МИДЖИКЕ́НДА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИДЖИКЕ́НДА (на яз. суахили), до 1975 – (ва)ньика, (ва)ника (на яз. суахили – обитатели буша), группа народов банту на юго-востоке Кении (восток Прибрежной пров.). Живут на побережье, составляют значит. часть населения портовых городов Момбаса и Малинди. Делятся на сев., центр. и юж. М. К сев. М. относятся гирьяма (агирьяма; 765 тыс. чел.), чоньи (190 тыс. чел.), дживана (дзихана), каума, камбе и рибе (рихе); к центр. М. – дурума (380 тыс. чел.) и рабаи (110 тыс. чел.), объединяемые под назв. алупанга (валупангу); к юж. М. – диго (335 тыс. чел.); 20 тыс. близких к диго сегеджу живут на сев.-вост. побережье Танзании (область Танга) и в приграничных районах Кении. Ранее в ньика включались также живущие к западу от дурума таита (560 тыс. чел.) и живущие к северу от гирьяма покомо (100 тыс. чел.), а также группы шимба, лунго и мтаве. Общая численность 1,9 млн. чел. (2010, оценка). Говорят на языке миджикенда группы ньика-таита (Е 70/40) банту языков с наречиями гирьяма (диалекты – рабаи, камбе, рихе, цвака), дурума, цоньи, дзивана (дзихана), каума и диго (включая диалект сегеджу). Письменность на гирьяма, дурума и диго на основе лат. графики. Распространён также яз. суахили, в городах – англ. яз.; большинство сегеджу говорят также на яз. даисо (родств. яз. камба). В осн. мусульмане-сунниты (среди дурума – более 80%), около трети сохраняют традиц. верования, ок. 25% гирьяма и диго – христиане (католики и протестанты: пятидесятники, англикане, методисты).
Согласно этногонич. мифу, предки М. под натиском оромо пришли с севера из страны Шунгвайя (Сингвайя). В то же время у них существует представление о том, что М. не имеют общего происхождения, поскольку некоторые из них мигрировали с юга. Среди М. народы диго и алупанга считаются главными. Подвергаются культурному влиянию суахили и исламизации (особенно с сер. 20 в.). Часть М. считают себя исконными суахили, поскольку их предки были одним из компонентов этногенеза суахили. До сер. 19 в. каждый народ группировался около кайя – укреплённого святилища в священной роще на вершине холма (возможно, ранее это были поселения с мужским домом в центре); к кайя восходит назв. М. – от макайяченда, на яз. гирьяма – девять кайя (поселений/народов). Уничтожение кайя брит. колонизаторами привело в 1914 к восстанию против англ. миссионеров во главе с воительницей Мекантилили Ва Менза. В 2008 «Леса кайя Миджикенда» (11 сохранившихся кайя вдоль 200-километровой береговой линии Кении) включены в список Всемирного наследия.
Традиц. занятия – ручное подсечно-огневое земледелие (просо, сорго, маниок, кукуруза, бобовые, на экспорт – кешью, ананас, кокос). Разводят мелкий (гирьяма) и крупный (дурума) рогатый скот; развиты мор. рыболовство (диго, гирьяма), охота (дурума). Ремёсла – выплавка и ковка железа, гончарство, обработка дерева и камня. Традиц. поселения (мудзи) кучевой или линейной планировки. Жилище круглое или овальное на куполообразном каркасе, крытом травой. Традиц. одежда – юбка или передник и накидка из растит. волокон и шкур животных. Основу социальной организации составляли родовая организация (мбари), деревенские и большесемейные общины (мудзи) во главе со старшим мужчиной (мвенье). Счёт родства двойной унилинейный: матрилинейные роды (фуко, укуче) сочетаются с патрилинейными (мбари, укулуме), местами встречаются фратрии (мумото, мумвези) и подроды (муянго, ньюмба). У рабай патрилинейные институты выражены значительно сильнее, чем матрилинейные. У сев. М. роды одного народа считаются родственными родам другого. Существовала система мужских возрастных классов (рика), у сев. М. – линейного, у диго – циклического типа. Инициации сопровождались обрезанием. Представители старших рика составляли советы старейшин (с местопребыванием в кайя), выполнявшие потестарные и ритуальные функции (гл. обр. вызывание дождя). У рабаи женщины практиковали тайные ритуалы, связанные с культом предков. Практикуются разные формы одностороннего кросскузенного и ортокузенного брака (у дурума разрешён брак с классификационными дедами и бабками), полигиния, сорорат, левират, брачный выкуп. Система терминов родства бифуркативного типа в поколении родителей (у дурума термины для женских родственников перешли к бифуркативно-линейности) и генерационного в поколении говорящего и 1-м нисходящем. Сиблинги обозначаются одним термином (ндугу). Родственники делятся на тех, с которыми допустимо подшучивание (деды и внуки, бабки и внучки, родители и их маленькие дети), и тех, с которыми надо вести себя отстранённо и уважительно (дяди и племянники, тёти и племянницы, родители и их взрослые дети). Косвенное участие в доколониальной работорговле привело к появлению невольничества и долгового рабства, а также к специфич. форме эксплуатации типа клиентелы. Традиц. верования: культы предков и сил природы, демиурга Мулунгу, ведовство. Характерны дерев. намогильные антропоморфные столбы (виганго). Фольклор включает мифы, песни, сказки, этногонич. легенды.