КА́МБА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́МБА (самоназвание – akamba, ед. ч. mukamba), народ группы банту, третий по численности народ Кении. Живут в осн. на юге (преим. в историч. обл. Укамбани: округа Мачакос, Мвинги, Макуэни и Китуи на юге пров. Восточная). Численность 3,8 млн. чел. (2008, оценка). 87 тыс. чел. проживают также в Танзании, 6 тыс. чел. – в Уганде. Говорят на яз. камба (кикамба, кекамба) подгруппы Е.20 банту языков. Письменность на основе лат. графики. Распространены также англ. яз. и суахили. 86% христиане (англикане, католики и др.), остальные придерживаются традиц. культов, есть незначит. число мусульман-суннитов и бахаитов.
Переселились на совр. территорию вместе с др. банту в 15–16 вв. с юга из района Килиманджаро, по др. версии – с прибрежных территорий. Традиц. культура типична для бантуязычных народов Прибрежной подобласти Вост. Африки. Занимаются ирригац. земледелием, на склонах гор – террасным ручным и пашенным, некоторые группы – скотоводством, охотой с луком, пчеловодством. Участвовали в посреднической торговле между внутр. районами и суахилийским побережьем Индийского ок. Экономически контролировали территорию между оз. Виктория на западе, оз. Туркана на севере и океанским побережьем на юго-востоке. Некоторые скотоводч. группы с 18 в. переселялись на восток, в район совр. городов Мариакани, Кисауни, Кинанго. К. составляют значит. часть населения этих городов. Развиты резьба по дереву (скульптура; трёхногие табуреты и др.), кузнечество, гончарство, плетение. Характерен зооморфный орнамент на керамике и калебасах. Распространено отходничество, особенно в Найроби. Поселения разбросанные. Жилище шлемовидной формы, каркасное, из глины и травы. Домохозяйство включает неск. жилых и хозяйственных построек. Одежда – юбки, передники и накидки из шкур и луба, много украшений из бисера и металла. Распространена ритуальная татуировка тела. Женщины брили волосы и носили расшитые бисером налобные повязки. Традиц. пища – кислое молоко, иногда с кукурузной мукой, каша из кукурузы с бобовыми и др. Имеют 25 патрилинейных родов (мбай). Деревенские общины (утуй) управляются советом старейшин (атумиа), состоят из больших семей (мусьи). Система терминов родства демонстрирует редкий случай объединения сиблингов отца в одну категорию без различения пола. Сиблинги матери сочетают бифуркативность и генерац. скос типа «омаха». Распространены полигиния и брачный выкуп. Сохраняются система возрастных классов, мужские и женские инициации (в детстве и в период полового созревания), практикуется мужское и женское обрезание. Традиц. культы – верховного небесного творца Мулунга (Нгаи, Мватуанги, Аса), духов (аиму, кииму) и духов предков. Фольклор – пословицы, загадки, сказки (мальчикам рассказывают сказки мужчины, девочкам – женщины). Среди песен – пастушеские, свадебные, по поводу рождения ребёнка, сатирические. Основа ладовой системы – пентатоника. Пением сопровождаются танцы: килуми нгома (сопровождают обряды врачевания, вызывания дождя), мвилу (обряд обрезания), мбалья, нгута (развлекательные молодёжные).
Танцевальные общества (килуми) различались рисунком и цветами бисерных украшений.
Из среды К. вышли политич. лидеры, деятели церкви и представители интеллигенции. К. приняли активное участие в борьбе за независимость, присутствуют во властных структурах Республики Кения.