ЛУ́РЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛУ́РЫ (лор), народ в Юго-Зап. Иране. Живут гл. обр. в горах Загрос [историч. область Лурестан (Луристан)]. Делятся на сев. Л. (1,6 млн. чел. – 2009, оценка; т. н. Малый Лурестан – останы Лурестан, Илам, юг Хамадана и Центр. остана, север Хузестана; 80 тыс. чел. на востоке Ирака) и юж. Л. (кухгилуйе и мамасани; 880 тыс. чел.; т. н. Большой Лурестан – останы Кохгилуйе и Бойерахмед, восток Хузестана и северо-запад Фарса), разделённых территорией бахтиаров. Малый Лурестан делится на Поште-Кух (Загорье) и Пиш-Кух (Предгорье). Луры Поште-Куха (фейли) проживают в долине р. Керхе, летом кочуют в горах к западу от неё (остан Илам); занимали изолиров. положение. Луры Пиш-Куха расселены между реками Керхе, Абе-Диз и Карасу. В нач. 20 в. делились на племенные объединения: арбаа – в районе Элештера, Хаве и Какареза; дильфан – на северо-западе Лурестана между Керманшахом, Херсином и Элештером; тархан – по рекам Сеймерре и Кешганруд; сагевенд – между Хорремабадом и Кир-Абадом; дираквенд – в горах Хештад-Пехлу к северу от Дизфуля; байранвенд (распадаются на ветви яр-ахмед и мальясад) – к северу от Хорремабада. Кухгелуйе живут к северо-западу от Шираза, делятся на ветви агаджари (включает значит. число тюрк. элементов), бави и джаки (делятся на ветви чор-бониче и лирави). Мамасани делятся на ветви бакеш, джавиди, дошмен-зияри и ростам. Важнейшие города Лурестана – Хорремшехр и Боруджерд; значит. количество Л. проживает также в г. Ясудже.
Говорят на диалектах лурско-бахтиярского яз. юго-зап. группы иранских языков. Л. – мусульмане-шииты, имеются приверженцы секты али-илахи, манихейства и митраизма.
Древнейшие предки Л. – эламиты (см. в ст. Элам), кутии, лулубеи, касситы, ассимилированные ираноязычными народами: со 2-го тыс. до н. э. – мидийцами (см. в ст. Мидия), в 1-м тыс. до н. э. – древними персами. Позднее в состав Л. вошли араб. и тюрк. элементы. В ср. века в Лурестане правили местные лурские и курдские атабеки (Хоршиди, Хасанвайхиды, Хазараспиды и др.). Наиболее независимым было положение правителя (вали) Л. Поште-Куха. Л. славились как наездники и воины. В 18 в. при Надир-шахе часть Л. была насильственно переселена в Хорасан. После его смерти глава лурского племени зендов М. Керим-хан Зенд недолгое время правил Ираном. В нач. 20 в. Л. Поште-Куха занимали проанглийские позиции. В 1906–1913 на них опирался губернатор Лурестана Салар-эд-Доуле, намеревавшийся создать на западе Персии независимое государство и провозгласивший независимость Поште-Куха. В 1915 вали Поште-Куха поддерживал германо-тур. коалицию. В 1918 Лурестан оккупирован англичанами. С кон. 1920-х гг. правительство проводило разоружение лурских племён и насильственный перевод Л. на оседлость, был введён запрет на ношение традиц. мужской одежды. В местах зимовок строились города: Хусейнабад (ныне Илам) в центре Поште-Куха, Шахабад близ Хорремабада и др. Значит. группы Л. были переселены на север – в район Саве, Зеренда, Зума, Кашана и Верамина, Боджнурда, Тобета и Кашмера (Торшиза) в Хорасане и др. В 1960–70-х гг. Л. в значит. степени ассимилировались, приняли общеиранские нормы жизни. Однако после Исламской революции в Иране 1979 они стали возвращаться к традиц. образу жизни. Бойерахмеди (из ветви чор-бониче) примкнули к оппозиц. движению, возглавлявшемуся кашкайским вождём Насер-ханом.
Традиц. культура близка к бахтиарской (см. в ст. Бахтиары). Осн. традиц. занятие – кочевое и полукочевое скотоводство (в осн. овцы и козы). Зимой жили в шатрах из чёрной козьей шерсти, летом – в шалашах. Поставляли шерсть, кожу, масло и др., в т. ч. на экспорт. Развито произ-во войлока, циновок, ковров, медной посуды и др. Занимаются также охотой. Было распространено отходничество. Переселённые группы – в осн. земледельцы. Мужчины носили рубаху, штаны, халат с широкими рукавами, подпоясанный шалью, войлочный колпак (колах-е номади); женщины – чёрные шаровары, одну или неск. длинных юбок, поверх них – чёрную или серую рубаху, женщины из ханских семей – куртку из бархата или шёлка; голову повязывали чёрным или белым платком, обувь – сандалии (малаки). Племена и более мелкие родств. группы (тире) возглавлялись ханами, или раисами (калантарами). Вокруг влиятельных ханов возникали родств. объединения численностью 400–500 (кейтуль) или до нескольких тысяч (амелэ) человек. Женщины ездили верхом, владели оружием, нередко пользовались политич. влиянием; до сих пор они не носят чадры и могут свободно встречаться с мужчинами. Развиты фольклор, искусство проф. сказителей. Существуют свадебные, траурные, любовные песни, песни, исполняемые во время перекочёвок. Муз. инструменты – рог (карна), мембранофоны (табль, дохоль), саз, кеманча. У бойерахмеди известен воинский танец вокруг сложенной из камней горки.