ГЛА́ВНОЕ УПРАВЛЕ́НИЕ ПУТЕ́Й СООБЩЕ́НИЯ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЛА́ВНОЕ УПРАВЛЕ́НИЕ ПУТЕ́Й СООБЩЕ́НИЯ (ГУПС), в 1809–65 в Рос. империи центр. гос. учреждение, управлявшее строительством и эксплуатацией гидротехнич. сооружений, искусств. сухопутных коммуникаций (в т. ч. с 1842 железных дорог), торговых портов, а также публичных зданий в городах (до 1833 и с 1864 в ведении МВД) и телеграфных линий (до 1842 в ведении Воен. мин-ва, с 1864 – Почтового деп-та); с 1842 также составляло полное собрание карт всех путей сообщения в России со всеми имевшимися при них сооружениями. Создано 20.11(2.12).1809 путём объединения Экспедиции водяных сообщений (образована в июле 1809 на основе существовавшего с 1798 Деп-та водяных коммуникаций) и Экспедиции устроения дорог в государстве (учреждена в 1780, в 1796 ликвидирована, восстановлена в 1800). Неоднократно меняло названия: Гл. управление водяных и сухопутных сообщений (1809–10), ГУПС (1810–32 и 1864–65), Гл. управление путей сообщения и публичных зданий (1832–64). До 1822 возглавлялось гл. директором путей сообщения, затем – главноуправляющим. До 1816 находилось в Твери, затем в С.-Петербурге.
Высший состав служащих ГУПС (гл. обр. инженеры) имел воен. чины и составлял Корпус инженеров водяных и сухопутных сообщений. Работами на местах по ведомству ГУПС руководили начальники округов путей сообщения, на которые была разделена территория России при учреждении ГУПС (в 1809 округов было 10, в 1836 – 5, в 1843 – 12). Им подчинялись губернские строительные и губернские дорожные комиссии (учреждены в 1833, в 1849 объединены в губернские строительные и дорожные комиссии), мастерские бригады (в 1843 преобразованы в военно-рабочие роты), в 1845–63 также арестантские роты – военизир. формирования, состоявшие из осуждённых преступников и выполнявшие работы по благоустройству городов, строительству мостов и т. д.
ГУПС были подведомственны Ин-т корпуса инженеров путей сообщения (учреждён в 1809, в 1809–10 назывался Ин-т корпуса инженеров водяных и сухопутных сообщений, с 1865 Ин-т инженеров путей сообщения; ныне С.-Петерб. гос. ун-т путей сообщения), Воен.-строит. школа (1820–29), Школа кондукторов путей сообщения (1820–39), Уч-ще гражд. инженеров (1832–42) и Строит. уч-ще (1842–65). В 1826–43 ГУПС издавало «Журнал путей сообщения», в 1845–65 – «Журнал Главного управления путей сообщения и публичных зданий». В 1865 преобразовано в Министерство путей сообщения.
Гл. директоры путей сообщения: Г. П. Ольденбургский (1809–12), Ф. П. Деволлан (1812–18), А. А. Бетанкур (1819–1822); главноуправляющие: А. Вюртембергский (1822–32), К. Ф. Толь (1833–1842), П. А. Клейнмихель (1842–55), К. В. Чевкин (1855–62), П. П. Мельников (1862–65).