Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИТРОФА́Н ВОРО́НЕЖСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 470

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Игумен Митрофан (Шкурин)

МИТРОФА́Н ВОРО́НЕЖСКИЙ (в миру Ми­ха­ил Ва­силь­ев) [6(16).11.1623, с. Ан­ти­ло­хо­во (ны­не Са­вин­ско­го р-на Ива­нов­ской обл.) – 23.11(4.12).1703, Во­ро­неж], епи­скоп Во­ро­неж­ский (c 1682, с 1696 Во­ро­неж­ский и Азов­ский), цер­ков­но-об­ще­ст­вен­ный дея­тель, свя­той.

«Святитель Митрофан Воронежский». Икона. Художник С. С. Кравцов. 1837. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва (Москва).

Осн. ис­точ­ни­ком све­де­ний о жиз­ни М. В. яв­ля­ет­ся его «Ду­хов­ное за­ве­ща­ние» (хра­нит­ся в ГИМе). Ве­ро­ят­но, про­ис­хо­дил из се­мьи свя­щен­ни­ка. Слу­жил при­ход­ским свя­щен­ни­ком в хра­ме с. Си­до­ров­ское близ г. Шуя, ов­до­вел, по­стри­жен в мо­на­хи (1663). На­зна­чен игу­ме­ном Cвято-Ус­пен­ско­го Кось­ми­на мон. (1665) (ны­не в с. Не­бы­лое Юрь­ев-Поль­ско­го р-на Вла­ди­мир­ской обл.), ар­хи­ман­д­ри­том Свя­то-Тро­иц­ко­го Ма­ка­рие­во-Ун­жен­ско­го мон. (1675) (ны­не г. Ма­карь­ев Ко­ст­ром­ской обл.). По­сле­до­ватель­ный кри­тик ста­ро­об­ряд­че­ст­ва. По бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Ио­а­ки­ма за­ме­нял в хра­мах го­ро­дов Га­лич и Юрь­е­вец-По­воль­ский ста­ро­пе­чат­ные бо­го­слу­жеб­ные кни­ги на но­вые. Уча­ст­во­вал в пре­ни­ях в Мо­ск­ве в Гра­но­ви­той па­ла­те с од­ним из ли­де­ров ста­ро­об­ряд­че­ст­ва свящ. Ни­ки­той До­б­ры­ни­ным (Пус­то­свя­том) [5(15).7.1682]. Стал пер­вым епи­ско­пом но­во­уч­реж­дён­ной Во­ро­неж­ской епар­хии. Соз­дал в епар­хии суд­ный при­каз ду­хов­ных дел, ка­зён­ный при­каз; при нём бы­ли рас­ши­ре­ны гра­ни­цы епар­хии, по­строе­но бо­лее 50 хра­мов, в т. ч. ка­фед­раль­ный со­бор в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Во­ро­не­же (1692), ос­но­ва­ны 2 мо­на­сты­ря. М. В. счи­тал воз­мож­ным за­им­ст­во­вать тех­нич. дос­ти­же­ния Зап. Ев­ро­пы, но был про­тив­ни­ком куль­тур­ных нов­шеств ца­ря Пет­ра I, что вы­зва­ло крат­ко­врем. кон­фликт ме­ж­ду ни­ми. М. В. под­дер­жи­вал дея­тель­ность Пет­ра I по соз­да­нию во­ен. фло­та (по­жерт­во­вал круп­ные сум­мы на строи­тель­ст­во ко­раб­лей для Азов­ско­го по­хо­да 1696), поль­зо­вал­ся рас­по­ло­же­ни­ем ца­ря, ко­то­рый, по преданию, при­сут­ст­во­вал при его по­гре­бе­нии и сам нёс гроб с те­лом по­чив­ше­го. Пе­ред смер­тью М. В. при­нял схи­му с име­нем Ма­ка­рий.

Со­хра­ни­лись ар­хи­пас­тыр­ские по­сла­ния М. В., его че­ло­бит­ная ца­рям Пет­ру I и Ива­ну V, фраг­мен­ты пе­ре­пис­ки с раз­ны­ми ли­ца­ми. Ка­но­ни­зи­ро­ван в 1832. Дни па­мя­ти: 7(20) ав­гу­ста, 4(17) сен­тяб­ря, 23 но­яб­ря (6 де­каб­ря), а так­же в со­бо­рах Вла­ди­мир­ских, Во­ро­неж­ских, Ива­нов­ских и Ко­ст­ром­ских свя­тых.

Соч.: Ду­хов­ное за­ве­ща­ние свя­то­го Мит­ро­фа­на, епи­ско­па Во­ро­неж­ско­го. Во­ро­неж, 1903.

Лит.: Жи­тие... Ми­т­ро­фа­на... пер­во­го епи­ско­па Во­ро­неж­ско­го... М., 1838; Зве­рев С. Е., свящ. Ма­те­риа­лы для жиз­не­опи­са­ния свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на, пер­во­го епи­ско­па Во­ро­неж­ского (1682–1703). Во­ро­неж, 1897; Ни­коль­ский П. В. Свя­ти­тель Мит­ро­фан, пер­вый епи­скоп Во­ро­неж­ский, как ис­то­ри­че­ский дея­тель до­пет­ров­ской эпо­хи // Во­ро­неж­ская ста­ри­на. Во­ро­неж, 1903. Вып. 3; По­ли­кар­пов Н. И. Очерк жиз­ни и дея­тель­но­сти свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на, пер­во­го епи­ско­па Во­ро­неж­ско­го. Во­ро­неж, 1904; Глазь­ев В. Н. Епи­скоп Мит­ро­фан Во­ро­неж­ский: К ис­то­рии от­но­ше­ний свет­ской и ду­хов­ной вла­стей в кон­це XVII – на­ча­ле XVIII в. // Цер­ковь и ее дея­те­ли в ис­то­рии Рос­сии. Во­ро­неж, 1993; Во­ро­неж­ские ар­хи­пас­ты­ри от свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на до на­ших дней: Ис­то­ри­ко-био­гра­фи­че­ские очер­ки. Во­ро­неж, 2003. С. 15–84.

Вернуться к началу