Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛУ́РЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 154-155

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. И. Жигалина

ЛУ́РЫ (лор), на­род в Юго-Зап. Ира­не. Жи­вут гл. обр. в го­рах За­грос [ис­то­рич. об­ласть Лу­ре­стан (Лу­ри­стан)]. Де­лят­ся на сев. Л. (1,6 млн. чел. – 2009, оцен­ка; т. н. Ма­лый Лу­ре­стан – ос­та­ны Лу­ре­стан, Илам, юг Ха­ма­да­на и Центр. ос­та­на, се­вер Ху­зе­ста­на; 80 тыс. чел. на вос­то­ке Ира­ка) и юж. Л. (кух­ги­луйе и ма­ма­са­ни; 880 тыс. чел.; т. н. Боль­шой Лу­ре­стан – ос­та­ны Кох­ги­луйе и Бой­е­рах­мед, вос­ток Ху­зе­ста­на и се­ве­ро-за­пад Фар­са), раз­де­лён­ных тер­ри­то­ри­ей бах­тиа­ров. Ма­лый Лу­ре­стан де­лит­ся на Поште-Кух (За­го­рье) и Пиш-Кух (Пред­го­рье). Лу­ры По­ште-Ку­ха (фей­ли) про­жи­ва­ют в до­ли­не р. Кер­хе, ле­том ко­чу­ют в го­рах к за­па­ду от неё (остан Илам); за­ни­ма­ли изо­ли­ров. по­ло­же­ние. Лу­ры Пиш-Ку­ха рас­се­ле­ны ме­ж­ду ре­ка­ми Кер­хе, Абе-Диз и Ка­ра­су. В нач. 20 в. де­ли­лись на пле­мен­ные объ­е­ди­не­ния: ар­баа – в рай­оне Элеш­те­ра, Ха­ве и Ка­ка­ре­за; диль­фан – на се­ве­ро-за­па­де Лу­ре­ста­на ме­ж­ду Кер­ман­ша­хом, Хер­си­ном и Элеш­те­ром; тар­хан – по ре­кам Сей­мер­ре и Кеш­ган­руд; са­ге­венд – ме­ж­ду Хор­ре­м­аба­дом и Кир-Аба­дом; ди­ра­к­венд – в го­рах Хеш­тад-Пех­лу к се­ве­ру от Диз­фу­ля; бай­ран­венд (рас­па­да­ют­ся на вет­ви яр-ах­мед и малья­сад) – к се­ве­ру от Хор­ре­ма­ба­да. Кух­ге­луйе жи­вут к се­ве­ро-за­па­ду от Ши­ра­за, де­лят­ся на вет­ви агад­жа­ри (вклю­ча­ет зна­чит. чис­ло тюрк. эле­мен­тов), ба­ви и джа­ки (де­лят­ся на вет­ви чор-бо­ни­че и ли­ра­ви). Ма­ма­са­ни де­лят­ся на вет­ви ба­кеш, джа­ви­ди, дош­мен-зия­ри и рос­там. Важ­ней­шие го­ро­да Лу­ре­ста­на – Хор­рем­шехр и Бо­руд­жерд; зна­чит. ко­ли­че­ст­во Л. про­жи­ва­ет так­же в г. Ясуд­же.

Го­во­рят на диа­лек­тах лур­ско-бах­ти­яр­ско­го яз. юго-зап. груп­пы иран­ских язы­ков. Л. – му­суль­ма­не-шии­ты, име­ют­ся при­вер­жен­цы сек­ты али-ила­хи, ма­ни­хей­ст­ва и мит­ра­из­ма.

Древ­ней­шие пред­ки Л. – эла­ми­ты (см. в ст. Элам), ку­тии, лу­лу­беи, кас­си­ты, ас­си­ми­ли­ро­ван­ные ира­ноя­зыч­ны­ми на­ро­да­ми: со 2-го тыс. до н. э. – ми­дий­ца­ми (см. в ст. Ми­дия), в 1-м тыс. до н. э. – древ­ни­ми пер­са­ми. Позд­нее в со­став Л. во­шли араб. и тюрк. эле­мен­ты. В ср. ве­ка в Лу­ре­ста­не пра­ви­ли ме­ст­ные лур­ские и курд­ские ата­бе­ки (Хор­ши­ди, Ха­сан­вай­хи­ды, Ха­за­рас­пи­ды и др.). Наи­бо­лее не­за­ви­си­мым бы­ло по­ло­же­ние пра­ви­те­ля (ва­ли) Л. По­ште-Ку­ха. Л. сла­ви­лись как на­езд­ни­ки и вои­ны. В 18 в. при На­дир-ша­хе часть Л. бы­ла на­силь­ст­вен­но пе­ре­се­ле­на в Хо­ра­сан. По­сле его смер­ти гла­ва лур­ско­го пле­ме­ни зен­дов М. Ке­рим-хан Зенд не­дол­гое вре­мя пра­вил Ира­ном. В нач. 20 в. Л. По­ште-Ку­ха за­ни­ма­ли про­анг­лий­ские по­зи­ции. В 1906–1913 на них опи­рал­ся гу­бер­на­тор Лу­ре­ста­на Са­лар-эд-До­уле, на­ме­ре­вав­ший­ся соз­дать на за­па­де Пер­сии не­за­ви­си­мое го­су­дар­ст­во и про­воз­гла­сив­ший не­за­ви­си­мость По­ште-Ку­ха. В 1915 ва­ли По­ште-Ку­ха под­дер­жи­вал гер­ма­но-тур. коа­ли­цию. В 1918 Лу­ре­стан ок­ку­пи­ро­ван анг­ли­ча­на­ми. С кон. 1920-х гг. пра­ви­тель­ст­во про­во­ди­ло ра­зо­ру­же­ние лур­ских пле­мён и на­силь­ст­вен­ный пе­ре­вод Л. на осед­лость, был введён запрет на ношение традиц. мужской одежды. В мес­тах зи­мо­вок строи­лись го­ро­да: Ху­сей­н­абад (ны­не Илам) в цен­тре По­ште-Ку­ха, Ша­ха­бад близ Хор­ре­ма­ба­да и др. Зна­чит. груп­пы Л. бы­ли пе­ре­се­ле­ны на се­вер – в рай­он Са­ве, Зе­рен­да, Зу­ма, Ка­ша­на и Ве­ра­ми­на, Бодж­нур­да, То­бе­та и Каш­ме­ра (Тор­ши­за) в Хо­ра­са­не и др. В 1960–70-х гг. Л. в зна­чит. сте­пе­ни ас­си­ми­ли­ро­ва­лись, при­ня­ли об­ще­иран­ские нор­мы жиз­ни. Од­на­ко по­сле Ис­лам­ской ре­во­лю­ции в Ира­не 1979 они ста­ли воз­вра­щать­ся к тра­диц. об­ра­зу жиз­ни. Бой­е­рах­ме­ди (из вет­ви чор-бо­ни­че) при­мкну­ли к оп­по­зиц. дви­же­нию, воз­глав­ляв­ше­му­ся каш­кай­ским во­ж­дём На­сер-ха­ном.

Сумка. Шерсть. Нач. 20 в. Частная коллекция.
Килим. Сер. 20 в. Частная коллекция.

Тра­диц. куль­ту­ра близ­ка к бах­ти­ар­ской (см. в ст. Бах­тиа­ры). Осн. тра­диц. за­ня­тие – ко­че­вое и по­лу­ко­че­вое ско­то­вод­ст­во (в осн. ов­цы и ко­зы). Зи­мой жи­ли в шат­рах из чёр­ной козь­ей шер­сти, ле­том – в ша­ла­шах. По­став­ля­ли шерсть, ко­жу, мас­ло и др., в т. ч. на экс­порт. Раз­ви­то про­из-во вой­ло­ка, ци­но­вок, ковров, мед­ной по­су­ды и др. За­ни­ма­ют­ся так­же охо­той. Бы­ло рас­про­стра­не­но от­ход­ни­че­ст­во. Пе­ре­се­лён­ные груп­пы – в осн. зем­ле­дель­цы. Муж­чи­ны но­си­ли ру­ба­ху, шта­ны, ха­лат с ши­ро­ки­ми ру­ка­ва­ми, под­поя­сан­ный ша­лью, вой­лоч­ный кол­пак (ко­лах-е но­ма­ди); жен­щи­ны – чёр­ные ша­ро­ва­ры, од­ну или неск. длин­ных юбок, по­верх них – чёр­ную или се­рую ру­ба­ху, жен­щи­ны из хан­ских се­мей – курт­ку из бар­ха­та или шёл­ка; го­ло­ву по­вя­зы­ва­ли чёр­ным или бе­лым плат­ком, обувь – сан­да­лии (ма­ла­ки). Пле­ме­на и бо­лее мел­кие родств. груп­пы (ти­ре) воз­глав­ля­лись ха­на­ми, или раи­са­ми (ка­лан­та­ра­ми). Во­круг влия­тель­ных ха­нов воз­ни­ка­ли родств. объ­е­ди­не­ния чис­лен­но­стью 400–500 (кей­туль) или до не­сколь­ких тысяч (аме­лэ) человек. Жен­щи­ны ез­ди­ли вер­хом, вла­де­ли ору­жи­ем, не­ред­ко поль­зо­ва­лись по­ли­тич. влия­ни­ем; до сих пор они не но­сят чад­ры и мо­гут сво­бод­но встре­чать­ся с муж­чи­на­ми. Раз­виты фольк­лор, ис­кус­ст­во проф. ска­зи­те­лей. Су­ще­ст­ву­ют сва­деб­ные, тра­ур­ные, лю­бов­ные пес­ни, пес­ни, ис­пол­няе­мые во вре­мя пе­ре­ко­чёвок. Муз. ин­ст­ру­мен­ты – рог (кар­на), мембранофоны (табль, до­холь), саз, ке­ман­ча. У бой­е­рах­ме­ди из­вес­тен во­ин­ский та­нец во­круг сло­жен­ной из кам­ней гор­ки.

Лит.: Смир­нов К. Лу­ри­стан // Изв. Шта­ба Кав­каз­ско­го во­ен­но­го ок­ру­га. 1906. № 11–12; Бар­тольд В. В. Иран. Таш., 1926; Minor­sky V. Lur; Lur-i Buzurg. Lur-i Kucik // En­cy­clopedie de l’Islam. P., 1936. Vol. 3; Ива­нов М. С. Пле­ме­на Фар­са. М., 1961; Ха­ны­ков Н. В. За­пис­ки по эт­но­гра­фии Пер­сии. М., 1977; Amanolahi S. Reza Shah and the Lurs: the im­pact of the modern state on Luristan // Iran and the Caucasus. 2002. Vol. 6. № 1/2; Жи­га­ли­на О. И. Кур­ды иран­ской про­вин­ции Кер­ман­шах на­ка­ну­не и в пе­ри­од Пер­вой ми­ро­вой вой­ны. М., 2008.

Вернуться к началу