Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАЙ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 655

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Решетов

БАЙ (са­мо­на­зва­ния: бай­цзы, бай­ни – «бе­лые лю­ди»; до 1956 кит. назв. – минь­цзя, на яз. ли­су – лэ­мо, на яз. на­си – на­ма), на­род на юго-за­па­де Ки­тая. Чис­лен­ность 2,2 млн. чел. (2005, оцен­ка). Б. ч. (85%) жи­вёт в ав­то­ном­ном окр. Да­ли на­род­но­сти бай (ос­но­ван в 1956), в со­сед­них уез­дах пров. Юнь­нань, а так­же в про­вин­ци­ях Сы­чу­ань, Ху­нань и Гуй­чжоу. Язык бай – один из ра­но от­де­лив­ших­ся китай­ских язы­ков­, ис­пы­тав­ший влия­ние ти­бе­то-бирм. язы­ков; по мне­нию кит. ис­сле­до­ва­те­лей, от­но­сит­ся к ти­бе­то-бир­ман­ским язы­кам; име­ет 3 диа­лек­та. В 1950-е гг. соз­да­на пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. С 8 в. су­ще­ст­во­ва­ла ие­рог­ли­фич. пись­мен­ность (боу­эн, бо­вэнь, лао-бай­уэн, лао-бай­вэнь). Рас­про­стра­нён так­же кит. язык. В осн. (65%) при­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний, 30% – буд­ди­сты (ма­хая­на) с эле­мен­та­ми дао­сиз­ма, 5% – хри­стиа­не (ка­то­ли­ки и др.).

Бай.

По мне­нию рос. учё­ных, Б. – по­том­ки кит. сол­дат, осев­ших здесь в 3 в. до н. э. В 8–10 вв. вхо­ди­ли в со­став гос-ва Нань­чжао, в 10–13 вв. – Да­ли, в эпо­ху Мин (14–17 вв.) их тер­ри­то­рия окон­ча­тель­но во­шла в со­став Ки­тая. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Вост. Азии. За­ни­ма­ют­ся па­шен­ным зем­ле­де­ли­ем (на рав­ни­нах – за­лив­ной рис, та­ро, са­хар­ный тро­ст­ник, хло­пок, ко­но­п­ля, чай, в го­рах – су­хо­доль­ный рис, яч­мень, гре­чи­ха), ско­то­вод­ст­вом (зна­ме­ни­та ме­ст­ная по­ро­да ло­ша­дей). Раз­ви­ты резь­ба по мра­мо­ру, ра­бо­ты по се­реб­ру и ла­ку. Ха­рак­тер­ны кар­кас­ное (с сыр­цо­вы­ми или гли­но­бит­ны­ми сте­на­ми), обыч­но двух­этаж­ное, жи­ли­ще, ок­ру­жён­ное га­ле­ре­ей, празд­нич­ные ко­рот­кие на­кид­ки из вой­ло­ка и шкур. До сер. 20 в. со­хра­ня­лись со­вме­ст­ное про­жи­ва­ние родств. се­мей, об­щин­ная соб­ст­вен­ность на зем­лю, кросс­ку­зен­ный брак, мно­го­жён­ст­во. На ос­но­ве пе­сен­но­го и тан­це­валь­но­го фольк­ло­ра сфор­ми­ро­вал­ся ме­ст­ный ва­ри­ант муз. дра­мы. Бы­ту­ют ве­ра в ду­хов гор, солн­ца, гро­ма, де­ревь­ев и др., ша­ма­низм.

Лит.: Старостин С. A. Историческое место языка бай // Московский лингвистический журнал. 1995. Вып. 1.

Вернуться к началу