Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАСИ́ЛИЙ ДМИ́ТРИЕВИЧ

Авторы: А. В. Кузьмин

ВАСИ́ЛИЙ ДМИ́ТРИЕВИЧ Кирдяпа (1340–1350-е гг. – зима 1403/1404, Городец), князь городецкий (1388, 1391–1392, ок. 1395 – 1403/1404), великий князь нижегородский (1388–1391), один из родоначальников князей Шуй­ских. Из суздальских Рю­ри­ко­ви­чей. Старший сын великого князя владимирского, великого князя нижегородского Дмит­рия Кон­стан­ти­но­ви­ча, брат великой княгини владимирской Евдокии Дмитриевны, племянник Бо­ри­са Кон­стан­ти­но­ви­ча.

Впервые в источниках упоминается осенью 1363 г., когда он напал на дороге на послов великого князя нижегородского Бориса Константиновича, отправившего своих бояр на переговоры в Москву. В ноябре 1364 г., уже после окончания борьбы за Владимирское великое княжество между Дмитрием Константиновичем и московским князем Дмитрием Ивановичем, Василию Дмитриевичу удалось вместе с ордынским послом Урусмандой привезти ярлык на него для своего отца из ставки хана Азиза. Летом 1367 г. участвовал в разгроме изгонной рати ордынского правителя Булат-Темира на нижегородско-мордовском порубежье на р. Пьяне; в 1370 г. по приказу темника Мамая – в военном походе на г. Бол­гар, где вместо Асана был посажен Салтан, Баков сын. 26.11.1374 участвовал в Переяславском съезде, на котором русские князья-союзники во главе с великим князем владимирским Дмитрием Ивановичем приняли решение отказаться от выплаты ордынского выхода Мамаевой Орде. Был в числе русских князей, принявших совместное решение о разрыве отношений с Мамаевой Ордой и начале против неё вооружённой борьбы. В 1375 г. оставлен в Нижнем Новгороде, чтобы присматривать за отрядом посла Мамая князя Сарайки. 31.3.1375 по инициативе Василия Дмитриевича за неподчинение его приказам и угрозу жизни суздальского епископа Дионисия ордынский отряд был уничтожен. Весной 1377 г. вместе с князем Д. М. Боброком Волынским командовал московско-нижегородской ратью, разбившей 16 марта войска ордынских правителей Осана и Мухаммед-Султана под Болгаром. Предводители русской рати взяли с побеждённых выкуп в 5 тыс. руб. и посадили в городе русского таможенника. В августе 1377 г. ликвидировал последствия поражения русской рати на р. Пьяне и захвата Нижнего Новгорода изгонной ратью Мамаевой Орды.

Осенью 1380 г. вместе с другими русскими князьями признал сюзеренитет хана Тохтамыша. Летом 1382 г., во время нашествия Тох­та­мы­ша 1382, направлен отцом вместе с младшим братом Семёном Дмитриевичем навстречу ордынским войскам с подтверждением подчинения правителей Ни­же­го­род­ско­го кня­же­ст­ва власти хана. В августе 1382 г. братья догнали его в пределах Рязанского княжения. 26.8.1382 от имени хана Василий и Семён Дмитриевичи вели переговоры с осаждёнными москвичами, обещая им на крестном целовании мирный исход въезда Тохтамыша и его свиты в Москву. Однако братья, как и москвичи, были обмануты. В поздней редакции «Повести о нашествии хана Тохтамыша» (создана в сер. 15 в.) Василий Кирдяпа и его брат были обвинены в пособничестве захватчикам. В сентябре 1382 г. оставлен в качестве заложника в Орде. Летом 1386 г. пытался бежать, но был пойман на пути и принял «от Татар за то велику истому».

В начале 1388 г. отправлен на Русь с ярлыком на Городецкое княжество. Совместно с братом Семёном при поддержке войск великого князя владимирского Дмитрия Ивановича Донского выступил против дяди, великого князя нижегородского Бориса Константиновича. 10 марта братья подошли к Нижнему Новгороду. Простояв друг против друга 5 дней, племянники примирились с дядей. Результаты этого примирения по-разному трактуются исследователями: В. А. Кучкин считает, что нижегородский стол перешёл к Василию Кирдяпе, а Борис Константинович уехал в Городец. Однако источники ничего не сообщают об утрате Борисом Константиновичем столицы (как и о том, что после возвращения из Орды в 1391 он снова её занял). Кроме того, сообщается, что после примирения князья «возвратишася кождо восвояси» (т. е. туда, где он был до начала похода: Борис – в Нижний Новгород, Василий Кирдяпа – в Городец; подробнее: Чеченков. 2008. С. 326–327). Отсюда более вероятным представляется, что Василий Кирдяпа стал считаться совладельцем Нижегородского великого княжества и обрёл одновременно с дядей право на титул великого князя. В 1392 г. поддержал свержение великим князем московским Ва­си­ли­ем I Дмит­рие­ви­чем Бориса Константиновича. Несмотря на это, не смог договориться с Василием I о размерах своего княжения и в июне 1394 г. вместе с братом Семёном бежал в Орду к Тохтамышу.

После военного поражения Тохтамыша в борьбе с Тимуром Василий Кирдяпа вернулся на Русь и, по-видимому, ок. 1395 г. получил от великого князя московского Василия I Дмитриевича в держание Городецкое княжество, которым владел вплоть до смерти.

Лит.:
Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г. В 2 т. Т. 2. – Санкт-Петербург : Типография Императорской Академии наук, 1891; 2-е изд.: Санкт-Петербург : Наука, 2019. – (Русская библиотека).
Черепнин Л. В. Образование русского централизованного государства в XIV–XV вв. – Москва : Соцэкгиз, 1960.
Греков И. Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды (на рубеже XIV–XV веков). – Москва : Наука, 1975.
Гребенюк В. П. Борьба с ордынскими завоевателями после Куликовской битвы и ее отражение в памятниках литературы первой половины XV в. // Куликовская битва в литературе и искусстве. – Москва : Наука, 1980. – С. 52–71.
Горский А. А. Судьбы Нижегородского и Суздальского княжеств в конце XIV – середине XV в. // Средневековая Русь. – Москва : Индрик, 2004. – Вып. 4. – С. 140–170.
Чеченков П. В. Суздальские Рюриковичи и территориально-политическое устройство Нижегородского княжества // Древнейшие государства Восточной Европы. 2005 . – Москва : Индрик, 2008. – С. 319–339.

Вернуться к началу