Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИОА́НН I

Авторы: А. В. Назаренко

ИОА́НН I (годы рождения и смерти неизвестны), русский церковный деятель, митрополит Киевский (вероятно, не ранее 1045/1046 – не позднее 1051). По происхождению грек.

Скорее всего, прибыл в Киев сразу после заключения русско-византийского мира 1045/1046 г., став преемником митрополита Феопемпта. В 1044 г. митрополита на Руси, по всей видимости, не было, т. к. вряд ли он мог допустить антиканоническую процедуру посмертного крещения останков древлянского князя Олега Святославича и киевского князя Ярополка Святославича.

Ранее в науке (А. А. Шахматов, М. Д. Присёлков, А. Поппэ и многие другие) святительство Иоанна I относили к 1-й трети 11 в. Основанием служило ошибочное убеждение, что обретение мощей святых благоверных князей Бориса и Глеба при киевском князе Ярославе Владимировиче Мудром и Иоанне I должно было состояться в 1020-е гг.

Достоверные упоминания об Иоанне I содержатся в ранних памятниках борисоглебского цикла: в «Сказании чудес святою страстотерпца Романа и Давида» и «Чтении о житии и погублении блаженую страстотерпца Бориса и Глеба» преподобного Нестора Печерского. Согласно им, Иоанн I возглавлял сначала обретение мощей святых Бориса и Глеба, а затем и их церковное прославление: он освятил церковь во имя Бориса и Глеба в Вышгороде, после чего там были положены мощи братьев-страстотерпцев. Датировка этих событий дискуссионна. Предпочтительнее всего выглядит рубеж 1040-х и 1050-х гг. (не позднее 24.7.1051). Это позволяет объяснить молчание о святых Борисе и Глебе в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона и подтвердить мнение, что первая церковная служба святым, в заглавии называемая «творением Иоана, митрополита Русьскаго», написана именно Иоанном I, а не Иоанном II (как доказывал А. Поппэ).

Вероятнее всего, именно Иоанну I принадлежат печати (в настоящее время известны три экземпляра, оттиснутые тремя разными матрицами), имеющие на одной стороне погрудное изображение Пресвятой Богородицы с воздетыми руками (Оранты), а на другой – греческую надпись: «Θ[εοτό]ΚΕ Β[οή]Θ[ει] ΙΩ[άννῃ] Μ[ητ]Ρ[ο]ΠΟ[λίτῃ] ΡΩΣ[ια]Σ», т. е. «Богородица, помози Иоанну, митрополиту Руси» (В. Л. Янин атрибутировал эти буллы митрополиту Иоанну IV).

Ист.:
Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им / подгот. к печати Д. И. Абрамович. – Петроград, 1916.
Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 1. Печати X – начала XIII в. – Москва : Наука, 1970. – № 50.
Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 3. Печати, зарегистрированные в 19701996 гг. / В. Л. Янин, П. Г. Гайдуков. – Москва : Наука, 1998. – № 502, 50а.

Лит.:
Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. – Санкт-Петербург : тип. М. А. Александрова, 1908. – С. 57–58.
Присёлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси XXII вв. – Санкт-Петербург : тип. М. М. Стасюлевича, 1913 ; 2-е изд. – Санкт-Петербург : Наука, 2003.
Поппэ А. О зарождении культа св. Бориса и Глеба и о посвященных им произведениях // Russia Mediaevalis. – München, 1995. – Т. 8, № 1. 
Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси, 988–1237 гг. – Санкт-Петербург : Византинороссика, 1996. – С. 376–378.
Милютенко Н. И. Святые князья-мученики Борис и Глеб. – Санкт-Петербург : Изд-во Олега Абышко, 2006.
Назаренко А. В. Киевский митрополит Иоанн I // Древняя Русь : вопросы медиевистики. – 2007. – № 3(29). – С. 76–77.
Назаренко А. В. Иоанн I // Православная энциклопедия. – Москва : ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2010. – Т 23. – С. 469–471.

Вернуться к началу