Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАХТИА́РЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 129-130

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БАХТИА́РЫ (са­мо­на­зва­ние – бах­тия­ри), на­род, оби­таю­щий в го­рах За­грос на юго-за­па­де Ира­на (оста­ны Бах­тиа­рия и Че­хар­ме­хель, юго-за­пад Ис­фа­ха­на, вос­ток Ху­зе­ста­на и Лу­ре­ста­на). Груп­пы Б. жи­вут так­же в Сев. Ира­не (оста­ны Те­геран, Хо­ра­сан и др.), св. 10 тыс. чел. – в Аф­га­ни­ста­не. Чис­лен­ность 1 млн. чел. (2005). Де­лят­ся на груп­пы хафт­ленг (пле­ме­на до­уре­ки, ба­ба­ди, бах­ти­ар­венд, ди­на­рии и др.; зи­мой ко­че­ва­ли в рай­оне ме­ж­ду го­ро­да­ми Диз­фуль и Ба­ге-Ме­лек, ле­том – ме­ж­ду го­ро­да­ми Се­мир, Ду-Пу­лян и Шех­ре­за) и ча­хар­ленг (кей­мар­си, му­куи, за­ле­ки, мах­муд са­лех, мим­венд и др.; зи­мой – ме­ж­ду го­ро­да­ми Ба­ге-Ме­лек и Ага­джа­ри, ле­том – ме­ж­ду го­ро­да­ми Шех­ре-Корд и Хур­сар); во вре­мя се­зон­ных пе­ре­ко­чё­вок пу­ти этих групп пе­ре­се­ка­лись. Близ­ки к лу­рам. Го­во­рят на диа­лек­тах лур­ско-бах­ти­яр­ско­го яз. юго-зап. груп­пы иран­ских язы­ков, рас­про­стра­нён так­же перс. язык. Пись­мен­ность на араб. ос­но­ве. По ре­ли­гии – му­суль­ма­не-шии­ты.

Бахтиарская семья.

За­се­ле­ние За­гро­са иран. пле­ме­на­ми про­ис­хо­ди­ло с до­ис­лам­ских вре­мён. В 1213 вв. при лур­ских пра­ви­те­лях (ата­бе­ках) сю­да пе­ре­се­ля­лись пле­ме­на из Кур­ди­ста­на и Си­рии. Назв. «Б.» впер­вые встре­ча­ет­ся в хро­ни­ках 1617 вв. В со­став Б. во­шли так­же араб. и тюрк. (аф­шар­ские, каш­кай­ские и др.) эле­мен­ты. В 1730-е гг. Б. бы­ли раз­гром­ле­ны На­дир-ша­хом, и часть их пе­ре­се­ле­на в Хо­ра­сан (рай­он Ни­ша­пу­ра, Гон­аба­да, Каш­ме­ра). По­сле ги­бе­ли На­дир-ша­ха в 1747 вождь ча­хар­лен­гов Али Мар­дан-хан уча­ст­во­вал в борь­бе за шах­ский пре­стол; по­сле его по­ра­же­ния в 1758 но­вый шах Ке­рим-хан Зенд пе­ре­се­лил часть Б. в рай­он Ку­ма. В 1793 Б. бы­ли сно­ва раз­би­ты Ага Мо­хам­мед-ха­ном Кад­жа­ром и пе­ре­се­ле­ны в ок­ре­ст­но­сти Те­ге­ра­на, Фе­са и Ку­ма. С 1830-х гг. бах­ти­ар­ские пле­ме­на объ­еди­ня­ют­ся под пред­во­ди­тель­ст­вом вна­ча­ле во­ж­дя (иль­ха­на) ча­хар­лен­гов, за­тем  хафт­лен­гов. В борь­бе с шах­ской по­ли­ти­кой Б. опи­ра­лись на под­держ­ку Анг­лии. Б. сыг­ра­ли за­мет­ную роль в Иран­ской ре­во­лю­ции 19051911: по­сле взя­тия ими в 1909 Те­ге­ра­на их пред­ста­ви­те­ли при­об­ре­ли ре­шаю­щее влия­ние в пра­ви­тель­ст­ве. В прав­ле­ние Ре­за-ша­ха Пех­ле­ви (192541) про­во­ди­лась по­ли­ти­ка ра­зо­ру­же­ния бах­ти­ар­ских пле­мён и на­силь­ст­вен­но­го пе­ре­во­да их на осед­лость, не раз вы­зы­вав­шая их воо­руж. со­про­тив­ле­ние. По­сле па­де­ния Ре­за-ша­ха ста­ли воз­ро­ж­дать­ся тра­диц. быт и ме­ст­ный се­па­ра­тизм. В 1949 ти­тул иль­ха­на был офи­ци­аль­но от­ме­нён. В 1950-е гг. бах­ти­ар­ская знать вновь при­об­ре­ла влия­ние в пра­ви­тель­ст­ве.

Бахтиарский ковёр.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Пе­ред­ней Азии. Осн. тра­диц. за­ня­тие – ко­че­вое и по­лу­ко­че­вое ско­то­вод­ст­во (чер­но­шёр­ст­ные ко­зы, ов­цы и ло­ша­ди ме­ст­ных по­род), до­пол­няе­мое зем­ле­де­ли­ем (пше­ни­ца и яч­мень; на зи­мов­ках – ози­мые по­се­вы, на ле­тов­ках – ози­мые и яро­вые). Пе­ре­ко­чёв­ки со­вер­ша­лись в мар­те. С нач. 20 в. раз­ви­ва­ет­ся то­вар­ное зем­ле­де­лие (опий­ный мак, та­бак, хло­пок). Из ре­мё­сел раз­ви­то ков­ро­де­лие (ре­мес­ло счи­та­ет­ся пре­зрен­ной про­фес­си­ей). Мн. Б. жи­вут в го­ро­дах (Ис­фа­хан и др.), ра­бо­та­ют на неф­те­про­мыс­лах. Жи­ли­ще ко­чев­ни­ков – ша­тёр или па­лат­ка из чёр­ной шер­сти. Родств. объ­е­ди­не­ния се­мей (моль, или кей­туль), со­вме­ст­но вы­па­сав­шие скот, со­став­ля­ли ла­герь; па­лат­ки рас­по­ла­га­лись обыч­но по­лу­кру­гом с шат­ром гла­вы мо­ля в цен­тре. Осед­лые по­се­ле­ния ок­ру­жа­лись гли­но­бит­ны­ми сте­на­ми с баш­ня­ми. Ха­рак­тер­на муж. вой­лоч­ная шап­ка (колах-е на­ма­ди), сход­ная с лур­ской. До 20 в. со­хра­ня­лись не­раз­де­лён­ные се­мьи (до 60 чел.), ро­до­вая взаи­мо­по­мощь, кров­ная месть, ино­гда за­ме­няе­мая вы­ку­пом (хун бе­ха), обы­чай гос­те­при­им­ст­ва. Фольк­лор бли­зок к пер­сид­ско­му. Свое­об­раз­ны пес­ни (ги­ре бах­тиа­ри) – лю­бовные, об­ря­до­вые, са­ти­ри­че­ские и т. п. Муз. ин­ст­ру­мен­ты – духовые язычковые, мем­бра­нофоны. Из­вест­ны муж­ские тан­цы – кру­го­вые и пар­ные с пал­ка­ми (ими­ти­рую­щие борь­бу).

Лит.: Тру­бец­кой В. В. Бах­тиа­ры. М., 1966.

Вернуться к началу