Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕВОЛЛА́Н ФРАНЦ ПАВЛОВИЧ

Ф. П. Деволлан. Гравюра Н. И. Соколова. 19 в.

ДЕВОЛЛА́Н (Де­во­лан, Де­во­лант, де Во­лант, de Wollant) Франц Пав­ло­вич [20.9.1752–30.11(12.12).1818, С.-Пе­тер­бург], рос. гос. дея­тель, инж.-ге­не­рал (1810). Из бра­бант­ских дво­рян. По­лу­чил до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние. На рос. служ­бе с 1787. Во вре­мя рус.-швед. вой­ны 1788–90 под ко­манд. адм. С. К. Грей­га уча­ст­во­вал в мор. сра­же­нии у о. Гот­ланд. В рус.-тур. вой­ну 1787–91 (в зва­нии 1-го ин­же­не­ра рос. ар­мии) – в оса­де и взя­тии Кау­шан, Па­лан­ки, Ак­кер­ма­на, Бен­дер, Из­маи­ла и др. кре­по­стей [на­гра­ж­дён ор­де­ном Св. Ге­ор­гия 4-й сте­пе­ни (1791)]. В 1789–97 за­ни­мал­ся со­став­ле­ни­ем пла­нов и по­строй­кой кре­по­стей на юге Рос. им­пе­рии (Фа­на­го­рия, Пе­ре­коп, Ти­рас­поль, Воз­не­сенск, Ни­ко­ла­ев и др.). По ука­зу имп. Ека­те­ри­ны II и под на­блю­де­ни­ем А. В. Су­во­ро­ва совм. с адм. О. М. Де­ри­ба­сом раз­ра­бо­тал план по­строй­ки го­ро­да и пор­та при нём на мес­те тур. кре­по­сти Хад­жи­бей, ко­то­рый по­сле окон­ча­ния строи­тель­ст­ва в 1795 по­лу­чил назв. «Одес­са». В 1797 уча­ст­во­вал в раз­ра­бот­ке пла­нов строи­тель­ст­ва кре­по­стей на зап. и юж. гра­ни­цах Рос. им­пе­рии. Чл. Во­ен. кол­ле­гии (1797) и Деп-та во­дя­ных ком­му­ни­ка­ций (1798–1818). С 1799 ру­ко­во­дил чи­ст­кой Днеп­ров­ских по­ро­гов и по­строй­кой шлю­зов при Не­на­сы­тец­ком по­ро­ге. Уча­ст­во­вал в строи­тель­ст­ве Но­во­чер­кас­ска, Та­ган­рог­ско­го пор­та (1804); ру­ко­во­дил по­строй­кой Огин­ско­го (1799–1804), Ма­ри­ин­ско­го (1800–08), Сясь­ко­го (окон­чен в 1810) и др. ка­на­лов. Со­ста­вил про­ек­ты ка­на­лов для со­еди­не­ния Онеж­ско­го оз. с Бе­лым м., от р. Шекс­на до Сев. Дви­ны и др. Ген.-ин­спек­тор и стар­ший чл. со­ве­та Кор­пу­са ин­же­не­ров пу­тей со­об­ще­ния (1810–18); с дек. 1812 Гл. ди­рек­тор пу­тей со­об­ще­ния. В 1815–17 уча­ст­во­вал в строи­тель­ст­ве шлю­зов и пло­тин для Выш­не­во­лоц­кой вод­ной сис­те­мы и Тих­вин­ской вод­ной сис­те­мы; ру­ко­во­дил по­строй­кой шос­се Мо­ск­ва – С.-Пе­тер­бург (1816–18). По его ини­циа­ти­ве в 1817 для строи­тель­ст­ва до­рог во всех гу­бер­ни­ях и об­лас­тях (кро­ме Груз. губ. и Бес­са­ра­бии) был вве­дён осо­бый сбор по 25 коп. ас­сиг­на­ция­ми с ка­ж­дой ре­виз­ской ду­ши. На­гра­ж­дён ор­де­ном Св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го (1809).

Лит.: Мур­за­ке­вич Н. Дея­те­ли Но­во­рос­сий­ско­го края // За­пис­ки им­пе­ра­тор­ско­го Одес­ско­го об­ще­ст­ва ис­то­рии и древ­но­стей. 1875. Т. 9; Ти­мо­фе­ен­ко В. И. Го­ро­да Се­вер­но­го При­чер­но­мо­рья во вто­рой по­ло­ви­не XVIII в. К., 1984; Бе­ля­ков А. А. Ве­дом­ст­во пу­тей со­об­ще­ния: от Си­вер­са до Клейн­ми­хе­ля // Анг­лий­ская на­бе­реж­ная, д. 4. СПб., 1997; Ма­ру­ня Е. Е. Франц де Во­лан и Ти­рас­поль­ская кре­пость // Из ис­то­рии род­но­го го­ро­да. Ти­рас­поль, 1997.[Вып. 1].

Вернуться к началу