ВЫШНЕВОЛО́ЦКАЯ ВО́ДНАЯ СИСТЕ́МА
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЫШНЕВОЛО́ЦКАЯ ВО́ДНАЯ СИСТЕ́МА, первый в России и один из крупнейших в Европе (до сер. 19 в.) искусств. водный путь. Соединяет р. Волга с Балтийским м. (Рыбинск – С.-Петербург). Протяжённость 1406 км; включает 6 небольших шлюзов и 8 водохранилищ. Проложен по трассе старинного торгового водного пути, имевшего два волока – Вышний (из р. Тверца в р. Мста) и Нижний (в обход Мстинских порогов). Проходит по р. Волга, волжским водохранилищам, р. Тверца, Вышневолоцкому водохранилищу, р. Цна, оз. Мстино, р. Мста, Приильменскому каналу, р. Волхов, обводному Ладожскому каналу, р. Нева. Начало В. в. с. было положено созданием Вышневолоцкого (Тверского, Гагаринского) канала между pеками Цна и Тверца (строился в 1703–06 голл. мастерами во главе с А. Гаутером, а также В. и М. Гагариными, участвовал Пётр I; достраивался в 1706–09). Для навигации система открыта в 1709. Первоначально, гл. обр. из-за мелководья, суда двигались в одном направлении – до С.-Петербурга. Коренные реконструкции и усовершенствования для устранения мелководья производились в 1719–22, 1770-х – нач. 1800-х гг. В обход оз. Ильмень были построены каналы – Сиверсов (Новгородский; 1797 или 1798 – 1803, инж. И. К. Герард; первые проекты разработаны в 1770–75) и Вишерский (1825 или 1826–1835). В 1820-е гг. В. в. с. снабжена телеграфом (работами руководили О. И. Корицкий, Ф. И. Штукенберг, П. П. Базен и др.). До 1780-х гг. по ней в навигацию транзитом проходило до 2–3 тыс. разл. типов судов, до 1840-х гг. – 4–6 тыс., в сер. 19 в. – 2–3 тыс. судов. До кон. 1840-х гг. она занимала 1-е место среди др. водных систем в России по количеству перевезённых в навигацию грузов (хлеба и др. продовольств. товаров, сырья, пром. товаров). Способствовала пром. развитию С.-Петербурга, Северо-Запада и Прибалтики, росту внешней торговли. Её экономич. значение снижалось постепенно, с открытием глубоководной Мариинской водной системы, строительством Петербург-Московской (1851) и Рыбинско-Бологовской (1870) железных дорог. С 1890-х гг. В. в. с. потеряла транзитное значение. Используется как местный водный путь.