Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЫШНЕВОЛО́ЦКАЯ ВО́ДНАЯ СИСТЕ́МА

ВЫШНЕВОЛО́ЦКАЯ ВО́ДНАЯ СИС­ТЕ́МА, пер­вый в Рос­сии и один из круп­ней­ших в Ев­ро­пе (до сер. 19 в.) ис­кусств. вод­ный путь. Со­еди­ня­ет р. Вол­га с Бал­тийским м. (Ры­бинск – С.-Пе­тер­бург). Про­тя­жён­ность 1406 км; вклю­ча­ет 6 не­боль­ших шлю­зов и 8 во­до­хра­ни­лищ. Про­ло­жен по трас­се ста­рин­но­го тор­го­во­го вод­но­го пу­ти, имев­ше­го два во­ло­ка – Выш­ний (из р. Твер­ца в р. Мста) и Ниж­ний (в об­ход Мстин­ских по­ро­гов). Про­хо­дит по р. Вол­га, волж­ским во­до­хра­ни­ли­щам, р. Твер­ца, Выш­не­во­лоц­ко­му во­до­хра­ни­ли­щу, р. Цна, оз. Мсти­но, р. Мста, При­иль­мен­ско­му ка­на­лу, р. Вол­хов, об­вод­но­му Ла­дож­ско­му ка­на­лу, р. Не­ва. На­ча­ло В. в. с. бы­ло по­ло­же­но соз­да­ни­ем Выш­не­во­лоц­ко­го (Твер­ско­го, Га­га­рин­ско­го) ка­на­ла ме­ж­ду pе­ка­ми Цна и Твер­ца (стро­ил­ся в 1703–06 голл. мас­те­ра­ми во гла­ве с А. Гау­те­ром, а так­же В. и М. Га­га­ри­ны­ми, уча­ст­во­вал Пётр I; до­ст­раи­вал­ся в 1706–09). Для на­ви­га­ции сис­те­ма от­кры­та в 1709. Пер­во­на­чаль­но, гл. обр. из-за мел­ко­во­дья, су­да дви­га­лись в од­ном на­прав­ле­нии – до С.-Пе­тер­бур­га. Ко­рен­ные ре­кон­ст­рук­ции и усо­вер­шен­ст­во­ва­ния для уст­ра­не­ния мел­ко­во­дья про­из­во­ди­лись в 1719–22, 1770-х – нач. 1800-х гг. В об­ход оз. Иль­мень бы­ли по­строе­ны ка­налы – Си­вер­сов (Нов­го­род­ский; 1797 или 1798 – 1803, инж. И. К. Ге­рард; пер­вые про­ек­ты раз­ра­бо­та­ны в 1770–75) и Ви­шер­ский (1825 или 1826–1835). В 1820-е гг. В. в. с. снаб­же­на те­ле­гра­фом (ра­бо­та­ми ру­ко­во­ди­ли О. И. Ко­риц­кий, Ф. И. Шту­кен­берг, П. П. Ба­зен и др.). До 1780-х гг. по ней в на­ви­га­цию тран­зи­том про­хо­ди­ло до 2–3 тыс. разл. ти­пов су­дов, до 1840-х гг. – 4–6 тыс., в сер. 19 в. – 2–3 тыс. су­дов. До кон. 1840-х гг. она за­ни­ма­ла 1-е ме­сто сре­ди др. вод­ных сис­тем в Рос­сии по ко­ли­че­ст­ву пе­ре­ве­зён­ных в на­ви­га­цию гру­зов (хле­ба и др. про­до­вольств. то­ва­ров, сы­рья, пром. то­ва­ров). Спо­соб­ст­во­ва­ла пром. раз­ви­тию С.-Пе­тер­бур­га, Се­ве­ро-За­па­да и При­бал­ти­ки, рос­ту внеш­ней тор­гов­ли. Её эко­но­мич. зна­че­ние сни­жа­лось по­сте­пен­но, с от­кры­ти­ем глу­бо­ко­вод­ной Ма­ри­ин­ской вод­ной сис­те­мы, строи­тель­ством Пе­тер­бург-Мо­с­ков­ской (1851) и Ры­бин­ско-Бо­ло­гов­ской (1870) же­лез­ных до­рог. С 1890-х гг. В. в. с. по­те­ря­ла тран­зит­ное зна­че­ние. Ис­поль­зу­ет­ся как мест­ный вод­ный путь.

Лит.: Берн­штейн-Ко­ган С. В. Выш­не­во­лоц­кий вод­ный путь. М., 1946; Выш­не­во­лоц­кая вод­ная сис­те­ма, 1703–2003: Биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель. Выш­ний Во­ло­чек, 2003.

Вернуться к началу