МАРИИ́НСКАЯ ВО́ДНАЯ СИСТЕ́МА
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРИИ́НСКАЯ ВО́ДНАЯ СИСТЕ́МА, крупнейший во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. в России и Европе искусств. водный путь. Названа в честь имп. Марии Фёдоровны, супруги имп. Павла I. Соединила реки (с противоположным направлением течения) бассейнов Каспийского и Балтийского морей – Волгу с Невой, а через неё с Балтийским м. Конечные пункты – Рыбинск и С.-Петербург.
Идея строительства М. в. с. принадлежала Петру I. В 18 в. велись изыскания и составлялись проекты строительства. В 1799–1810 гл. обр. под рук. Ф. П. Деволлана построен первый – Мариинский – канал (первое судно по нему прошло в 1808), соединивший реки Ковжа и Вытегра и заменивший волок между ними. Сквозное движение по М. в. с. открыто в 1810. М. в. с. первоначально проходила по р. Шексна, Белоозеру, р. Ковжа, Мариинскому каналу, р. Вытегра, Онежскому оз., р. Свирь, Ладожскому оз. и р. Нева. Позднее для прохода судов в обход Онежского оз. и Белого оз., где часты штормы, вдоль их южных берегов прорыты Онежский обводной канал [в 1818–20 выполнена первая очередь от р. Вытегра до урочища Чёрный Песок, в 1845–52 – 2-я очередь, до р. Свирь (Вознесенская пристань)] и Белозерский канал (1843–46). Новомариинский канал (сооружён в 1882–86 параллельно Мариинскому) сделал М. в. с. менее протяжённой и более удобной в обслуживании. Со строительством Новоладожских каналов (1861–1883) между реками Свирь и Сясь, Сясь и Волхов, Волхов и Нева М. в. с. приняла свой окончат. вид. Движение по ней, в т. ч. пароходное, было двусторонним. Протяжённость св. 1124 км, в т. ч. шлюзованной части 180,8 км (по др. данным: ок. 1146 км; обходных каналов – ок. 303 км, шлюзованных – ок. 91 км). Пропускная способность: св. 491 тыс. т грузов, 110 дней пути от Рыбинска до С.-Петербурга в 1810-х гг.; св. 1,1 млн. т, 45 дней в 1886; ок. 2 млн. т, 31 день – в 1890. По М. в. с. осуществлялось примерно 3/4 всех водных перевозок в Европ. части России (общий объём грузов, перевозимых по М. в. с., в кон. 19 в. достигал ок. 3,3 млн.– св. 4 млн. т). Существовала наряду с Вышневолоцкой водной системой (навигация открыта в 1709) и Тихвинской водной системой (1811), с 1860-х гг. приняла на себя значит. часть грузов, которые шли по ним. Со строительством сети железных дорог в Европ. России её значение снижалось. С 1964, после реконструкции, Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина.