ЛИ́ВЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИ́ВЫ (самоназвание– līvli, до нач. 20 в. – ra̅ndalist; латыш. lībieši, др.-рус. либь), народ в Латвии. Численность 177 чел. (2000, перепись). Говорят по-латышски (неск. чел. сохраняют ливский язык). Верующие – лютеране. Выделялись группы восточных, или видземских, Л. (группы на правобережье Даугавы, в бассейне р. Гауя, областях Метсеполе, частично в Идумее; дольше других – до 2-й пол. 19 в. – сохранялась группа Л. в бассейне р. Салаца) и западных, или курземских, Л. – на севере Курземского п-ова (до 2-й пол. 20 в.).
Предки Л. – древнейшее прибалтийско-финское население сев. Курземе и Видземе, граничившее с балтами. Для древнеливской культуры характерны могильники с каменными оградками (1-я пол. 1-го тыс. н. э.). Во 2-й пол. 10 в. Л. появляются в низовьях Даугавы, во 2-й пол. 11 в. – в низовьях Гауи. В низовьях Даугавы они контактировали со сканд. переселенцами из Курземе (Гробиня, Злекас). Т. о., культура Л. включила в себя сканд. и балтские элементы. Закрепившись в низовьях Даугавы, Л. получили контроль над проходившим там ответвлением пути «из варяг в греки». Важнейшим центром протогородского типа становится городище Даугмале, население которого принимало активное участие в междунар. торговле. В дальнейшем важное значение приобрела торговля и на сев.-вост. направлении, связывавшем Рижский зал. по р. Гауя с Псковом и Новгородом.
В мужском и женском металлич. уборах древних Л. прослеживаются сканд. традиции. Для женского костюма характерны: сканд. и местные варианты овальных (черепаховидных) фибул, близкие к т. н. карельским фибулам (позднее исчезают у курземских Л., их сменяют булавки сааремских и земгальских типов); трапециевидные ажурные цепедержатели, круглые металлич. с пунсонным орнаментом и янтарные подвески, монеты, амулеты (зооморфные, ложечки, ключики, клыки медведя), полые браслеты с ромбич. тиснёным орнаментом; для мужского – подковообразные фибулы, поясные пряжки с плетёным орнаментом зап.-финского облика. В мужских погребениях находят также предметы вооружения – мечи, равносторонние и вислообушные топоры, наконечники копий и дротиков. С 10 в. появились за́мковые округа с центрами в укреплённых городищах. Со 2-й пол. 11 в. Л. платили дань полоцким князьям. В низовьях Даугавы основывались фактории рус. и зап.-европ. купцов. С рубежа 12–13 вв. у Л. складывалось крупное землевладение. Происходило объединение замковых округов в две более крупные адм. единицы – области, затем развернулась борьба между правителями этих двух областей за господство над всеми Л. к северу от Даугавы. К кон. 12 в. Л. насчитывалось от 15 до 38 тыс. человек.
В 1180-х гг. в районе расселения Л. появились католич. миссионеры и крестоносцы. К 1206–12 относится первоначальная запись (на нем. яз.) права Л. (см. в ст. Ливонские правды). Видземские Л. были полностью покорены к кон. 1210-х гг. По этнониму весь завоёванный крестоносцами регион в границах совр. Латвии и Эстонии стали называть Ливонией. В Сев. Курземе перед угрозой завоевания в нач. 13 в. ускорился процесс создания раннегосударственных образований на двуэтничной (ливско-куршской) основе. Завоевание курземских Л. завершилось в нач. 1230-х гг. К кон. 13 в. почти все Л. превратились в феодально-зависимое население во владениях нем. ленников Ливонского ордена и архиеп. Рижского. Исключение составили немногие потомки ливских нобилей – часть мелких служилых землевладельцев ливонских ландесгерров, которые сохранялись до ликвидации ливонских феодально-духовных государств в 1559–1566.
По Альтмаркскому перемирию 1629 территория видземских Л. вошла в состав швед. Лифляндии, курземских – Речи Посполитой (Пилтенский округ и Курляндское герцогство). В течение 1-й пол. 17 в. они оказались на положении крепостных крестьян (в Лифляндии закреплено «Полицейскими правилами» 1668, которые применялись также и помещиками в Курляндии). В 18 в. земли Л. вошли в состав Рос. империи: видземских – в 1710 в ходе Северной войны 1700–21, курземских – в 1795 по 3-му разделу Речи Посполитой.
Науч. интерес к Л. и их культуре начал проявляться со 2-й пол. 18 в. (А. В. Хупель и др.). К сер. – кон. 19 в. относится период возрождения Л., связанный с именами Я. Принциса (1796–1868) и его сына – Я. Принциса-младшего (1821–1904). Они начали собирать произведения ливского фольклора, открыли школу. Начала формироваться ливская интеллигенция.
В 1920–30-е гг. в Латвийской республике записывались произведения ливского фольклора, изучался ливский яз. Наряду с этим шло активное размывание традиц. культуры Л.
Видземские Л. занимались в осн. земледелием, курземские – рыболовством, лесными промыслами, морской региональной торговлей. Во время 1-й мировой войны ливский рыболовецкий флот был полностью уничтожен. Традиц. поселение прибрежных ливов – посёлки, состоявшие из больших домов (e̅rbik̦is), в которых жили по неск. семей. Характерные детали женского костюма – наплечное покрывало (кыртан), чепец с продольной теменно-затылочной и 2 боковыми частями, свадебный венок с украшением из бусин на длинных проволочках и др.; ранее других стали носить покупные фабричные шали. Для мужского костюма характерна короткая приталенная куртка.
В Латвийской Республике Л. были признаны как коренной народ (закон от 19.3.1991). Комплексное изучение Л. ведётся в АН Латвии, проводится работа по исследовательской программе «Ливы Латвии» (принята Кабинетом министров Латвии в 1999, окончательно утверждена в 2008). С 1992 на латыш. яз. издаётся газ. «Līvli». С 1994 в Риге работает Центр ливской культуры, выходит информац. бюллетень «Ыва» («Õva̅» – «Поток»). Л. имеют нац. гимн на ту же музыку, что и гимны Эстонии и Финляндии (комп. Ф. Пациус). В 1991–2003 на севере Курземского п-ова (между Колкой и Гипкой) существовала особо охраняемая территория «Ливский берег» (Līvõd Ra̅nda). В Стайцеле (Видземе) открыт музей, посвящённый местным Л. В с. Мазирбе (Курземе) устраивается ежегодный праздник ливов.