Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕЗЕ́НЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 579

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. И. Дмитриева; К. В. Корзун (музыкальный фольклор)
Обетный крест. Город Мезень.

МЕЗЕ́НЦЫ, груп­па рус­ских по­мо­ров в бас­сей­не ниж­не­го и сред­не­го те­че­ния р. Ме­зень (Ме­зен­ский и Ле­шу­кон­ский рай­оны на се­ве­ро-вос­то­ке Ар­хан­гель­ской обл.). Бла­го­да­ря изо­ли­ро­ван­но­сти гео­гра­фич. по­ло­же­ния от­ли­ча­ют­ся со­хран­но­стью ар­ха­ич. куль­ту­ры. Су­ще­ст­ву­ют раз­ли­чия в ис­то­рии за­се­ле­ния и куль­ту­ре Ме­зен­ско­го (ниж­няя Ме­зень) и Ле­шу­кон­ско­го (сред­няя Ме­зень) рай­онов: ниж­няя Ме­зень бы­ла об­ла­стью рас­се­ле­ния древ­ней­ших вы­ход­цев с ниж­ней Дви­ны, её на­се­ле­ние в наи­боль­шей сте­пе­ни со­хра­ни­ло свя­зи с се­ве­ро-за­па­дом и чер­ты древ­не­нов­го­род­ской куль­ту­ры (ря­до­вая пла­ни­ров­ка по­се­ле­ния, эле­мен­ты ба­рок­ко и клас­си­циз­ма в резь­бе на­лич­ни­ков); у ле­шу­кон­цев, гра­ни­ча­щих с ко­ми-удор­ца­ми, боль­ше про­сле­жи­ва­ют­ся свя­зи с ни­зов­ски­ми зем­ля­ми и Верх­ним По­вол­жь­ем (ку­че­вая пла­ни­ров­ка по­се­ле­ния; из­ба из двух сру­бов, ка­ж­дый под низ­кой од­но­скат­ной кры­шей; вы­со­кое кры­тое крыль­цо; рос­пись на­лич­ни­ков цве­точ­ным ор­на­мен­том и фрон­то­нов – пар­ны­ми изо­бра­же­ния­ми львов, птиц и т. п.; по­ли­хро­мия в оде­ж­де и др.). Ряд сви­де­тельств ука­зы­ва­ет на уча­стие в фор­ми­ро­ва­нии М. угор­ских, вепс­ско-ка­рель­ских и, воз­мож­но, са­ам­ских ком­по­нен­тов. Сре­ди М. со­хра­ни­лось де­ле­ние ро­дов на «вы­со­кие», «ко­рен­ные» – по­том­ков пер­вых по­се­лен­цев в де­рев­не – и «низ­кие», «не­ко­рен­ные». Имен­но сре­ди «вы­со­ких» ро­дов ниж­ней Ме­зе­ни в наи­боль­шей сте­пе­ни со­хра­нялась (до сер. 20 в.) тра­ди­ция ге­ро­ич. эпо­са (бы­ли­ны); за­фик­си­ро­ван 41 сю­жет. За­го­во­ры бы­ли боль­ше рас­про­стра­не­ны и в бо­лее ар­ха­ич­ной фор­ме бы­то­ва­ли в Ле­шу­кон­ском р-не: ес­ли для за­го­во­ров Ме­зен­ско­го р-на ха­рак­тер­ны хри­сти­ан­ские об­ра­зы, то в ле­шу­кон­ских за­го­во­рах ча­ще упо­ми­на­ют­ся язы­че­ские мо­ти­вы (ха­рак­те­рен об­раз всад­ни­ка на бе­лом ко­не), что, воз­мож­но, объ­яс­ня­ет­ся свя­зя­ми с ко­ми; в за­го­во­рах из Ме­зен­ско­го р-на очи­сти­тель­ную роль иг­ра­ет во­да, в ле­шу­кон­ских – огонь. За­жи­ноч­но-до­жи­ноч­ные ри­туа­лы (см. За­жин­ки, До­жин­ки) ниж­ней Ме­зе­ни ха­рак­те­ри­зу­ет об­ряд «бо­ро­ды», имею­щий па­рал­ле­ли на се­ве­ро-за­па­де, у ле­шу­кон­цев – об­ряд пер­во­го сно­па (ело­ха), свя­зан­ный с бо­лее юж. об­лас­тя­ми, в ча­ст­но­сти с Верх­ним По­вол­жь­ем. Рас­про­стра­не­на тра­диция ус­та­нов­ки обет­ных (ча­ще в Ме­зен­ском р-не) и при­до­рож­ных (ча­ще в Ле­шу­кон­ском р-не) кре­стов. Для Ме­зен­ско­го р-на, как и для др. рай­онов нов­го­род­ской ко­ло­ни­за­ции, ха­рак­тер­но пе­ние свя­точ­ных мо­ло­дёж­ных пе­сен-«ви­но­гра­дий». Фольк­лор вклю­ча­ет так­же пес­ни: сва­деб­ные, хо­ро­вод­ные (по ти­пу хо­ро­вод­ной фи­гу­ры на­зы­ва­ют­ся утуш­ны­ми, за­сте­ноч­ны­ми, кри­ву­леч­ны­ми), пля­со­вые («час­тые») и др. Из не­мно­го­числ. ка­лен­дар­ных пе­сен со­хра­ни­лись в осн. «ви­но­гра­дья». Осо­бый ин­те­рес пред­став­ля­ют ли­ри­че­ские («про­го­лос­ные», «дол­гие») пес­ни (в т. ч. на ис­то­рич. сю­же­ты: о смер­ти Алек­сан­д­ра I, о Сте­па­не Ра­зи­не). Со­хра­ня­ет­ся сва­деб­ная и по­хо­рон­ная при­четь. Во вре­мя съез­жих празд­ни­ков, как пра­ви­ло, при­уро­чен­ных к ме­ст­ным пре­столь­ным празд­ни­кам, по­ют пес­ни и во­дят хо­ро­во­ды. Ме­зен­ские фольк­лор­ные кол­лек­ти­вы из сёл Ле­шу­кон­ское и Во­жго­ра, дер. Ким­жа и др. из­вест­ны за пре­де­ла­ми Ар­хан­гель­ской обл. Пес­ни из с. Ле­шу­кон­ское лег­ли в ос­но­ву ре­пер­туа­ра Се­вер­но­го рус­ско­го на­род­но­го хо­ра. Круп­ней­шие со­би­ра­те­ли муз. фольк­ло­ра – А. Д. Гри­горь­ев, Н. П. Кол­па­ко­ва.

Мезенские прялки из деревни Русома. Автор М. А. Осипова. Нач. 20 в. Рисунок Б. А. Макеева.

До кон. 20 в. со­хра­ня­лись тра­диц. гон­чар­ст­во (дер. Ти­мо­ще­лье Ме­зен­ско­го р-на), из­го­тов­ле­ние фи­гур­но­го свя­точ­но­го пе­че­нья-«ко­зуль» (с. Це­но­го­ра Ле­шу­кон­ско­го р-на), тка­ных поя­сов (с. Кель­чем­го­ра Ле­шу­кон­ско­го р-на). В бра­ном тка­че­ст­ве и вы­шив­ке гос­под­ству­ют гео­мет­рич. мо­ти­вы (гре­бен­ча­тый ромб, сва­сти­ка). В Ле­шу­кон­ском р-не из­вест­ны вы­шив­ка би­се­ром, тка­че­ст­во поя­сов на ни­ту и на до­щеч­ках. Для резь­бы по де­ре­ву в Ле­шу­кон­ском р-не ха­рак­тер­на «го­род­ко­вая» резь­ба с гео­мет­рич. мо­ти­ва­ми. Зна­ме­нит ар­ха­ич. стиль рос­пи­си по де­ре­ву (прял­ки, ко­ро­ба, сун­ду­ки). Гео­мет­рич. мо­ти­вы вос­хо­дят к трёх­гран­но-вы­ем­ча­той резь­бе по де­ре­ву. Ри­су­нок на­но­сят крас­ным су­ри­ком с чёр­ной об­вод­кой, за­тем по­кры­ва­ют оли­фой. Ме­зен­ские прял­ки кор­не­вые (сде­ла­ны из од­но­го кус­ка с дни­щем), ло­па­ска сре­за­на по ниж­ним уг­лам и увен­ча­на глав­ка­ми на тон­ких шей­ках. Ор­на­мент рас­по­ло­жен 3 яру­са­ми: в верх­нем по­ме­ща­лись изо­бра­же­ния птиц, в ниж­нем – фи­гу­ры бе­гу­щих ко­ней, оле­ней, ле­бе­дей, гео­мет­рич. ор­на­мент; на обо­рот­ной сто­ро­не изо­бра­жа­ют­ся сце­ны охо­ты, ко­раб­ли, всад­ни­ки и кон­ные уп­ряж­ки, де­ре­во с пти­цей на вер­ши­не, жан­ро­вые сцен­ки (да­ма с ка­ва­ле­ром и т. п.). Ме­зен­ская рос­пись рас­про­стра­не­на, по­ми­мо бас­сей­на Ме­зе­ни и Ваш­ки, на Пи­не­ге, Ку­лое и в ни­зовь­ях Сев. Дви­ны, на Иж­ме и Пе­чо­ре. Про­мы­сел ме­зен­ско­го рас­пис­но­го де­ре­ва раз­ви­ва­ет­ся с нач. 19 в. (са­мая ран­няя да­ти­ро­ван­ная прял­ка – 1815), с сер. 19 в. он со­сре­до­то­чи­ва­ет­ся в с. Па­ла­ще­лье Ле­шу­кон­ско­го р-на. Об­ра­зо­ва­лись цен­тры рос­пи­си, под­ра­жаю­щей ме­зен­ской: с. По­кшень­га на р. Пи­не­га, дер. Ке­ба на р. Ваш­ка, дер. Сель­цо на Дви­не и др. В 1960-х гг. ме­зен­ская рос­пись бы­ла воз­ро­ж­де­на по­том­ка­ми па­ла­щель­ских мас­те­ров Ф. М. Фе­до­то­вым в Па­ла­ще­лье и С. Ф. и И. С. Фать­я­но­вы­ми в с. Се­ли­ще.

Лит. и изд.: Пе­сен­ный фольк­лор Ме­зе­ни / Изд. под­гот. Н. П. Кол­па­ко­ва, Б. М. Доб­ро­воль­ский, В. В. Мит­ро­фа­но­ва, В. В. Кор­гу­за­лов. Л., 1967; Дмит­рие­ва С. И. Фольк­лор и на­род­ное ис­кус­ст­во рус­ских Ев­ро­пей­ско­го Се­ве­ра. М., 1988; Ар­хан­гель­ские бы­ли­ны и ис­то­ри­че­ские пес­ни, со­б­ран­ные А. Д. Гри­горь­е­вым в 1899–1901 гг. с на­пе­ва­ми, за­пи­сан­ны­ми по­сред­ст­вом фо­но­гра­фа / Под ред. А. А. Го­ре­ло­ва. СПб., 2003. Т. 3. Ч. 4; Бы­ли­ны. Свод рус­ско­го фольк­ло­ра. СПб., 2003–2006. Т. 3–5: Бы­ли­ны Ме­зе­ни.

Вернуться к началу