МЕЗЕ́НЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕЗЕ́НЦЫ, группа русских поморов в бассейне нижнего и среднего течения р. Мезень (Мезенский и Лешуконский районы на северо-востоке Архангельской обл.). Благодаря изолированности географич. положения отличаются сохранностью архаич. культуры. Существуют различия в истории заселения и культуре Мезенского (нижняя Мезень) и Лешуконского (средняя Мезень) районов: нижняя Мезень была областью расселения древнейших выходцев с нижней Двины, её население в наибольшей степени сохранило связи с северо-западом и черты древненовгородской культуры (рядовая планировка поселения, элементы барокко и классицизма в резьбе наличников); у лешуконцев, граничащих с коми-удорцами, больше прослеживаются связи с низовскими землями и Верхним Поволжьем (кучевая планировка поселения; изба из двух срубов, каждый под низкой односкатной крышей; высокое крытое крыльцо; роспись наличников цветочным орнаментом и фронтонов – парными изображениями львов, птиц и т. п.; полихромия в одежде и др.). Ряд свидетельств указывает на участие в формировании М. угорских, вепсско-карельских и, возможно, саамских компонентов. Среди М. сохранилось деление родов на «высокие», «коренные» – потомков первых поселенцев в деревне – и «низкие», «некоренные». Именно среди «высоких» родов нижней Мезени в наибольшей степени сохранялась (до сер. 20 в.) традиция героич. эпоса (былины); зафиксирован 41 сюжет. Заговоры были больше распространены и в более архаичной форме бытовали в Лешуконском р-не: если для заговоров Мезенского р-на характерны христианские образы, то в лешуконских заговорах чаще упоминаются языческие мотивы (характерен образ всадника на белом коне), что, возможно, объясняется связями с коми; в заговорах из Мезенского р-на очистительную роль играет вода, в лешуконских – огонь. Зажиночно-дожиночные ритуалы (см. Зажинки, Дожинки) нижней Мезени характеризует обряд «бороды», имеющий параллели на северо-западе, у лешуконцев – обряд первого снопа (елоха), связанный с более юж. областями, в частности с Верхним Поволжьем. Распространена традиция установки обетных (чаще в Мезенском р-не) и придорожных (чаще в Лешуконском р-не) крестов. Для Мезенского р-на, как и для др. районов новгородской колонизации, характерно пение святочных молодёжных песен-«виноградий». Фольклор включает также песни: свадебные, хороводные (по типу хороводной фигуры называются утушными, застеночными, кривулечными), плясовые («частые») и др. Из немногочисл. календарных песен сохранились в осн. «виноградья». Особый интерес представляют лирические («проголосные», «долгие») песни (в т. ч. на историч. сюжеты: о смерти Александра I, о Степане Разине). Сохраняется свадебная и похоронная причеть. Во время съезжих праздников, как правило, приуроченных к местным престольным праздникам, поют песни и водят хороводы. Мезенские фольклорные коллективы из сёл Лешуконское и Вожгора, дер. Кимжа и др. известны за пределами Архангельской обл. Песни из с. Лешуконское легли в основу репертуара Северного русского народного хора. Крупнейшие собиратели муз. фольклора – А. Д. Григорьев, Н. П. Колпакова.
До кон. 20 в. сохранялись традиц. гончарство (дер. Тимощелье Мезенского р-на), изготовление фигурного святочного печенья-«козуль» (с. Ценогора Лешуконского р-на), тканых поясов (с. Кельчемгора Лешуконского р-на). В браном ткачестве и вышивке господствуют геометрич. мотивы (гребенчатый ромб, свастика). В Лешуконском р-не известны вышивка бисером, ткачество поясов на ниту и на дощечках. Для резьбы по дереву в Лешуконском р-не характерна «городковая» резьба с геометрич. мотивами. Знаменит архаич. стиль росписи по дереву (прялки, короба, сундуки). Геометрич. мотивы восходят к трёхгранно-выемчатой резьбе по дереву. Рисунок наносят красным суриком с чёрной обводкой, затем покрывают олифой. Мезенские прялки корневые (сделаны из одного куска с днищем), лопаска срезана по нижним углам и увенчана главками на тонких шейках. Орнамент расположен 3 ярусами: в верхнем помещались изображения птиц, в нижнем – фигуры бегущих коней, оленей, лебедей, геометрич. орнамент; на оборотной стороне изображаются сцены охоты, корабли, всадники и конные упряжки, дерево с птицей на вершине, жанровые сценки (дама с кавалером и т. п.). Мезенская роспись распространена, помимо бассейна Мезени и Вашки, на Пинеге, Кулое и в низовьях Сев. Двины, на Ижме и Печоре. Промысел мезенского расписного дерева развивается с нач. 19 в. (самая ранняя датированная прялка – 1815), с сер. 19 в. он сосредоточивается в с. Палащелье Лешуконского р-на. Образовались центры росписи, подражающей мезенской: с. Покшеньга на р. Пинега, дер. Кеба на р. Вашка, дер. Сельцо на Двине и др. В 1960-х гг. мезенская роспись была возрождена потомками палащельских мастеров Ф. М. Федотовым в Палащелье и С. Ф. и И. С. Фатьяновыми в с. Селище.