ТИ́ХВИНСКАЯ ВО́ДНАЯ СИСТЕ́МА
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТИ́ХВИНСКАЯ ВО́ДНАЯ СИСТЕ́МА (с 15.11.1918 им. В. И. Ленина), искусственный водный путь, связывавший Поволжье с сев.-зап. частью России. Задумана Петром I для обеспечения С.-Петербурга зерном и др. продуктами из центр. России, а также для доставки в глубь страны из столичного порта иностр. товаров. Сооружалась в 1802–42; строительство начато по проекту, подготовленному при участии Ф. П. Деволлана и 1(13).1.1802 утверждённому имп. Александром I. Введена в действие в 1811 в незавершённом виде. Первоначально имела 7 шлюзов, а также 66 полушлюзов (с 1819 заменялись на шлюзы), к 1842 – 62 шлюза. Общая протяжённость ок. 904 км, в т. ч. шлюзованных участков – ок. 188 км. Проходила по рекам Волга, Молога, Чагодоща (Чагода), Горюн, оз. Чагодощь (ныне Вожанское), р. Соминка, оз. Сомино, р. Волчина (ныне Валченка), Тихвинскому каналу (его протяжённость ок. 7 км), озёрам Еглино и Путнее, рекам Тихвинка и Сясь, Сясскому (Старосясскому; св. 10 км) и Ладожскому (Староладожскому; ок. 111 км) каналам, Ладожскому оз., р. Нева. Конечные пункты – Рыбинск и С.-Петербург (путь по всей Т. в. с. занимал в среднем 29 дней). Названа по г. Тихвин, в котором до 1966 находилось управление системой. Движение судов по Т. в. с. осуществлялось в обоих направлениях; к сер. 19 в. ок. 1,5 тыс. судов (грузоподъёмность 19–24,5 т) в год перевозили ок. 50 тыс. т грузов. Т. в. с. существовала наряду с Вышневолоцкой водной системой (навигация открыта в 1709) и Мариинской водной системой (1810; в 1860-х гг. приняла на себя значит. часть грузов Т. в. с.). Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв., в частности в связи со строительством в Европ. России железных дорог, общероссийское значение Т. в. с. постоянно снижалось. В 1906 земства Тихвинского и Устюженского уездов Новгородской губ. решили использовать Т. в. с. только для лесосплава и перевозок с.-х. продукции. В 1917–18, в Гражд. войну 1917–22, грузопоток вырос за счёт снабжения Петрограда зерном и мукой из Поволжья. С 1930-х гг. лесосплав сохранялся в незначит. объёме, к кон. 1950-х – нач. 1960-х гг. система стала нерентабельной. В 1966 закрыта на основании решения исполкома Ленингр. областного совета от 15.9.1965. К нач. 21 в. практически все сооружения Т. в. с. разрушены.