БАХТИА́РЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАХТИА́РЫ (самоназвание – бахтияри), народ, обитающий в горах Загрос на юго-западе Ирана (останы Бахтиария и Чехармехель, юго-запад Исфахана, восток Хузестана и Лурестана). Группы Б. живут также в Сев. Иране (останы Тегеран, Хорасан и др.), св. 10 тыс. чел. – в Афганистане. Численность 1 млн. чел. (2005). Делятся на группы хафтленг (племена доуреки, бабади, бахтиарвенд, динарии и др.; зимой кочевали в районе между городами Дизфуль и Баге-Мелек, летом – между городами Семир, Ду-Пулян и Шехреза) и чахарленг (кеймарси, мукуи, залеки, махмуд салех, мимвенд и др.; зимой – между городами Баге-Мелек и Агаджари, летом – между городами Шехре-Корд и Хурсар); во время сезонных перекочёвок пути этих групп пересекались. Близки к лурам. Говорят на диалектах лурско-бахтиярского яз. юго-зап. группы иранских языков, распространён также перс. язык. Письменность на араб. основе. По религии – мусульмане-шииты.
Заселение Загроса иран. племенами происходило с доисламских времён. В 12–13 вв. при лурских правителях (атабеках) сюда переселялись племена из Курдистана и Сирии. Назв. «Б.» впервые встречается в хрониках 16–17 вв. В состав Б. вошли также араб. и тюрк. (афшарские, кашкайские и др.) элементы. В 1730-е гг. Б. были разгромлены Надир-шахом, и часть их переселена в Хорасан (район Нишапура, Гонабада, Кашмера). После гибели Надир-шаха в 1747 вождь чахарленгов Али Мардан-хан участвовал в борьбе за шахский престол; после его поражения в 1758 новый шах Керим-хан Зенд переселил часть Б. в район Кума. В 1793 Б. были снова разбиты Ага Мохаммед-ханом Каджаром и переселены в окрестности Тегерана, Феса и Кума. С 1830-х гг. бахтиарские племена объединяются под предводительством вначале вождя (ильхана) чахарленгов, затем – хафтленгов. В борьбе с шахской политикой Б. опирались на поддержку Англии. Б. сыграли заметную роль в Иранской революции 1905–1911: после взятия ими в 1909 Тегерана их представители приобрели решающее влияние в правительстве. В правление Реза-шаха Пехлеви (1925–41) проводилась политика разоружения бахтиарских племён и насильственного перевода их на оседлость, не раз вызывавшая их вооруж. сопротивление. После падения Реза-шаха стали возрождаться традиц. быт и местный сепаратизм. В 1949 титул ильхана был официально отменён. В 1950-е гг. бахтиарская знать вновь приобрела влияние в правительстве.
Традиц. культура типична для народов Передней Азии. Осн. традиц. занятие – кочевое и полукочевое скотоводство (черношёрстные козы, овцы и лошади местных пород), дополняемое земледелием (пшеница и ячмень; на зимовках – озимые посевы, на летовках – озимые и яровые). Перекочёвки совершались в марте. С нач. 20 в. развивается товарное земледелие (опийный мак, табак, хлопок). Из ремёсел развито ковроделие (ремесло считается презренной профессией). Мн. Б. живут в городах (Исфахан и др.), работают на нефтепромыслах. Жилище кочевников – шатёр или палатка из чёрной шерсти. Родств. объединения семей (моль, или кейтуль), совместно выпасавшие скот, составляли лагерь; палатки располагались обычно полукругом с шатром главы моля в центре. Оседлые поселения окружались глинобитными стенами с башнями. Характерна муж. войлочная шапка (колах-е намади), сходная с лурской. До 20 в. сохранялись неразделённые семьи (до 60 чел.), родовая взаимопомощь, кровная месть, иногда заменяемая выкупом (хун беха), обычай гостеприимства. Фольклор близок к персидскому. Своеобразны песни (гире бахтиари) – любовные, обрядовые, сатирические и т. п. Муз. инструменты – духовые язычковые, мембранофоны. Известны мужские танцы – круговые и парные с палками (имитирующие борьбу).