Де­ти обу­ча­ют­ся род­но­му язы­ку и куль­ту­ре, тра­диц. про­мыс­лам. По­сле под­пи­са­ния в 1992 с пра­ви­тель­ст­вом Ка­на­ды Со­гла­ше­ния о тер­ри­то­ри­аль­ных при­тя­за­ни­ях об­щи­ны по­лу­чи­ли ши­ро­кое са­мо­управ­ле­ние и тер­ри­то­ри­аль­ные пра­ва.

Лит.: Osgood C. Contribution to the Kutchin. New Haven, 1970; Slobodin R. Kutchin // Handbook of North American Indians. Wash., 1981. Vol. 6; Дзе­ни­ске­вич Г. И. Ата­па­ски Аля­ски. Очер­ки ма­те­ри­аль­ной и ду­хов­ной куль­ту­ры, ко­нец XVIII – на­ча­ло ХХ в. Л., 1987; Cam­pisi J. The Neets’aii Gwich’in in the twen­tieth century // Anthropology, history, and Ame­ri­can Indians. Wash., 2002.

Вернуться к началу