Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИГБИ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 671

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

ИГБИ́РА, эг­би­ра, эби­ра (хау­сан­ское – ок­по­то, квот­то-га­ра, квот­то; са­мо­на­зва­ния – igbira, egbira, ebira), на­род в Ни­ге­рии. Жи­вут в ме­ж­ду­ре­чье Гу­ра­ры и Ок­вы (шта­ты Ква­ра, На­са­ра­ва и Эдо); часть (юж. И.) пе­ре­се­ли­лась на пра­вый бе­рег р. Ни­гер, жи­вут сре­ди йо­ру­ба в ок­ре­стно­стях г. Оке­не (штат Ко­ги). Чис­лен­ность 1,4 млн. чел. (2007, оцен­ка). Го­во­рят на яз. эби­ра ну­по­ид­ной вет­ви зап. под­се­мьи бе­нуэ-кон­го­лез­ских язы­ков; диа­лек­ты – оке­не (хи­ма, ихи­ма), ига­ра (эту­но), ко­то (игу, эгу, ика, би­ра, би­ри, пан­да). Пись­мен­ность с нач. 20 в. на ос­но­ве лат. гра­фи­ки; на эби­ра ве­дёт­ся пре­по­да­ва­ние, бо­го­слу­же­ние, де­ло­про­из­водст­во. Ок. 10% И. вла­де­ют так­же англ. яз., йо­ру­ба, хау­са и ига­ла. При­дер­жи­ва­ют­ся в осн. тра­диц. куль­тов, ок. 20% – хри­стиа­не (в осн. ка­то­ли­ки), есть при­вер­жен­цы аф­рох­ри­сти­ан­ских церк­вей и му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

Женщина игбира.

По пре­да­ни­ям И., их пред­ки свя­за­ны с ига­ла и про­ис­хо­дят из г. Ида. В сер. 18 в. у И. воз­ник­ли во­ж­де­ст­ва (Пан­да, Ко­тон, Ка­ри­фи и др.), за­воё­ван­ные фуль­бе в сер. 19 в.; во вре­мя за­вое­ва­ния от­ко­ло­лись юж. И. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для Гви­ней­ской по­доб­ла­сти Зап. Аф­ри­ки. За­ня­тия – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (ямс, про­со, ма­ни­ок, рис, ку­ку­ру­за, ара­хис, ка­као, хло­пок), жи­вот­но­вод­ст­во (круп­ный и мел­кий ро­га­тый скот, сви­ньи), охо­та, ры­бо­лов­ство. Ре­мёс­ла – пря­де­ние, тка­че­ст­во и кра­шение хлоп­ко­вых тка­ней (И. счи­та­ют­ся луч­ши­ми тка­ча­ми в Ни­ге­рии), пле­те­ние, гон­чар­ст­во, куз­не­че­ст­во. По­се­ле­ния раз­бро­сан­ные, жи­ли­ще гли­но­бит­ное круг­лое. Со­хра­ня­ют­ся 6 то­тем­ных пат­ри­ли­ней­ных ро­дов (Льва, Ле­о­пар­да, Кро­ко­ди­ла, Пи­то­на, Ва­ра­на и Коз­ла), боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны, воз­рас­тные ин­сти­ту­ты, тай­ные муж­ские об­ще­ст­ва, у сев. И. – во­ж­ди, под­чи­няю­щие­ся вер­хов­но­му пра­ви­те­лю Пан­ды. Сис­те­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па с эле­мен­та­ми ге­не­ра­ци­он­но­го ско­са «ома­ха». Де­ды и вну­ки, а так­же неск. ка­те­го­рий свой­ст­вен­ни­ков свя­за­ны от­но­ше­ния­ми под­шу­чи­ва­ния. Рас­про­стра­не­ны куль­ты пред­ков, сил при­ро­ды, вер­хов­но­го не­бес­но­го бо­га де­ми­ур­га Хи­нег­ба, ма­гия, ве­дов­ст­во, есть жре­цы – вы­зы­ва­те­ли до­ж­дя. Прак­ти­ку­ют­ся ска­ри­фи­ка­ция ли­ца и те­ла, ини­циа­ции маль­чи­ков. Осн. празд­ни­ки – уро­жая и ду­ха вой­ны (Акан­ги).

Лит.: Wilson-Haffenden J. R. Ethnological no­tes on the Kwottos of Toto (Panda) district, Keffi division, Benue province, Northern Nige­ria // Journal of African Society. 1927–1928. Vol. 26–27; Wilson-Haffenden J. R. The Red Men of Nigeria. L., 1967; Peoples of the Niger–Benue confluence. 2nd ed. L., 1970.

Вернуться к началу