Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕ́НДА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 101-102

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов, А. Ю. Сиим
Дети лемба.

ВЕ́НДА (са­мо­на­зва­ние – bavenda), на­род груп­пы бан­ту на се­ве­ро-вос­то­ке ЮАР (пров. Лим­по­по) и юге Зим­баб­ве. Чис­лен­ность в ЮАР 1,1 млн. чел., в Зим­баб­ве 131 тыс. чел. (2005, оцен­ка). Де­лят­ся на груп­пы: фа­ни (пха­ни), ила­фу­ри, тав­ха-цин­ди (тав­хот­син­ди, тсин­ди), ман­да, гу­вху, мбед­зи, лем­ба (лем­бе­ту). Го­во­рят на яз. вен­да (чи­вен­да). В. в осн. про­тес­тан­ты (реформаты, англикане, лю­теране и др.), лем­ба счи­та­ют се­бя иу­дея­ми и час­то на­зы­ва­ют се­бя фа­ла­ша.

В. сфор­ми­ро­ва­лись на ос­но­ве групп шо­на, су­то и др., миг­ри­ро­вав­ших, ве­ро­ят­но, из Вост. Аф­ри­ки ок. 18 в. и вы­тес­нив­ших ме­ст­ное кой­сан­ское на­се­ле­ние. Пер­во­на­чаль­но рас­се­ля­лись в рай­оне гор Со­ут­панс­бер­ге, где со­хра­ня­ют­ся руи­ны их по­се­ле­ний с ка­мен­ны­ми по­строй­ка­ми зим­баб­вий­ско­го ти­па (см. Зим­баб­ве, ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра), в т. ч. сто­ли­цы Дза­та (ок. 18 в.). В 18 в. соз­да­ли бо­лее 10 во­ж­деств, ко­то­рые до кон. 19 в. ус­пеш­но со­про­тив­ля­лись бур­ской ко­ло­ни­за­ции. В 1979–94 на тер­ри­то­рии ЮАР су­ще­ст­во­вал бан­ту­стан Вен­да со сто­ли­цей в То­хо­ян­ду, на­зван­ной в честь од­но­го из во­ж­дей вен­да.

Тра­диц. куль­ту­ра ха­рак­тер­на для бан­туя­зыч­ных на­ро­дов Юж. Аф­ри­ки. Осн. за­ня­тие – руч­ное зем­ле­де­лие и ско­то­вод­ст­во (круп­ный ро­га­тый скот име­ет осо­бую пре­стиж­ную цен­ность). Не­ко­то­рые груп­пы спе­циа­ли­зи­ро­ва­лись на плав­ке и ков­ке же­ле­за. Раз­ви­то пле­те­ние ци­но­вок и кор­зин, из­го­тов­ле­ние леп­ной ке­ра­ми­ки. Рас­про­стра­не­но от­ход­ни­че­ст­во, ра­бо­та по най­му на уголь­ных шах­тах. Тра­диц. по­се­ле­ние – кра­аль, жи­ли­ще – круг­лое, об­ма­зан­ные гли­ной сте­ны ук­ра­ша­ют­ся рос­пи­сью, две­ри – резь­бой. Тра­диц. оде­ж­да – на­кид­ки из шкур, пе­ред­ни­ки из рас­тит. во­ло­кон. Со­хра­ня­ют­ся боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны, ро­до­вая ор­га­ни­за­ция, рас­про­стра­нён кросс­ку­зен­ный мат­ри­ла­те­раль­ный брак. Ха­рак­терна сис­те­ма брач­но­го вы­ку­па чи­пан­да (скот, уп­ла­чен­ный за не­вес­ту, ис­поль­зу­ет­ся для обес­пе­че­ния бра­ка её млад­ших брать­ев). Со­хра­ня­ют­ся власть во­ж­дей (мпфе­фу), ини­циа­ции юно­шей (дом­ба­ни, ра­нее – тон­да и ву­ту­ка) и де­ву­шек (дом­ба­ни и чи­кан­ди). Ри­ту­аль­ный та­нец дом­ба­ни ими­ти­ру­ет дви­же­ния по­кро­ви­те­ля В. и твор­ца ми­ра Бе­ло­го пи­то­на, жи­ву­ще­го, по ле­ген­де, в свя­щен­ном оз. Фун­д­зи. Прак­ти­ку­ют­ся вто­рич­ные по­гре­бе­ния во­ж­дей. Тра­диц. ве­ро­ва­ния – куль­ты ду­хов, пред­ков, свя­щен­но­го ба­ра­ба­на Мва­ри. По­пу­ляр­ны ис­то­рич. пес­ни (осо­бен­но во вре­мя празд­ни­ков уро­жая) и т. н. при­двор­ная муз. куль­ту­ра.

Лит.: Stayt H. The Bavenda. L., 1931; War­melo N. J. van, Prophi W. M. D. Venda law. Pretoria, 1948–1967. Vol. 1–5; Hendrickx B. The ancient origin of Lemba (Mwenge) // Journal of Oriental and African Studies. 1991. Vol. 3. P. 173–193; Ку­лик С. Обы­чаи на­ро­да вен­да // Азия и Аф­ри­ка се­год­ня. 2000. № 6, 8.

Вернуться к началу