МИНИСТЕ́РСТВО ПУТЕ́Й СООБЩЕ́НИЯ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИНИСТЕ́РСТВО ПУТЕ́Й СООБЩЕ́НИЯ (МПС), центр. гос. учреждение в Рос. империи, СССР и РФ, управлявшее железнодорожным транспортом, а также, до 1931, внутр. водными и шоссейными путями сообщения. Образовано 15(27).6.1865 на основе упразднённого Главного управления путей сообщения. После Окт. революции 1917 преобразовано в Народный комиссариат путей сообщения (НКПС), с 1946 – МПС СССР. Указом президента Б. Н. Ельцина от 20.1.1992 преобразовано в МПС РФ (в 1992–95 в его подчинении находились ж.-д. войска). Оно упразднено 9.3.2004, его функции переданы вновь созданному Мин-ву транспорта и связи, которое 20.5.2004 разделено на Мин-во связи и Мин-во транспорта, сосредоточившее нормативно-правовое регулирование гражд. авиации, мор., внутр. водного, ж.-д., автомобильного, гор. электрического и пром. транспорта и управление дорожным хозяйством. Непосредственное управление ж.-д. комплексом с 2003 осуществляет ОАО «Российские железные дороги» (ОАО РЖД), все акции которого принадлежат государству.
Местными органами МПС Рос. империи являлись управления округов путей сообщения, занимавшиеся гл. обр. водными путями, – С.-Петербургского (с 1914 Петроградского), Вытегорского, Вышневолоцкого, Моск., Кавказского (до 1884 Управление путей сообщения на Кавказе), Казанского, Могилёвского, Ковенского (с 1901 – Виленского), Киевского, Варшавского, Томского (с 1895) и Крымского (с 1916); фактически местными органами МПС были управления казённых железных дорог. Местными органами МПС СССР в 1946–51 являлись управления округов путей сообщения, правления железных дорог, затем – управления железных дорог (им, в свою очередь, подчинялись отделения дороги; в них входили линейные предприятия – депо, дистанции и пр.).
В ведении МПС Рос. империи находились пристани и порты, шоссейные дороги, железные дороги, а также С.-Петерб. ин-т инженеров путей сообщения (ныне С.-Петерб. гос. ун-т путей сообщения), Моск. инж. уч-ще ведомства путей сообщения (основано в 1896, с 1913 Моск. ин-т инженеров путей сообщения, ныне Моск. гос. ун-т путей сообщения), технич. ж.-д. училища (открывались с 1869), Вышневолоцкое уч-ще кондукторов путей сообщения (основано в 1883). В ведении МПС СССР находились: железные дороги (в 1988 – 32 дороги, 145 тыс. км путей, св. 11 тыс. станций и разъездов, св. 1 тыс. локомотивных и вагонных депо, тысячи дистанций пути, заводов и др. обслуживающих предприятий, станции, депо, вагонные участки, дистанции связи и пр.), строит. организации (1946–54; затем они переданы образованному союзному Мин-ву транспортного строительства СССР), с 1975 – и метрополитен, а также 4 НИИ, 15 вузов, техникумы и ж.-д. школы (1988), изд-во «Трансжелдориздат» (1923–64; до 1933 «Транспечать»).
В 19 – нач. 20 вв. МПС руководило строительством и эксплуатацией казённых железных дорог и рельсовых подъездных путей, шоссейных дорог, гидротехнич. сооружений, управляло судоходными и сплавными путями сообщения. Рассматривало и разрабатывало проекты общегосударственной сети железных дорог, законопроекты, касавшиеся путей сообщения. Осуществляло надзор за строительством и эксплуатацией частных железных дорог; за деятельностью земств по устройству земских шоссе, а также за содержанием казённых шоссе, переданных в ведение земств; судоходный надзор на внутр. водных путях сообщения ведомства МПС (часть водных путей относилась к ведению местных властей). Ведало судоходно-полицейской частью. Управляло сооружением, реконструкцией и содержанием торговых портов [до 7(20).11.1902, когда было создано самостоят. Гл. управление торгового мореплавания и портов]. Разрабатывало правила плавания и судоходства (с 1890). Устанавливало ж.-д. тарифы (в 1888 эта функция передана Мин-ву финансов). Рассматривало заявки на концессии и проекты уставов акционерных обществ для устройства железных дорог и др. частных предприятий в сфере путей сообщения. Руководило произ-вом топографич. изысканий, составляло и издавало карты путей сообщения, планы рек. Собирало статистич. сведения о железных дорогах, шоссейных и водных путях сообщения, о работах в торговых портах. Во время 1-й мировой войны министр путей сообщения возглавил Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по перевозке топлива и продовольств. и воен. грузов (авг. 1915).
После Окт. революции 1917 НКПС занимался восстановлением и дальнейшим развитием ж.-д. хозяйства, пострадавшего во время 1-й мировой войны и Гражд. войны 1917–22. МПС СССР в 1950-е гг. выступило с программой перспективного (на 20 лет) развития и модернизации ж.-д. транспорта, в которой предусматривалась дальнейшая электрификация (св. 40 тыс. км грузонапряжённых линий), внедрение тепловозной тяги, автоматизация и механизация производств. процессов, реконструкция заводов транспортного машиностроения. Благодаря реализации программы в 1975 протяжённость сети увеличилась на 17,6 тыс. км, объёмы перевозок выросли в 3 раза (3621,1 млн. т), 51,7% перевозок осуществлялось электровозами и 47,9% тепловозами; 38,9 тыс. км были электрифицированы; 62,4 тыс. км оснащены автоблокировкой. В 1960–70-е гг. внедрялись передовые технологии работы станций и ж.-д. узлов, организации движения соединённых поездов с предоставлением «окон» для ремонта пути. К кон. 1970-х гг. создан спец. вагонный парк из рефрижераторов, зерновозов, цементовозов, двухъярусных платформ для перевозки автомобилей и др. В 1982 был предложен план развития ж.-д. отрасли, в основу которого положена стратегия внедрения во все звенья транспортного конвейера интенсивных технологий на базе автоматизации произ-ва и более широкой механизации ручного труда. В 1988 достигнут абсолютный максимум перевозок не только в СССР, но и в мире (4115,6 млн. т груза и 4395,9 млн. пассажиров) при увеличении сети только на 3,4 тыс. км. В 1991 в МПС разработана третья программа развития и реконструкции ж.-д. транспорта на период до 2000, которая легла в основу дальнейшего развития и модернизации железных дорог России.
Ведомство издавало журнал, менявший названия: «Журнал Министерства путей сообщения» (1865–75, 1878–1917; в 1882–86 неофициальная часть журнала выходила отдельным изданием под назв. «Инженерный Журнал Министерства путей сообщения»), «Техника и экономика путей сообщения» (1919–24), «Социалистический транспорт» (1926–1940), «Железнодорожный транспорт» (выходит с 1941). Др. издания ведомства: «Вестник Министерства путей сообщения» (1896–1903), «Вестник путей сообщения» (1904–17), газ. «Гудок» (выходит с 1917; с 2007 издаётся ОАО РЖД).
Список руководителей ведомства см. в приложении «Государственные учреждения России, СССР, РФ» в томе «Россия».