ЛО́БИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛО́БИ (самоназвание; букв. – дети леса) [ловилиси (термин, введённый Дж. Гуди, в котором ло- указывает на матрилинейность), «истинные лоби» (в отличие от бирифор, дагара, дьян и др., которые в лит-ре тоже часто именуются «лоби»), лобер, мива], народ группы гур в Зап. Африке. Живут на юго-западе Буркина-Фасо (ок. 500 тыс. чел. в районе г. Гава в Юго-Зап. обл. – 2009, оценка), на северо-востоке Кот-д’Ивуара (ок. 400 тыс. чел. на севере обл. Занзан) и на северо-западе Ганы (7 тыс. чел.). Говорят на яз. лоби (лобири) группы лоби-дьян юж. подветви центр. ветви гур языков; распространены также яз. дьюла и франц. яз. Придерживаются в осн. традиц. верований, часть – христиане (католики и протестанты: пятидесятники, евангелисты, баптисты), есть мусульмане-сунниты.
Происходят из сев. районов совр. Ганы. Примерно с 1770 мигрировали на территорию Буркина-Фасо, в 20 в. – в Кот-д’Ивуар. Подверглись сильному влиянию дьюла. В 19 в. испытывали давление со стороны раннеполитич. образований Гуирико и Кенедугу. В Гане Л. были подчинены и почти полностью ассимилированы вала. В 1897 земли Л. присоединены к Французской Западной Африке, Л. оказывали вооруж. сопротивление до 1903.
Традиц. культура типична для народов Суданской подобласти Зап. Африки. Осн. занятия – ручное подсечно-огневое земледелие (в низинах на поливных участках – ямс, фасоль, сладкий батат; на сухих возвышенных полях – просо, сорго, кукуруза, суходольный рис), охота (в т. ч. с использованием отравленных стрел), рыболовство и собирательство. Разводят мелкий и крупный рогатый скот. Распространено отходничество на плантации какао. Ремёсла – литьё из металла (украшения и фигурки животных, близкие к иск-ву ашанти), гончарное, ткацкое, плетение и обработка кожи. Резьба по дереву близка по стилю к иск-ву догон: культовые фигурки из дерева (батеба) часто имеют примитивные столбообразные формы; изготовляют также трёхногие скамейки и подголовники, связанные с обрядами Дьоро. Поселения разбросанные, жилище – круглое с конич. крышей или четырёхугольное с плоской (ранее вход был с кровли). Усадьба (сукала) обнесена глинобитной стеной. Женщины носят лабретки. Основу традиц. социальной организации составляют большесемейные и деревенские общины. Вождества и единая политич. организация отсутствуют. Общество Л. обладает двойной филиацией. Имеются 4 тьяр – матрилинейных рода (Соме, Да, Хьенбе и Камбире), подразделяющиеся на матрилиниджи (каар). Пары родов объединяются в половины отношениями подшучивания и взаимными похоронными обязательствами. Существует иерархич. деление на «свободных» (вейя, ед. ч. – воо) и «потомков пленников» (деа, ед. ч. – дее). Имеются также патрилинейные роды (куон), обладающие земельными правами и ритуальными функциями во время инициации в женский тайный союз Дьоро (у вост. Л. – Багре). Практикуются левират и полигиния, брачное поселение вирилокальное. Система терминов родства бифуркативного типа с генерац. скосом «кроу». Сиблинги обозначаются одним термином с ситуативным добавлением показателей пола и генеалогич. связи по отцу или по матери. Традиц. верования – культы предков, духов природы (тила), реки Чёрная Вольта, божества плодородия и творца Тонгба (Тагба), колдовство, вера в сверхъестественные силы (келе); существуют прорицатели (тильдар). Большим влиянием пользуются жрицы духов земли и плодородия – руководительницы женского тайного союза, проводящие каждые 7 лет церемонию Дьоро. Осн. жанры фольклора – мифы, сказки, песни и поговорки.