ДИМИ́ТРИЙ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИМИ́ТРИЙ (Самбикин Дмитрий Иванович) [3(15).10.1839, слобода Караяшник Острогожского уезда Воронежской губернии, ныне Ольховатского района Воронежской области – 17(30).3.1908, Казань], архиепископ Казанский и Свияжский, церковный историк. Из семьи священника, внучатый племянник Киевского митрополита Евгения (Болховитинова). Обучался в Бирюченском духовном училище, Воронежских духовном училище и духовной семинарии, окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1865), получил учёную степень магистра богословия (1867) за соч. «Сравнительное обозрение учения о первородном грехе в христианских вероисповеданиях» (Тамбов, 1878). В 1866 рукоположен в диаконы, вскоре во иереи. Служил настоятелем церкви Рождества Богородицы (Пятницкой) в Воронеже, возведён в сан протоиерея (1872). Пострижен в монашество, возведён в сан архимандрита (1877). В 1866–86 в Воронежской духовной семинарии преподаватель библейской, всеобщей и русской церковной истории, литургики, канонического права, в 1870–71 практического руководства для пастырей. В 1871–72 председатель Воронежского епархиального съезда духовенства, с 1872 ректор Тамбовской духовной семинарии, редактор «Тамбовских епархиальных ведомостей». Ректор Воронежской духовной семинарии (1881–86), исполнял обязанности редактора «Воронежских епархиальных ведомостей». 4.1.1887 в Москве хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Председатель Нижегородской археологической епархиальной комиссии (1887). 28.10.1887 назначен епископом Балтским, викарием Каменец-Подольской епархии, 13.12.1890 – епископом Подольским и Брацлавским. Со 2.11.1896 епископ Тверской и Кашинский, с 1898 архиепископ. Установил ежегодный крестный ход вокруг Твери с мощами благоверного кн. Михаила Александровича Тверского, собирал материалы для восстановления почитания благоверной кн. Анны Кашинской. По инициативе Д. учреждены Тверской церковный историко-археологический комитет, музей церковных древностей, временные археологические курсы. С 26.3.1905 архиепископ Казанский и Свияжский. Прибыл в Казань 13 апр. во время массовых волнений в ходе Революции 1905–07. Несмотря на революционные события, совершал поездки по епархии. Д. не выполнил распоряжения обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева об отчислении всех учеников Казанской духовной академии и семинарии, участвовавших в Октябрьской всеобщей политической стачке 1905, отменил занятия в академии и семинарии до янв. 1906, в связи с чем студенты разъехались и не участвовали в революционных событиях в Казани. 22.10.1905 Д. вместе с мусульм. деятелем Галимджаном Баруди возглавил демонстрацию в поддержку Манифеста 17 октября 1905. Д. отменил запрет на богослужения и обучение в приходских школах на «инородческих» языках и поддержал систему Н. И. Ильминского. Учредил Казанское историко-археологическое общество, создал церковное древлехранилище для хранения предметов старины из приходских храмов. Советом Санкт-Петербургской духовной академии удостоен степени доктора церковной истории (1904). Состоял членом многих исторических обществ. Награждён орденами св. Анны 2-й (1879) и 1-й (1891) степени, св. Владимира 4-й (1883) и 3-й (1887) степени.
Д. опубликовал большое количество трудов, посвящённых истории возглавляемых им епархий. Итогом работы в Воронеже стал «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» [Хронологический указатель церквей в Воронежской епархии: (1586–1886). Воронеж, 1886. 4 вып.] с информацией о монастырских, приходских, кладбищенских и домовых храмах с указанием приделов, времени постройки, количестве прихожан. Составил описания целого ряда монастырей и храмов Воронежа, Житие свт. Митрофана Воронежского. По инициативе Д. в «Воронежских епархиальных ведомостях» опубликована серия статей сельских священников с историко-этнографическими описаниями приходов. В Твери подготовил фундаментальное издание о местных святых (Тверской патерик: Краткие сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1907). Главный труд Д. – «Месяцеслов русских святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых» в 14 томах (12 по месяцам и 2 дополнительных; Тамбов, 1878–1882. Вып. 1–4; Тверь, 1897–1901. Вып. 5–12; Каз., 1907. Вып. 13–14), где особое внимание уделено неканонизированным подвижникам.