Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЛА́ВНОЕ УПРАВЛЕ́НИЕ ПУТЕ́Й СООБЩЕ́НИЯ

Авторы: Н. М. Корнева

ГЛА́ВНОЕ УПРАВЛЕ́НИЕ ПУТЕ́Й СО­ОБ­ЩЕ́НИЯ (ГУПС), в 1809–65 в Рос. им­пе­рии центр. гос. уч­ре­ж­де­ние, управ­ляв­шее строи­тель­ст­вом и экс­плуа­та­ци­ей гид­ро­тех­нич. со­ору­же­ний, ис­кусств. су­хо­пут­ных ком­му­ни­ка­ций (в т. ч. с 1842 же­лез­ных до­рог), тор­го­вых пор­тов, а так­же пуб­лич­ных зда­ний в го­ро­дах (до 1833 и с 1864 в ве­де­нии МВД) и те­ле­граф­ных ли­ний (до 1842 в ве­де­нии Во­ен. мин-ва, с 1864 – Поч­то­во­го деп-та); с 1842 так­же со­став­ля­ло пол­ное со­б­ра­ние карт всех пу­тей со­об­ще­ния в Рос­сии со все­ми имев­ши­ми­ся при них со­ору­же­ния­ми. Соз­да­но 20.11(2.12).1809 пу­тём объ­е­ди­не­ния Экс­пе­ди­ции во­дя­ных со­об­ще­ний (об­ра­зо­ва­на в ию­ле 1809 на ос­но­ве су­ще­ст­во­вав­ше­го с 1798 Деп-та во­дя­ных ком­му­ни­ка­ций) и Экс­пе­ди­ции уст­рое­ния до­рог в го­су­дар­ст­ве (уч­ре­ж­де­на в 1780, в 1796 ли­к­ви­ди­ро­ва­на, вос­ста­нов­ле­на в 1800). Не­од­но­крат­но ме­ня­ло на­зва­ния: Гл. управ­ле­ние во­дя­ных и су­хо­пут­ных со­об­ще­ний (1809–10), ГУПС (1810–32 и 1864–65), Гл. управ­ле­ние пу­тей со­об­ще­ния и пуб­лич­ных зда­ний (1832–64). До 1822 воз­глав­ля­лось гл. ди­рек­то­ром пу­тей со­об­ще­ния, за­тем – глав­но­управ­ляю­щим. До 1816 на­хо­ди­лось в Тве­ри, за­тем в С.-Пе­тер­бур­ге.

Выс­ший со­став слу­жа­щих ГУПС (гл. обр. ин­же­не­ры) имел во­ен. чи­ны и со­став­лял Кор­пус ин­же­не­ров во­дя­ных и су­хо­пут­ных со­об­ще­ний. Ра­бо­та­ми на мес­тах по ве­дом­ст­ву ГУПС ру­ко­во­ди­ли на­чаль­ни­ки ок­ру­гов пу­тей со­об­ще­ния, на ко­то­рые бы­ла раз­де­ле­на тер­ри­то­рия Рос­сии при уч­ре­ж­де­нии ГУПС (в 1809 ок­ру­гов бы­ло 10, в 1836 – 5, в 1843 – 12). Им под­чи­ня­лись гу­берн­ские строи­тель­ные и гу­берн­ские до­рож­ные ко­мис­сии (уч­ре­ж­де­ны в 1833, в 1849 объ­е­ди­не­ны в гу­берн­ские строи­тель­ные и до­рож­ные ко­мис­сии), мас­тер­ские бри­га­ды (в 1843 пре­об­ра­зо­ва­ны в во­ен­но-ра­бо­чие ро­ты), в 1845–63 так­же аре­стант­ские ро­ты – вое­ни­зир. фор­ми­ро­ва­ния, со­сто­яв­шие из осу­ж­дён­ных пре­ступ­ни­ков и вы­пол­няв­шие ра­бо­ты по бла­го­ус­т­рой­ст­ву го­ро­дов, строи­тель­ст­ву мос­тов и т. д.

ГУПС бы­ли под­ве­дом­ст­вен­ны Ин-т кор­пу­са ин­же­не­ров пу­тей со­об­ще­ния (уч­реж­дён в 1809, в 1809–10 на­зы­вал­ся Ин-т кор­пу­са ин­же­не­ров во­дя­ных и су­хо­пут­ных со­об­ще­ний, с 1865 Ин-т ин­же­не­ров пу­тей со­об­ще­ния; ны­не С.-Пе­терб. гос. ун-т пу­тей со­об­ще­ния), Во­ен.-стро­ит. шко­ла (1820–29), Шко­ла кон­дук­то­ров пу­тей со­об­ще­ния (1820–39), Уч-ще гражд. ин­же­не­ров (1832–42) и Стро­ит. уч-ще (1842–65). В 1826–43 ГУПС из­да­ва­ло «Жур­нал пу­тей со­об­ще­ния», в 1845–65 – «Жур­нал Глав­но­го управ­ле­ния пу­тей со­об­ще­ния и пуб­лич­ных зда­ний». В 1865 пре­об­ра­зо­ва­но в Ми­ни­стер­ст­во пу­тей со­об­ще­ния.

Гл. ди­рек­то­ры пу­тей со­об­ще­ния: Г. П. Оль­ден­бург­ский (1809–12), Ф. П. Де­во­л­лан (1812–18), А. А. Бе­тан­кур (1819–1822); глав­но­управ­ляю­щие: А. Вюр­тем­берг­ский (1822–32), К. Ф. Толь (1833–1842), П. А. Клейн­ми­хель (1842–55), К. В. Чев­кин (1855–62), П. П. Мель­ни­ков (1862–65).

Лит.: Ге­ор­ги­ев­ский П. И. Ис­то­ри­че­ский очерк раз­ви­тия пу­тей со­об­ще­ния в XIX в. СПб., 1893; Крат­кий ис­то­ри­че­ский очерк раз­ви­тия и дея­тель­но­сти ве­дом­ст­ва пу­тей со­об­ще­ния за сто лет его су­ще­ст­во­ва­ния (1798–1898 гг.). СПб., 1898; [Ни­ко­ла­ев А. С., Жит­ков С. М.]. Крат­кий ис­то­ри­че­ский очерк раз­ви­тия во­дя­ных и су­хо­пут­ных со­об­ще­ний и тор­го­вых пор­тов в Рос­сии. СПб., 1900; Бе­ля­ков А. А. Ве­дом­ст­во пу­тей со­об­ще­ния: От Си­вер­са до Клейн­ми­хе­ля. 1798–1855 гг. // Анг­лий­ская на­бе­реж­ная, 4. СПб., 1997.

Вернуться к началу