Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́МБА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 582

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Сиим

КА́МБА (са­мо­на­зва­ние – akamba, ед. ч. mu­kam­ba), на­род груп­пы бан­ту, тре­тий по чис­лен­но­сти на­род Ке­нии. Жи­вут в осн. на юге (пре­им. в ис­то­рич. обл. Укам­ба­ни: ок­ру­га Ма­ча­кос, Мвин­ги, Ма­куэ­ни и Ки­туи на юге пров. Вос­точ­ная). Чис­лен­ность 3,8 млн. чел. (2008, оцен­ка). 87 тыс. чел. про­жи­ва­ют так­же в Тан­за­нии, 6 тыс. чел. – в Уган­де. Го­во­рят на яз. кам­ба (ки­кам­ба, ке­кам­ба) под­груп­пы Е.20 бан­ту язы­ков. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Рас­про­стра­не­ны так­же англ. яз. и суа­хи­ли. 86% хри­стиа­не (англикане, католики и др.), ос­таль­ные при­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. куль­тов, есть незначит. число мусульман-сун­ни­тов и бахаитов.

Камба. Деревянный табурет.

Пе­ре­се­ли­лись на совр. тер­ри­то­рию вме­сте с др. бан­ту в 15–16 вв. с юга из райо­на Ки­ли­манд­жа­ро, по др. вер­сии – с при­бреж­ных тер­ри­то­рий. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для бан­туя­зыч­ных на­ро­дов При­бреж­ной по­доб­ла­сти Вост. Аф­ри­ки. За­ни­ма­ют­ся ир­ри­гац. зем­ле­де­ли­ем, на скло­нах гор – тер­рас­ным руч­ным и па­шен­ным, не­ко­то­рые груп­пы – ско­то­вод­ст­вом, охо­той с лу­ком, пче­ло­вод­ст­вом. Уча­ст­во­ва­ли в по­сред­ни­че­ской тор­гов­ле ме­ж­ду внутр. рай­она­ми и суа­хи­лий­ским по­бе­режь­ем Ин­дий­ско­го ок. Эко­но­ми­чес­ки конт­ро­ли­ро­ва­ли тер­ри­то­рию меж­ду оз. Вик­то­рия на за­па­де, оз. Тур­ка­на на се­ве­ре и оке­ан­ским по­бе­ре­жьем на юго-во­сто­ке. Не­ко­то­рые ско­то­водч. груп­пы с 18 в. пе­ре­се­ля­лись на вос­ток, в рай­он совр. го­ро­дов Ма­риа­ка­ни, Ки­сау­ни, Ки­нан­го. К. со­став­ля­ют зна­чит. часть на­се­ле­ния этих го­ро­дов. Раз­ви­ты резь­ба по де­ре­ву (скульп­ту­ра; трёх­но­гие та­бу­ре­ты и др.), куз­не­че­ст­во, гон­чар­ст­во, пле­те­ние. Ха­рак­те­рен зоо­морф­ный ор­на­мент на ке­ра­ми­ке и ка­ле­ба­сах. Рас­про­стра­не­но от­ход­ни­че­ст­во, осо­бен­но в Най­ро­би. По­се­ле­ния раз­бро­сан­ные. Жи­ли­ще шле­мо­вид­ной фор­мы, кар­кас­ное, из гли­ны и тра­вы. До­мо­хо­зяй­ст­во вклю­ча­ет неск. жи­лых и хо­зяй­ст­вен­ных по­стро­ек. Оде­ж­да – юб­ки, пе­ред­ни­ки и на­кид­ки из шкур и лу­ба, мно­го ук­ра­ше­ний из би­се­ра и ме­тал­ла. Рас­про­стра­не­на ри­ту­аль­ная та­туи­ров­ка те­ла. Жен­щи­ны бри­ли во­ло­сы и но­си­ли рас­ши­тые би­се­ром на­лоб­ные по­вяз­ки. Тра­диц. пи­ща – ки­слое мо­ло­ко, ино­гда с ку­ку­руз­ной му­кой, ка­ша из ку­ку­ру­зы с бо­бо­вы­ми и др. Име­ют 25 пат­ри­ли­ней­ных ро­дов (мбай). Де­ре­вен­ские об­щи­ны (утуй) уп­рав­ля­ют­ся со­ве­том ста­рей­шин (ату­миа), со­сто­ят из боль­ших се­мей (му­сьи). Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва де­мон­стри­ру­ет ред­кий слу­чай объ­еди­не­ния сиб­лин­гов от­ца в од­ну ка­те­го­рию без раз­ли­че­ния по­ла. Сиб­лин­ги ма­те­ри со­че­та­ют би­фур­ка­тив­ность и ге­не­рац. скос ти­па «ома­ха». Рас­про­стра­не­ны по­ли­ги­ния и брач­ный вы­куп. Со­хра­ня­ют­ся сис­те­ма воз­рас­тных клас­сов, мужские и женские ини­циа­ции (в дет­ст­ве и в пе­ри­од по­ло­во­го со­зре­ва­ния), прак­ти­ку­ет­ся муж­ское и жен­ское об­ре­за­ние. Тра­диц. куль­ты – вер­хов­но­го не­бес­но­го твор­ца Му­лун­га (Нгаи, Мва­ту­ан­ги, Аса), ду­хов (аи­му, кии­му) и ду­хов пред­ков. Фольк­лор – по­сло­ви­цы, за­гад­ки, сказ­ки (маль­чи­кам рас­ска­зы­ва­ют сказ­ки муж­чи­ны, де­воч­кам – жен­щи­ны). Сре­ди пе­сен – па­сту­шес­кие, сва­деб­ные, по по­во­ду рож­де­ния ре­бён­ка, са­ти­ри­чес­кие. Ос­но­ва ла­до­вой си­сте­мы – пен­та­то­ни­ка. Пе­ни­ем со­про­вож­да­ют­ся тан­цы: ки­лу­ми нго­ма (со­про­вож­да­ют об­ря­ды вра­че­ва­ния, вы­зы­ва­ния дож­дя), мви­лу (об­ряд об­ре­за­ния), мба­лья, нгу­та (раз­вле­ка­тель­ные мо­ло­дёж­ные).

Танцевальные общества (килуми) раз­личались рисунком и цветами бисерных украшений.

Из сре­ды К. вы­шли по­ли­тич. ли­де­ры, дея­те­ли церк­ви и пред­ста­ви­те­ли ин­тел­ли­ген­ции. К. при­ня­ли ак­тив­ное уча­стие в борь­бе за не­за­ви­си­мость, при­сут­ст­ву­ют во власт­ных струк­ту­рах Рес­пуб­ли­ки Ке­ния.

Лит.: Hobley C. W. A-Kamba and other East African tribes. Camb., 1910. L., 1971; Lind­blom G. The Akamba in British East Africa. Upp­sala, 1920. N. Y., 1969; Middleton J. The Kikuyu and Kamba of Kenya // Middleton J. The central tribes of the north-eastern Bantu; the Kikuyu... L., 1953; Mu­thiani J. Akamba from within: Egalitaria­nism in social relations. N. Y., 1973; Zeleza PT. Akamba. N. Y., 1995.

Вернуться к началу